взыскание задолженности



Дело № 2-АП-43/10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕПрилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

23 сентября 2010 года апелляционную жалобу Гень Елены Ивановны на решение мирового судьи Летского судебного участка РК от 24 июня 2010 года по гражданскому делу по иску ООО Управляющая организация «Партнер» к Гень Елене Ивановне, Шуракову Ивану Викторовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,

установил:

ООО УО «Партнер» обратилось к мировому судье с иском к Гень Е.И., Шуракову И.В. о взыскании задолженности по ЖКУ в размере 18 064 рублей 80 копеек и судебных расходов в виде расходов по уплате госпошлины. Заявленные требования мотивированы тем, что плата за оказываемые ЖКУ ответчиками своевременно не вносится, в результате чего образовалась указанная задолженность.      

24 июня 2010 года дело было рассмотрено мировым судьей и вынесено решение, которым заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме. С ответчиков в пользу ООО УО «Партнер» взыскана задолженность по оплате ЖКУ в сумме 18 064 рублей 80 копеек и судебные расходы в размере 258 рублей 55 копеек с каждого.  

С данным решением ответчик Гень Е.И не согласна, ею подана апелляционная жалоба на указанное решение в Прилузский районный суд.

В судебном заседании на доводах жалобы заявитель настаивает, просит суд решение мирового судьи отменить с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ответчик Шураков И.В. в судебном заседании не присутствует, о времени и месте заседания извещен надлежаще, до начала разбирательства дела по существу каких-либо заявлений, ходатайств, суду не представил.

Представитель истца в суде с жалобой не согласна. Просит решение мирового судьи Летского судебного участка от 24.06.2010г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гень Е.И. без удовлетворения.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив правовые позиции Гень Е.И., изложенную в апелляционной жалобе, и ООО УО «Партнер», исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Установлено, что квартира № 12 дома № 6 по ... была предоставлена Гень Е.И. на состав семьи из 3-х чел. по договору социального найма.

В период с 01 июля 2008 года по 30 апреля 2010 года в указанном жилом помещении проживали ответчики Гень Е.И., Шураков И.В. и несовершеннолетний Шураков Е.В., 26.05.1993г.р.

Учитывая правовой режим квартиры 12 д. 6 по ..., к спорным правоотношениям мировым судьей правомерно применены нормы ст. 678 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 153, 154, 155 Жилищного кодекса РФ.

Жилищный кодекс РФ устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данная обязанность является одной из основных обязанностей потребителя. Аналогичная обязанность установлена нормой ст. 678 ГК РФ.

Согласно ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ, оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, плату за коммунальные услуги, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.

При этом, плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; а плата за коммунальные услуги -плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В то же время, в силу п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в оспариваемый период Гень Е.И. работала учителем музыки в МОУ ДОД «Детская музыкальная школа с. Объячево», при этом место работы истца располагалось в п. Вухтым.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно - территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. № 413, объектами классификации в Общероссийском классификаторе объектов административно – территориального деления (ОКАТО) являются, в том числе, сельсоветы и сельские населенные пункты. Так, согласно ОКАТО, к сельсоветам Прилузского района Республики Коми, относится, в т.ч., Вухтымский сельсовет (п. Вухтым).

Отсюда, по мнению суда, на момент возникновения спорных отношений и образования задолженности по оплате ЖКУ, Гень Е.И. являлась педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, и, соответственно имела право на предоставление льгот, предусмотренных п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ.

Между тем, согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании положений подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено, в т.ч. решение вопросов предоставления мер социальной поддержки.

Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" специалистам образования государственных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, предоставлены меры социальной поддержки, в том числе: оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда. Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

При таких обстоятельствах, проверяя доводы Гень Е.И., судом установлено следующее.

Из буквального содержания ст. 18 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ следует, что данная статья определяет меры социальной поддержки, предоставляемые специалистам государственных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа; следовательно, указанные в данной статье меры социальной поддержки на работников муниципальных учреждений не распространяются.

Отсюда, довод апелляционной жалобы о том, что судом были проигнорированы положения вышеуказанного РЗ, в частности ст. 18 Закона, не может быть принят во внимание судом, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Не подлежит удовлетворению и ссылка ответчика на отсутствие договорных отношений между ней и истцом, поскольку Гражданским кодексом РФ в статье 426 договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, признается публичным. Пунктом 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Отношения между организациями ЖКХ и потребителями соответствующих услуг возникают на основании публичного договора и относятся к тем случаям, когда содержание условий публичного договора определено законом и не требует дополнительной регламентации.

Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением наймодателю этого жилого помещения (п.3 ст.155 ЖК РФ). Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации (п.4 ст.155 ЖК РФ).

ООО УО «Партнер» в силу своей уставной деятельности является лицом, созданным и уполномоченным собственником муниципального жилищного фонда на осуществление управленческих функций, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что истец, оказывая ответчику услуги по предоставлению ЖКУ, выполнял функции управляющей организации применительно к понятиям, установленным ст.155 ЖК РФ.

В то же время судом апелляционной инстанции учитывается, что жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).

Право на бесплатное пользование жилым помещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, оно было специально оговорено в Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", Постановлении Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986г. № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках».

Согласно ст. 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан нашло отражение в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.

При таких обстоятельствах суд склонен согласиться с доводом заявителя о том, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 ЖК РФ, последняя, как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности должна быть освобождена от оплаты ЖКУ, в частности, за содержание жилого помещения.

Согласно выписки из лицевого счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в квартире по указанному адресу, задолженность в сумме 18 064 рублей 80 копеек, исходя из площади квартиры 45 кв.м., в полном объеме образовалась в период пользования вышеуказанной квартирой ответчиками за содержание жилого помещения и  ЖБО.

Поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции, от уплаты коммунальных услуг за содержание жилого помещения, Гень Е.И. должна быть освобождена, а на основании п. д ст. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г., сбор жидких бытовых отходов включается в содержание общего имущества; решение мирового судьи от 24 июня 2010 года подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО УО «Партнер» требований.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд

решил:

Решение мирового судьи Летского судебного участка РК от от 24 июня 2010 года по гражданскому делу по иску ООО Управляющая организация «Партнер» к Гень Елене Ивановне, Шуракову Ивану Викторовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг - отменить.

В иске к Гень Елене Ивановне, Шуракову Ивану Викторовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, ООО Управляющая организация «Партнер» - отказать.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий