РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 1 октября 2012 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи - Петренко А.П.
при секретаре - Козычевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чабанец В.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.05.2012г. № №,
УСТАНОВИЛ:
Чабанец В.В. обратилась в суд с иском, в котором оспаривает отказ комиссии отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе в назначении ей досрочной пенсии в связи с её лечебной деятельностью, указав в нем, что 28 мая 2012г. она обратилась с заявлением о назначении ей пенсии в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Приморско-Ахтарском районе. Однако решением УПФ РФ (ГУ) в Приморско- Ахтарском районе от 31.05.2012г. протокол № № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Свой отказ органы пенсионного фонда мотивируют тем, что для назначения указанной пенсии она не имеет необходимого стажа работы - 30 лет. Так, УПФ РФ (ГУ) в Приморско-Ахтарском районе периоды: с 11.12.1980г. по 04.04.1981г. в должности медсестры хирургического отделения Приморско-Ахтарской ЦРБ засчитаны в календарном, а не в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, так как находилась в отпуске по беременности и родам; с 05.04.1981г. по 09.09.1981г. в должности медсестры хирургического отделения Приморско-Ахтарской ЦРБ засчитаны в календарном, а не в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, так как находилась в отпуске по уходу за ребёнком до года; 15.08.1982г. по 18.01.1983г. в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ засчитаны в календарном, а не в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 3 месяца, так как находилась в отпуске по беременности и родам; с 19.01.1983г. по 10.10.1983г. в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ засчитаны в календарном, а не в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 3 месяца, так как находилась в отпуске по уходу за ребёнком до года.
С данным решением УПФ РФ (государственного учреждения) в Приморско-Ахтарском районе она не согласна полностью по следующим основаниям.
Пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется пп. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
При этом, пунктом 9 статьи 30 данного закона и постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что в целях реализации пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Так, до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ действовал: - Список профессий и должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 - который применяется к стажу работы до 31 октября 1999г., пунктом 2 которого установлено: 1 год работы в сельской местности считается - за 1 год и 3 месяца; 1 год работы в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля стационаров - за 1 год и 6 месяцев.
В период с 11.12.1980 г. по 04.04.1981 г. и с 15.08.1982 г. по 18.01.1983 г. она находилась в отпуске по беременности и родам. Данный период в соответствии с информационным письмом от 04.11.2002 г. № № следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности (больничный лист) и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что и было сделано пенсионным фондом. Однако, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" : "Периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.. ., засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности...."
Таким образом, период с 11.12.1980 г. по 04.04.1981 г. нахождения в отпуске по беременности и родам должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, так как это предусмотрено "иным нормативным актом", а именно частью 2 (абзац 2) постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 поскольку в этот период я работала в должности медицинской сестры хирургического отделения в Приморско-Ахтарской ЦРБ.
Период с 15.08.1982 г. по 18.01.1983 г. нахождения в отпуске по беременности и родам также должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, так как это предусмотрено "иным нормативным актом", а именно частью 2 (абзац 1) постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 поскольку в этот период я работала в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ (сельская местность).
В период с 05.04.1981 г. по 09.09.1981 г. и с 19.01.1983 г. по 10.10.1983 г. она находилась в отпуске по уходу за ребёнком. К оспариваемым периодам должны быть применены: постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 г. № 235; постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02.09.1981г. № 865; постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. № 156/10-30 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».
В вышеуказанных разъяснениях (пункт 6) прямо предусмотрено: Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения Заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий...
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Руководствуясь указанными постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми должны быть засчитаны в стаж работы по специальности также, как и работа, в период которой были предоставлены эти отпуска.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен в период её работы с 05.04.1981 г. по 09.09.1981 г. в должности медсестры хирургического отделения Приморско-Ахтарской ЦРБ, то он должен быть учтен в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев, а период с 19.01.1983 г. по 10.10.1983 г. в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ (сельская местность) как 1 год за 1 год 3 месяца на I основании части 1 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от I 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
В судебном заседании Чабанец В.В. и её представитель Федотюк Т.П., доводы изложенные в иске поддержали и просили суд Решение УПФ РФ (государственного учреждения) в Приморско- Ахтарском районе от 31.05.2012 г. № № в части отказа Чабанец В.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости признать незаконным. Обязать УПФ РФ (государственное учреждение) в Приморско- Ахтарском районе включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды: в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев: с 11.12.1980г. г. по 04.04.1981 г. отпуск по беременности и родам и с 05.04.1981г. по 09.09.1981г. отпуск по уходу за ребёнком до года; в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца: с 15.08.1982г. г. по 18.01.1983 г. отпуск по беременности и родам и с 19.01.1983г.г. по 10.10.1983 г. отпуск по уходу за ребёнком до года.
Назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ с 28.05.2012 года.
Представитель УПФ РФ в Приморско-Ахтарском районе по доверенности - Рыбакова Л.В., с исковыми требованиями Чабанец В.В. не согласилась, по следующим основаниям: Досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 ФЭ-173 предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с п. 1 названной статьи, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
На дату обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЭ-173 действовали Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления таких периодов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781. В соответствии с п.5 вышеупомянутых Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению к постановлению № 781, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2П установлено, что в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию, исчисление страхового и специального стажа, имевшего место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам ранее действовавшего законодательства. По состоянию на 31.12.2001г. пенсионное обеспечение осуществлялось в соответствии с Законом от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» №340-1. При этом до 01.11.1999г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.
Из ксерокопии трудовой книжки усматривается, что истица с 01.04.1980г. по 09.09.1981г. работала в Приморско-Ахтарской ЦРБ в должности медсестры хирургического отделения, работа в котором дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464.
Также истица с 08.10.1981 по 02.04.1988гг. работала в должности медсестры ФАП, заведующей ФАП-медсестрой в поселке Ахтарском (сельская местность), работа в котором дает право один год работы считать за один год и 3 месяца в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464.
Из справки № № от 28.05.2012г. усматриваются периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам за первым ребенком с 11.12.1980 по 04.04.1981гг. и отпуска по уходу за ребенком до одного года с 05.04.1981 по 09.09.1981гг., а также отпуск по беременности и родам за вторым ребенком с 15.08.1982 по 18.01.1983гг. и отпуска по уходу за ребенком до одного года с 19.01.1983 по 10.10.1983гг.
Данные периоды засчитаны истице в специальный стаж в календарном порядке, поскольку льготный порядок исчисления специального стажа предусмотрен для периодов работы, а отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за детьми по своей правовой природе таковыми не являются и не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период указанных отпусков сохраняются только трудовые отношения, при этом не осуществляется лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в должности и в учреждении в сельской местности, поселке городского типа (рабочем поселке), а также в отделении хирургического профиля.
Постановлениями ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981г. № 235, постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.09.1981г.№865 и постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982г. № 156/10-30, а также информационным письмом Минтрудсоцразвития и ПФР от 04.11.2002г. № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 на которые ссылается истица, предусмотрено, что отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения полутора лет засчитывается в стаж работы по специальности, то есть в специальный стаж, но не в льготном исчислении.
Просит суд в удовлетворении иска Чабанец В.В. – отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск Чабанец В.В. подлежит удовлетворению, на основании следующего:
Как видно из трудовой книжки, истица с 01.04.1980г. по 09.09.1981г. работала в Приморско-Ахтарской ЦРБ в должности медсестры хирургического отделения, работа в котором дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464.
Также истица с 08.10.1981 по 02.04.1988гг. работала в должности медсестры ФАП, заведующей ФАП-медсестрой в поселке Ахтарском (сельская местность), работа в котором дает право один год работы считать за один год и 3 месяца в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464.
Из справки № № от 28.05.2012г. усматриваются периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам за первым ребенком с 11.12.1980 по 04.04.1981гг. и отпуска по уходу за ребенком до одного года с 05.04.1981 по 09.09.1981гг., а также отпуск по беременности и родам за вторым ребенком с 15.08.1982 по 18.01.1983гг. и отпуска по уходу за ребенком до одного года с 19.01.1983 по 10.10.1983гг.
Пенсионное обеспечение медицинских работников регулируется пп. 20 п. 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которым досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
При этом, пунктом 9 статьи 30 данного закона и постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П определено, что в целях реализации пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Так, до дня вступления в силу ФЗ от 17.12.2001 г. № 17Э-ФЗ действовал: - Список профессий и должностей и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 - который применяется к стажу работы до 31 октября 1999г., пунктом 2 которого установлено: 1 год работы в сельской местности считается - за 1 год и 3 месяца; 1 год работы в должности медицинской сестры отделения хирургического профиля стационаров - за 1 год и 6 месяцев.
В период с 11.12.1980 г. по 04.04.1981 г. и с 15.08.1982 г. по 18.01.1983 г. она находилась в отпуске по беременности и родам. Данный период в соответствии с информационным письмом от 04.11.2002 г. № № следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности (больничный лист) и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что и было сделано пенсионным фондом. Однако, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях РФ" : "Периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.. ., засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности...."
Таким образом, период с 11.12.1980 г. по 04.04.1981 г. нахождения в отпуске по беременности и родам должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев, так как это предусмотрено "иным нормативным актом", а именно частью 2 (абзац 2) постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 поскольку в этот период я работала в должности медицинской сестры хирургического отделения в Приморско-Ахтарской ЦРБ.
Период с 15.08.1982 г. по 18.01.1983 г. нахождения в отпуске по беременности и родам также должен быть включен в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, так как это предусмотрено "иным нормативным актом", а именно частью 2 (абзац 1) постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 поскольку в этот период я работала в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ (сельская местность).
В период с 05.04.1981 г. по 09.09.1981 г. и с 19.01.1983 г. по 10.10.1983 г. Чабанец В.В. находилась в отпуске по уходу за ребёнком. К оспариваемым периодам должны быть применены: постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 г. № 235; постановление Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 02.09.1981г. № 865; постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 г. № 156/10-30 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».
В вышеуказанных разъяснениях (пункт 6) прямо предусмотрено: Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения Заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий...
Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Руководствуясь указанными постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми должны быть засчитаны в стаж работы по специальности также, как и работа, в период которой были предоставлены эти отпуска.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком был предоставлен в период её работы с 05.04.1981 г. по 09.09.1981 г. в должности медсестры хирургического отделения Приморско-Ахтарской ЦРБ, то он должен быть учтен в льготном порядке как 1 год за 1 год и 6 месяцев, а период с 19.01.1983 г. по 10.10.1983 г. в должности патронажной медсестры ФАП пос. Ахтарский Приморско-Ахтарской ЦРБ (сельская местность) как 1 год за 1 год 3 месяца на I основании части 1 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от I 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».
На основании статьи 19 Конституции РФ должно соблюдаться равенство прав граждан, в том числе и право на пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и право на получение пенсии по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения статей 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего 9г законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного и трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, повлекло бы ущемление её конституционных прав на социальное обеспечение.
Исходя из вышеизложенного, на момент обращения за назначением пенсии в УПФ РФ (государственное учреждение) в Приморско-Ахтарском районе - 28.05.2012 г., Чабанец В.В. имела свыше 30 лет специального стажа работы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чабанец В.В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Приморско-Ахтарском районе о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 31.05.2012г. № № – удовлетворить.
Обязать Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморско-Ахтарском районе края включить Чабанец В.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев: с 11.12.1980г. г. по 04.04.1981 г. отпуск по беременности и родам и с 05.04.1981г. по 09.09.1981г. отпуск по уходу за ребёнком до года; в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 3 месяца: с 15.08.1982г. г. по 18.01.1983 г. отпуск по беременности и родам и с 19.01.1983г.г. по 10.10.1983 г. отпуск по уходу за ребёнком до года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ с 28.05.2012 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца.
Судья: А.П. Петренко