Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Туисовой З.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 22 июля 2010 года гражданское дело по иску Костроминой Татьяны Матвеевны к Отделу образования администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 9 с. Объячево» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, обязании установить базовый оклад не ниже 4 330 рублей установил: Костромина Т.М. обратилась в суд к Отделу образования АМО МР «Прилузский», АМО СП «Объячево» с иском о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, обязании установить базовый оклад не ниже 4 330 рублей; поскольку, по мнению последней, ответчики неправомерно выплачивают ей заработную плату в меньшем размере, чем предусмотрено законом, так как районный коэффициент, северная надбавка и другие выплаты должны производиться на установленный минимальный размер оплаты труда. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечено МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево». В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает. При этом уточнила, что поскольку в трудовых отношениях состоит с МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево», заявленные требования адресует детскому саду, поскольку именно МДОУ будет выступать надлежащим ответчиком по делу. Представители ответчика, ОО АМО МР «Прилузский» в суде с иском не согласились, пояснив, что заработная плата начисляется и выплачивается истцу с учетом требований действующего законодательства в размере, превышающем минимальный размер оплаты труда. Представитель ответчика, МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» с иском не согласилась, поскольку необходимых денежных средств для удовлетворения заявленных истцом требований, у детского сада не имеется. Представитель ответчика, АМО СП «Объячево» в судебном заседании не присутствует, о времени и месте разбирательства извещен надлежаще, направил в суд заявление о рассмотрении дела по существу без их участия. При этом какой-либо позиции по спору не высказал, оставив разрешение заявленных требований на усмотрение суда. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, является конституционным правом каждого гражданина и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя (ст. 37 Конституции). Материалами дела установлено, что 19 мая 1994 года Костромина Т.М была принята на работу на должность воспитателя в МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» (приказ № 45 от 19.05.1994г.). Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что с 19 мая 1994 года истец и МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» состоят в трудовых отношениях. Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия: тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В то же время в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами., трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В силу ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. На основании ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Исходя из письменных материалов дела и объяснений сторон, за период работы заработная плата Костроминой выплачивалась с учетом северной надбавки и районного коэффициента. При таких обстоятельствах, оценивая доводы Костроминой Т.М. о том, что базовый оклад по должности должен был быть ей установлен в размере: с 1 сентября 2007 года – не менее 2300 рублей, с 1 января 2009 года – не менее 4330 рублей; с применением тарифного коэффициента – 6 465 рублей 30 копеек и 12 171 рубль 63 копейки соответственно, суд приходит к следующему. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.12.2009г. № 1557-О-О, оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316, 317 ТК РФ). Из этих положений указанного Кодекса следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 1 октября 2009 г. N 1160 указал, что изменения, внесенные в статью 129 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ (пункт 1 статьи 2), не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Таким образом, правовая природа компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки исключает возможность их включения в минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на территории РФ. Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника состоит из совокупности составляющих ее элементов (вознаграждение за труд, стимулирующие и компенсационные выплаты (за исключением районной надбавки и северного коэффициента)), общий размер которых должен быть не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, вследствие чего установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работника, в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставится. Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты. Так к 13 разряду ЕТС установлен коэффициент 2,811 и тарифная ставка (должностной оклад) 3947 рублей. Постановлением Правительства Республики Коми № 241 от 22.10.2007г. «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми» с 1 января 2008г. утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях образования Республики Коми; утверждены должностные оклады (ставки заработной платы) руководителей и специалистов государственных учреждений образования Республики Коми; размеры повышения должностных окладов (ставок заработной платы) работников государственных учреждений образования Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений образования Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений образования Республики Коми. Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Пунктом 8 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять нормативные правовые акты об оплате труда работников муниципальных учреждений образования, устанавливающие с 1 января 2008 года систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной настоящим постановлением. Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Администрация МР «Прилузский» 24 октября 2007 года постановлением № 630 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования» в соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.10.2007г. № 241 и в целях заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений образования в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и росте квалификации специалистов утвердила: должностные оклады, оклады (ставки заработной платы) руководителей, специалистов, служащих и высококвалифицированных рабочих муниципальных учреждений образования; размеры повышения должностных окладов, окладов (ставок заработной платы, тарифных ставок) работникам муниципальных учреждений образования; выплаты компенсационного характера работникам муниципальных учреждений образования; выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений образования. Согласно трудового договора от 01.12.2008г., заключенного между сторонами, Костроминой Т.М. установлен должностной оклад в соответствии с квалификацией (13 разряд оплаты труда по ЕТС). В настоящее время установленный истцу должностной оклад составляет 3 947 рублей. В связи с введением с 1 января 2008 года новой системы оплаты труда, МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» были утверждены Положение о выплатах компенсационного характера работникам МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» и Положение о выплатах стимулирующего характера работникам МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево». На основании указанных положений, согласно приказов ответчика, Костроминой Т.М. в оспариваемый период времени начислялись доплаты и надбавки: сельские – 25%; за выслугу лет – 20%. Кроме того, истцу выплачивалась стимулирующая выплата – 7% и производились соответствующие выплаты за напряженность и интенсивность труда и приобретение книгоиздательской продукции. Согласно тарификационного списка МДОУ на 2007 – 2008 годы, месячный фонд заработной платы по должности воспитателя, которую занимала истец, был установлен из расчета 10 904 рубля 14 копеек, за минусом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 6 414 рублей 20 копейки. Тарификационным списком МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» на 2008-2009 годы установлено, что месячный фонд заработной платы по должности воспитателя, которую занимала истец, был установлен из расчета 11 994 рубля 55 копеек, за минусом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 7 055 рублей 62 копейки. Из штатного расписания МДОУ «Детский сад № 9 с. Объячево» на 2009-2010 учебный год следует, что месячный фонд заработной платы по должности воспитателя, которую занимала истец, был установлен из расчета 13 847 рублей 56 копеек, за минусом районного коэффициента и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 8 145 рублей 62 копейки. При этом, согласно лицевого счета истца за период с 01 сентября по 31 декабря 2007 года общая сумма начислений, без учета северного и районного коэффициентов составляет 20 288 рублей 87 копеек, общая сумма заработной платы – 34 389 рублей 06 копеек Отсюда, средний размер заработной платы истца в 2007 году (начиная с 01.09.2007г.) составляет в месяц 8 597 рублей 26 копеек; без учета северного и районного коэффициента – 5 057 рублей 22 копейки. В 2008 году общая сумма начислений, без учета северного и районного коэффициентов составляет 80 792 рубля 57 копеек (в т.ч. отпускные – 18 909 рублей 74 копейки), общая сумма заработной платы – 115 135 рублей 97 копеек (с учетом отпускных); следовательно, средний размер заработной платы составляет в месяц 9 594 рубля 66 копеек; без учета северного и районного коэффициента – 6 732 рубля 71 копейку. В 2009 году общая сумма начислений, без учета северного и районного коэффициентов составляет 111 466 рублей 85 копеек (в т.ч. отпускные – 24 055 рублей 50 копеек и компенсация за нахождение на листке нетрудоспособности – 17 265 рублей 64 копейки), общая сумма заработной платы – 160 721 рубль 50 копеек (с учетом отпускных и больничного); следовательно, средний размер заработной платы составляет в месяц 13 393 рубля 46 копеек; без учета северного и районного коэффициента – 9 288 рублей 90 копеек. Согласно лицевого счета Костроминой Т.М. на 2010 год, за период с 01 января по 31 мая 2010 года общая сумма начислений, без учета северного и районного коэффициентов составляет 40 306 рублей 63 копейки, общая сумма заработной платы составляет 68 122 рубля 11 копеек (с учетом отпускных – 94 784 рубля 13 копеек). Таким образом, средний размер заработной платы истца в 2010 году составляет в месяц 13 624 рубля 42 копейки (без учета отпускных); без учета северного и районного коэффициента – 8 061 рубль 33 копейки. Отсюда, учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, доплату за работу в учреждениях образования, расположенных в сельских населенных пунктах, а также иные выплаты, за исключением надбавок, установленных ст. 316, 317 ТК РФ, выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав Костроминой Т.М. при выплате заработной платы в указанный период ответчиком не допущено, недоплата сумм заработной платы отсутствует. Следовательно, учитывая, что действующее трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, у суда не имеется. Не находит суд оснований и для удовлетворения требований Костроминой Т.М. об обязании установить базовый должностной оклад не менее 4 330 рублей, поскольку доводы истца о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, основаны на неправильном толковании норм материального права. Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований к Отделу образования администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево», муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 9 с. Объячево» о взыскании недоплаты заработной платы за период с 1 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, обязании установить базовый оклад не ниже 4 330 рублей, Костроминой Татьяне Матвеевне - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий Мотивированное решение составлено 23 июля 2010 года