Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Мороковой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 28 июля 2010 года гражданское дело по иску Хотемовой Надежды Федоровны к муниципальному образовательному учреждению «Объячевская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, с процентами за несвоевременную выплату денежных средств; взыскании компенсации морального вреда и обязании установить базовый должностной оклад не менее 4 330 рублей, установил: Хотемова Н.Ф. обратилась в суд к МОУ «Объячевская СОШ» с иском о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, с процентами за несвоевременную выплату денежных средств; взыскании компенсации морального вреда и обязании установить базовый оклад не менее 4 330 рублей; поскольку, по мнению последней, ответчик неправомерно выплачивает ей заработную плату в меньшем размере, чем предусмотрено законом, так как районный коэффициент, северная надбавка и другие выплаты должны производиться на установленный минимальный размер оплаты труда. В судебном заседании истец не присутствует, согласно представленного суду заявления, просит рассмотреть дело по существу без ее участия. Представители ответчика в суде не присутствуют. Согласно представленного суду письменного отзыва, с иском не согласны по основаниям, в нем изложенным. Кроме того, при рассмотрении настоящего иска, представителем ответчика заявлено о пропуске Хотемовой срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ. Суд считает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, является конституционным правом каждого гражданина и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя (ст. 37 Конституции). Материалами дела установлено, что 06 августа 2003 года Хотемова Н.Ф. была принята на работу на должность уборщицы в Объячевскую СОШ (приказ № 33 от 06.08.2003г.); впоследующем, начиная с 01 сентября 2004 года переведена кухонным работником (поваром). 08 января 2010 года Хотемова Н.Ф. уволена по п. 10 ст. 77 ТК РФ (признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности) (приказ № 1 от 08.01.2010г.). Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что с 06 августа 2003 года по 08 января 2010 года стороны состояли в трудовых отношениях. Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия: тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В то же время в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами., трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В силу ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. На основании ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК). Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника состоит из совокупности составляющих ее элементов (вознаграждение за труд, стимулирующие и компенсационные выплаты), общий размер которых должен быть не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, вследствие чего установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работника, в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставится. Исходя из письменных материалов дела, за период работы заработная плата Хотемовой выплачивалась с учетом северной надбавки и районного коэффициента. При таких обстоятельствах, оценивая доводы Хотемовой Н.Ф. о том, что базовый оклад по должности должен был быть ей установлен в размере: с 1 сентября 2007 года – не менее 2300 рублей, с 1 января 2009 года – не менее 4330 рублей; суд приходит к следующему. Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты. Постановлением Правительства Республики Коми № 241 от 22.10.2007г. «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми» с 1 января 2008г. утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях образования Республики Коми; утверждены должностные оклады (ставки заработной платы) руководителей и специалистов государственных учреждений образования Республики Коми; размеры повышения должностных окладов (ставок заработной платы) работников государственных учреждений образования Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений образования Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений образования Республики Коми. Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Пунктом 8 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять нормативные правовые акты об оплате труда работников муниципальных учреждений образования, устанавливающие с 1 января 2008 года систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной настоящим постановлением. Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Администрация МР «Прилузский» 24 октября 2007 года постановлением № 630 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования» в соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.10.2007г. № 241 и в целях заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений образования в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и росте квалификации специалистов утвердила: должностные оклады, оклады (ставки заработной платы) руководителей, специалистов, служащих и высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений образования; размеры повышения должностных окладов, окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок) работникам муниципальных учреждений образования; выплаты компенсационного характера работникам муниципальных учреждений образования; выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений образования. Согласно трудового договора от 31.08.2009г., заключенного между сторонами, Хотемовой Н.Ф. установлен должностной оклад в соответствии с квалификацией (6 разряд оплаты труда по ЕТС). При повышении оплаты труда в целом по организации, включая изменения в связи с инфляцией, должностной оклад работника изменяется на общий коэффициент повышения. Доказано также, что установленный истцу должностной оклад составлял 2 113 рублей В связи с введением с 1 января 2008 года новой системы оплаты труда, МОУ «Объячевская СОШ» были утверждены Положение о выплатах компенсационного характера работникам МОУ «Объячевская СОШ» и Положение о выплатах стимулирующего характера работникам МОУ «Объячевская СОШ». На основании указанных положений, согласно приказов ответчика, Хотемовой Н.Ф. в 2009 году выплачивалась стимулирующая выплата – 7%; и производились соответствующие выплаты за расширение зоны обслуживания, и доплата компенсационная – 80%. Из штатного расписания МОУ «Объячевская СОШ» следует, что в 2009 году месячный фонд заработной платы по должности повара, которую занимала истец, был установлен из расчета 6 717 рублей 23 копейки. Согласно справок о доходах физического лица, в 2007 году размер среднемесячного заработка Хотемовой Н.Ф. составлял 4 959 рублей 25 копеек; в 2008 году – 5 613 рублей 90 копеек; в 2009 году – 6 962 рубля 61 копейку. Отсюда, учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав Хотемовой Н.Ф. при выплате заработной платы в указанный период ответчиком не допущено. Кроме того, при рассмотрении настоящего иска, представителем ответчика заявлено о пропуске Хотемовой срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ. В соответствии со статьей 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске. При пропуске по уважительным причинам сроков для обращения с иском в суд, они могут быть восстановлены судом. Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. О праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, не менее минимального размера оплаты труда – 2300 рублей истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», то есть 24 апреля 2007 года. Срок, установленный статьей 392 ТК РФ, начинает течь с 1 сентября 2007 года, то есть с момента введения в действие Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ. О праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, не менее минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», то есть 28 июня 2008 года. Срок, установленный статьей 392 ТК РФ, начинает течь с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда введен в действие Федеральный закон от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ. Между тем, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратилась только 17 июня 2010 года. Статьей 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила, судом таковых не установлено, соответственно, учитывая, что 08 января 2010 года трудовые отношения между сторонами прекращены, в удовлетворении требований Хотемовой должно быть отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований к муниципальному образовательному учреждению «Объячевская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, с процентами за несвоевременную выплату денежных средств; взыскании компенсации морального вреда и обязании установить базовый должностной оклад не менее 4 330 рублей, Хотемовой Надежде Федоровне - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий