проект сан.-защ. зон



Дело № 2-1606/10

РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииПрилузский районный суд Республики Коми в составе:председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

12 июля 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к ОАО «Коммунальник» об обязании разработать и утвердить проект санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК

установил:

Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к ОАО «Коммунальник» с заявлением об обязании в срок до 01 ноября 2010 года разработать и утвердить проект санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ОАО «Коммунальник» были выявлены нарушения действующего законодательства в части отсутствия проекта на зону санитарной охраны канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, и в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим заявлением.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьего лица привлечены Прилузский районный комитет по охране окружающей среды и Управление Роспотребнадзора по РК в лице Территориального отдела в Койгородском районе.

В судебном заседании заявленные требования помощником прокурора уточнены. С учетом представленного ответчиком письменного отзыва, просит суд обязать ОАО «Коммунальник» в срок до 01 января 2011 года разработать и утвердить у уполномоченного органа проект санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма, Прилузского района РК.

Представитель ответчика в суде не присутствует, направил заявление о рассмотрении дела без их участия. Согласно представленного суду письменного отзыва, фактически с требованиями прокурора согласен, однако просит увеличить запрашиваемый прокурором срок для устранения нарушений до января 2011 года.

Представитель третьего лица, Прилузского районного комитета по охране окружающей среды, заявление прокурора поддерживает по основаниям, в нем изложенным.

Представитель третьего лица, Управление Роспотребнадзора по РК в лице Территориального отдела в Койгородском районе, в судебном заседании не присутствует; однако из письменного отзыва последнего следует, что требования прокурора поддерживает в полном объеме.

С учетом положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав объяснения прокурора и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. 27-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду определяются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Статья 12 указанного ФЗ (в ред. от 30.12.2008г.), предусматривает, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В силу Закона РФ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст. 52 Закона).

В то же время, статьей 20 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (ст. 38 ФЗ от 30.03.1999г.).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», с 01 марта 2008 года введены в действие санитарно-эпидемиологических правила и нормативы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03»

Согласно Устава ОАО «Коммунальник» (п. 4.2), основными видами деятельности общества являются, в т.ч.: сбор и очистка воды, распределение воды; удаление и обработка сточных вод; удаление и обработка твердых отходов и т.д.

Материалами дела установлено, что на основании договора аренды объектов недвижимого имущества от 04.06.2007г., заключенного между АМО МР «Прилузский» (арендодатель) и ОАО «Коммунальник» (арендатор), арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование объекты недвижимого имущества, указанные в приложении № 1 к договору для использования в производственных целях.

Пунктом 3 приложения № 1 к указанному договору в перечень имущества, передаваемого в аренду от АМО МР «Прилузский»» в ОАО «Коммунальник» указаны канализационные очистные сооружения, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК.

При этом как следует из раздела 3 договора, настоящий договор заключен на срок с 24 июня 2007 года по 20 июня 2008 года. По истечении срока договора, если ни одна из сторон не менее чем за месяц не изъявит желание его расторгнуть, договор считается перезаключенным на такой же срок и на таких же условиях.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что данный договор аренды был расторгнут сторонами, суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что действие настоящего договора продлено на неопределенный срок. Указанное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика в представленном суду письменном отзыве.

На основании ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Из договора аренды от 24.06.2007г. следует, что арендатор (в данном случае ОАО «Коммунальник») обязан нести расходы по содержанию арендуемого имущества; соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования Госсанэпиднадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении арендуемого имущества (п.п.6.2.3, 6.2.4 договора).

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с настоящими санитарными правилами. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Аналогичные требования установлены ст. 16 ФЗ от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», согласно которой в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Между тем, при осуществлении прокуратурой Прилузского района надзора в сфере исполнения природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены нарушения действующего законодательств, поскольку, в нарушение требований вышеуказанных правовых норм ОАО «Коммунальник» проект санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений не разработало.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.

Так, для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма, размер санитарно-защитной зоны устанавливается на основании их производительности. Проектная мощность очистных сооружений КБК-25 составляет 25 куб. м. в сутки, фактически в сутки перерабатывается 20 куб.м. хозяйственно-бытовых сточных вод.

На основании распоряжения № 194 от 03.02.2009г., в марте 2009 года ТО Управлением Федеральной службы Роспотребнадзора были проведены плановые КНМ в отношении ОАО «Коммунальник» по вопросам санитарного законодательства и защиты прав потребителей. По результатам проверки был составлен акт и предписание № 10/06-3 от 10.03.2009г.

В перечень загрязняющих веществ от канализационных очистных сооружений входят различного рода вещества, как биологического происхождения, так и химического происхождения.

По материалам проверки исследования состава сточных вод после очистки показали, что по ряду позиций наблюдается превышение ПДС по содержанию азота аммонийного, азота нитратов, марганца. Проект ПДС загрязняющих веществ отклонен от согласования по ряду причин и в частности, не разработан план водоохранных мероприятий, не представлена программа производственного контроля.

Вместе с тем, канализационные очистные сооружения с. Лойма являются источником воздействия на среду обитания, в связи с чем, согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, для указанных сооружений должен был быть разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны.

Пунктом 9 предписания ТО Управления Федеральной службы Роспотребнадзора от 10.03.2009г. № 10/06-3, ответчику было предложено в срок до 01 января 2010 года разработать проект санитарно-защитной зоны на объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания человека, в т.ч. на вышеуказаннуе канализационные очистные сооружения.

Однако, как доказано в ходе судебного заседания, до настоящего времени проект санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК, не разработан и не утвержден.

В силу ст. 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, и т.д.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ОАО «Коммунальник» нарушаются требования природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем осуществляемая ответчиком хозяйственная деятельность нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит заявленные требования безусловно подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче иска от уплаты госпошлины прокурор был освобожден, с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Прилузского района РК к ОАО «Коммунальник» об обязании разработать и утвердить проект санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК -  удовлетворить.

Обязать ОАО «Коммунальник» в срок до 01 января 2011 года разработать и утвердить у уполномоченного органа проект санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 для канализационных очистных сооружений, расположенных в с. Лойма Прилузского района РК.

Взыскать с ОАО «Коммунальник» госпошлину в доход местного бюджета в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Прилузский районный суд.

Председательствующий: