обеспечение безопасных условий эксплуатации дороги



Дело № 2-2323/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

26 октября 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Слудка» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Слудка – Якуньель посредством проведения ремонтных работ моста через реку Летка близ поселка Якуньель

установил:

Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Слудка» с заявлением об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Слудка - Якуньель посредством проведения ремонтных работ моста через реку Летка близ поселка Якуньель в срок до 20 ноября 2010 года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Прилузского района после публикации статьи в газете «Знамя труда» от 28.09.2010 года была проведена проверка по ремонту моста для проезда в п. Якуньель, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Слудка находится дорога, расположенная между с. Слудка и п. Якуньель, отнесенная к дорогам местного значения поселения. Для проезда в п. Якуньель через реку Летка имеется мост. Проведенным обследованием данного моста установлено, что с правобережной стороны реки, на третьем пролете моста обнаружены сколы, трещины и смятия древесины на продольных и поперечных прогонах из бревен. На четвертом пролете моста из 11 продольных прогонов сломаны 5 продольных прогонов из бревен и 3 поперечных прогона из полубруса. В результате обрушения продольных и поперечных прогонов заметна просадка верхнего настила моста в районе 4 и 3 пролетов. В настиле моста имеются проломы от воздействия техники, что свидетельствует о том, что администрацией поселения ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности моста по дороге в п. Якуньель. По заключению комиссии дальнейшая эксплуатация моста невозможна, т.к. может привести к обрушению пролетов моста, и как следствие не обеспечивает безопасность дорожного движения, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании заявленные требования были прокурором уточнены. Просит суд обязать АМО СП «Слудка» в срок до 30 декабря 2010 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Слудка - Якуньель посредством проведения ремонтных работ моста через реку Летка близ поселка Якуньель.

Представитель ответчика в судебном заседании до начала разбирательства дела по существу уточненные требования прокурора признала в полном объеме.

Представитель третьего лица  каких-либо возражений по существу заявленных прокурором требований не высказала.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьи 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ  «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6  Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности поселений (городского округа)  относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено:  осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе: автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа (ст. 23 Градостроительного кодекса).

Материалами дела установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Слудка находится дорога, расположенная между с. Слудка и п. Якуньель, не отнесенная в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также к частным автомобильным дорогам. Следовательно, указанная дорога в силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является дорогой местного значения поселения.     

Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Так, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия для автомобильных дорог с интенсивностью движения менее 1000 автомобилей в сутки (дорогах местного значения) составляют не более 2,5 (7,0) кв.м. на 1000 кв.м. полотна; при этом установленный срок ликвидации повреждений – не более 10 суток (п. 3.1.1 ГОСТа).

Согласно 3.1.2. ГОСТа, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Проведенным 05.08.2010 года обследованием моста через реку Летка установлены следующие недостатки в его содержании: с правобережной стороны реки, на третьем пролете моста обнаружены сколы, трещины и смятия древесины на продольных и поперечных прогонах из бревен; на четвертом пролете моста из 11 продольных прогонов сломаны 5 продольных прогонов из бревен и 3 поперечных прогона из полубруса; в результате обрушения продольных и поперечных прогонов заметна просадка верхнего настила моста в районе 4 и 3 пролетов, в настиле моста имеются проломы от воздействия техники, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, и является прямым нарушением вышеуказанных правовых норм. 

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены, в том числе вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). 

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения «Слудка»  ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Однако, выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании представитель ответчика иск признает в полном объеме. Прокурор и представитель третьего лица, АМО МР «Прилузский» полагают возможным принять признание иска ответчиком.

Поскольку последствия признания иска представителю ответчика были разъяснены судом, о чем внесена соответствующая запись в протокол судебного заседания; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ оснований для отказа в принятии признания иска не установлено, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Заявление прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Слудка» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Слудка – Якуньель посредством проведения ремонтных работ моста через реку Летка близ поселка Якуньель - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Слудка» в срок до 30 декабря 2010 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги Слудка – Якуньель посредством проведения ремонтных работ моста через реку Летка близ поселка Якуньель.

На решение может быть подана жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Прилузский районный суд.

Председательствующий: