взыскание излишне выплаченных сумм



Дело № 2-АП-55/10

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

17 декабря 2010 года апелляционную жалобу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» на решение мирового судьи Прилузского судебного участка от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» к Неруш Василию Мефедовичу о взыскании излишне выплаченных сумм,

установил:

ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» обратилось к мировому судье с иском к Неруш В.М. о взыскании излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в размере 12610 рублей 41 копейка за период с 01.06.2008г. по 30.06.2010г. Заявленные требования мотивированы тем, что в указанный период ответчик являлся получателем МСП, в соответствии со ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ. В то же время, проживающая совместно с ответчиком Неруш Г.А., является получателем мер социальной поддержки в соответствии со ст. 18 вышеуказанного РЗ. Таким образом, Неруш В.М. в указанный период фактически предоставлялись МСП по двум основаниям: как «Ветерану труда» и как члену семьи педагогического работника», в связи с чем образовалась переплата в размере, заявленном ко взысканию.

В период производства по делу заявленные требования были уменьшены представителем истца в порядке ст. 39 ГПК РФ. В связи с возвратом ответчика излишне выплаченных сумм МСП за отопление в размере 5084 рублей 79 копеек, просила взыскать с Неруш В.М. 7255 рублей 62 копейки.

15 ноября 2010 года дело было рассмотрено мировым судьей и вынесено решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

С данным решением истец не согласен, его представителем подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи в Прилузский районный суд.

В судебном заседании на удовлетворении доводов жалобы и отмене решения мирового судьи представитель заявителя настаивает по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Ответчик с жалобой не согласен. Полагая решение мирового судьи законным и обоснованным, просит решение от 15.11.2010г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» без удовлетворения.

Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив правовую позицию сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев гражданское дело № , суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик и его супруга Неруш Г.А. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: с<адрес> на основании договора социального найма.

Согласно представленного суду удостоверения серии Н , Неруш В.М., начиная с 03 декабря 1996 года, имеет звание «Ветеран труда».

Доказано также, что Неруш Г.А. работает учителем математики в МОУ «Объячевская средняя общеобразовательная школа». Кроме того, Неруш Г.А., являясь педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, начиная с 03 декабря 1996 года, имеет также звание «Ветеран труда».

В силу ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что в силу ст. 76 Конституции РФ и положений Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» означает безусловное соблюдение субъектами РФ принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На основании положений подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено, в т.ч. решение вопросов предоставления мер социальной поддержки.

Учитывая изложенное, к спорным правоотношениям мировым судьей правомерно применены нормы ст. 13 Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»; ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в ред. от 22.08.2004г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением АМО МР «Прилузский» от 25.03.2009г. № 256 утвержден Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях

Меры социальной поддержки назначаются педагогическим работникам, имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях и предоставляются в следующем порядке: по оплате жилого помещения (наем) и коммунальных услуг (отопление) - путем уменьшения их платежа; твердое топливо проживающим в домах, не имеющих центрального отопления в натуральном виде (по желанию специалиста возможны выплаты денежной компенсации за твердое топливо); по оплате освещения и компенсация твердого топлива - в денежном выражении.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РК № 55-РЗ, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов указанным лицам и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 50 процентов указанным лицам коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения.

Часть 2 ст. 2 Закона «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусматривает, что при наличии у лиц, перечисленных в настоящем Законе, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным законами Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на предоставление компенсации стоимости твердого топлива, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации стоимости твердого топлива не может превышать 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и 100 процентов компенсации стоимости твердого топлива.

Судом установлено, что Неруш Г.А. выбрала форму социальной поддержки как педагогический работник; Неруш В.М., как «Ветеран труда».

Доказано также, что Неруш Г.А., как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, имеющий стаж работы более 10 лет, получает меры социальной поддержки в виде: уменьшения платежа по оплате жилого помещения (наем) и коммунальных услуг (отопление) в размере 100% и в денежном выражении по оплате освещения, но только в доле, приходящейся на нее, как на основного носителя льготы.

Неруш В.М., как лицо, имеющее звание «Ветеран труда», получал меры социальной поддержки в денежном выражении с 01.06.2008г. по 01.12.2009г. за исключением отопления в размере 50% от начисленных коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления за содержание жилого помещения, вывоз твердых бытовых отходов, за электроэнергию, газ, холодное водоснабжение; с 01.12.2009г. по 01.07.2010г. также предоставлялась мера соцподдержки за отопление в пределах социальной нормы площади жилого помещения 21 кв.м., с учетом норматива потребления 0,0360 ГК/кв.м.

Отсюда, принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные обстоятельства дела, вывод мирового судьи о том, что супругам Неруш меры социальной поддержки предоставляются по различным основаниям, и только по одному основанию каждому, в связи с чем ответчик имеет право на получение МСП, является верным.

Также правомерно мировой судья пришла к выводу о том, что с учетом положений ст. 2 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», учитывая, что меры социальной поддержки, предоставленные семье Неруш, превысили 100% плату за отопление, ответчику были излишне выплачены МСП за отопление в размере 5084 рубля 79 копеек.

Однако, поскольку денежные средства в указанном размере были Неруш В.М. возмещены в добровольном порядке, о чем свидетельствует приходно-кассовый ордер от 13.11.2010г., оснований для отмены решения мирового судьи в данной части суд не находит.

В то же время, суд не может согласиться с выводом мирового судьи о том, что поскольку Неруш Г.А. в оспариваемый период времени компенсация за электроэнергию предоставлялась только на основного носителя льготы, получение ответчиком МСП в денежном выражении в виде 50% от начисленных услуг в пределах установленных нормативов потребления за электроэнергию является правомерным, в силу следующего.

Согласно ст. 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как отмечалось ранее, в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Порядок реализации права педагогических работников образования в сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" с учетом распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433р, названным ранее Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 04.05.1971, которые подлежат применению в силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР", а также ст. 8 Федерального закона РФ от 22.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".

Таким образом, федеральным законодательством для указанной категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления.

Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" ранее педагоги в сельской местности пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением на всю фактически занимаемую жилую площадь без ограничения какими-либо нормами.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" устанавливает льготы специалистам, проживающим в сельской местности, по бесплатному предоставлению отопления и освещения без каких-либо ограничений и норм. По нормам предоставляется только жилое помещение.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством от платы за отопление и освещение эти работники освобождены независимо от размера занимаемого жилого помещения.

Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, работники образования в сельской местности не должны нести расходы по оплате жилой площади, отоплению, освещению, поэтому ограничение предоставляемых специалистам образования льгот по оплате электроэнергии с учетом нормативов потребления противоречит федеральному законодательству.

Отсюда, поскольку в силу закона супруга ответчика, Неруш Г.А. имеет право на освобождение от оплаты за найм и электроэнергию без каких-либо ограничений и норм, несмотря на то, что данным правом супруга ответчика не воспользовалась, оснований для предоставления Неруш В.М. МСП в виде денежной компенсации в размере 50% начисленных услуг в пределах установленных нормативов потребления за электроэнергию, а также выплаты денежной компенсации за найм жилого помещения, у истца не имелось.

Следовательно, за период с 01 июня 2008 года по 30 июня 2010 года ответчику были излишне выплачены МСП за электроэнергию в размере 858 рублей 03 копейки и за найм в размере 06 рублей 09 копеек. Размер указанных сумм сторонами не оспаривался.

При изложенных обстоятельствах, решение мирового судьи подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения.

При вынесении решения судом учитывается, что поскольку в оспариваемый период времени ответчику действительно были излишне выплачены МСП в виде денежной компенсации в размере 50% начисленных услуг в пределах установленных нормативов потребления за электроэнергию и в размере 50% оплаты за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения (найм); суд полагает необходимым взыскать излишне выплаченные денежные средства с Неруш В.М.

Соответственно, исковые требования ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в данной части подлежат удовлетворению. В то же время оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в оставшейся части суд не находит.

Отсюда, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать 864 рубля 12 копеек (858,03руб. + 06,09руб.)

При этом, довод истца, изложенный в апелляционной жалобе, что ответчику были излишне выплачены МСП, поскольку в оспариваемый период в жилом помещении была зарегистрирована также Неруш И.В. (дочь ответчика), что влияет на размер льготируемой площади жилого помещения (18 кв.м. вместо 21 кв.м.), не может быть принят судом в качестве основания для отмены решения мирового судьи, поскольку иск, в рамках которого вынесено обжалуемое решение, мотивирован иными обстоятельствами, чем вышеприведенное.

Более того, в период производства по делу у мирового судьи, требование о перерасчете и взыскании излишне выплаченных МСП по мотиву неправильного исчисления льготируемой площади жилого помещения истцом не заявлялось и не рассматривалось, а в силу ст. 322 ГПК РФ, в апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные мировому судье.

Однако, по мнению суда, истец не лишен возможности судебной защиты своего права на перерасчет выплаченных Неруш В.М. мер социальной поддержки и их взыскание в случае обращения в суд с иском о взыскании излишне выплаченных МСП по иным основаниям, нежели указанные в настоящем иске.

Поскольку исковые требования ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» удовлетворены судом частично, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с Неруш В.М. в пользу истца надлежит взыскать понесенные по делу судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2 400 рублей (в т.ч. 400 рублей за подачу иска и 2000 рублей за подачу апелляционной жалобы).

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд

решил:

Решение мирового судьи Прилузского судебного участка от 15 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» к Неруш Василию Мефедовичу о взыскании излишне выплаченных сумм – отменить, апелляционную жалобу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» – удовлетворить.

Вынести по делу новое решение.

Взыскать с Неруш Василия Мефедовича в пользу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» за период с 01 июня 2008 года по 30 июня 2010 года излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки в виде денежной компенсации: за электроэнергию в размере 858 рублей 03 копеек и за найм в размере 06 рублей 09 копеек; всего взыскать 864 рубля 12 копеек.

Взыскать с Неруш Василия Мефедовича в пользу ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» госпошлину в размере 2 400 (две тысячи четыреста) рублей.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 19 декабря 2010 года