налог на транспорт



Дело № 2-2371/10

 РЕШЕНИЕ

               Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

09 ноября 2010 года гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по РК к Зорину Валерию Борисовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени

установил:

МИФНС России № 1 по РК обратилась в суд к Зорину В.Б. с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. Заявленные требования мотивирует тем, что Зорин В.Б., являясь плательщиком налога с транспортных средств, не уплатил сумму транспортного налога с физических лиц в сумме 1 840 руб., расчет которого приведен в налоговом уведомлении от 06.03.2010 года № 47104. В связи с неуплатой налога в установленные сроки, на основании ст. 75 НК РФ, Зорину начислена пеня в размере 491 рубль 38 копеек. В адрес ответчика было направлено требование об уплате налога и пени, однако, указанная обязанность в добровольном порядке им не исполнена; в связи с чем просит взыскать с Зорина В.Б. задолженность по транспортному налогу в размере 1 840 рублей и пени в сумме 491 рубль 38 копеек, по сроку уплаты к 04.05.2010г.; всего взыскать 2 331 рубль 38 копеек.

В судебном заседании представитель истца не присутствует, направив в суд заявление о рассмотрении дела по существу без их участия.

Ответчик в суде не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще. До начала разбирательства дела по существу, представил суду копии квитанций. Свидетельствующие о добровольной уплате последним задолженности по транспортному налогу и пени в заявленных истцом размерах.

Суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации  (ст. 358 НК РФ).

Пунктом 1 ст.362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Судом установлено, что в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, ГИБДД были представлены в налоговую инспекцию сведения, согласно которым у Зорина В.Б. в  2009 году находились в собственности автомобили: ВАЗ-2105, седан, мощностью 63,9 л.с.; УАЗ 3909, мощностью 76 л.с.

Факт регистрации за ответчиком вышеуказанных транспортных средств подтверждается соответствующими сведениями, представленными суду ГИБДД ОВД по Прилузскому району.

Таким образом, в 2009 году Зорин В.Б. являлся плательщиком транспортного налога.

Из представленных суду документов следует, что Зорину В.Б. инспекцией был начислен транспортный налог за 2009 год в  сумме 1 840 рублей.

В силу пункта 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из письменных материалов дела, 06 марта 2010 года налоговым органом в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № 47104 о необходимости уплаты транспортного налога в размере 1 840 рублей, по сроку уплаты к 04.05.2010 г.

Установлено также, что к указанному сроку сумма налога в бюджет ответчиком уплачена не была.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За неуплату налога Зорину В.Б. были начислены пени в сумме 491 рубль 38 копеек.

Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес Зорина было направлено требование № 8864 (по состоянию на 31.05.2010 года) об уплате транспортного налога в сумме 1 840 рублей и пени в размере 491 рубль 38 копеек. Срок погашения задолженности установлен до 18.06.2010 года. Направление требования подтверждается списком № 103 от 01.06.2010 г. отправления заказной корреспонденции.

Порядок взыскания налогов с физических лиц предусмотрен в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 данной статьи в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 этой статьи исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

По сведениям истца, сумма задолженности в установленный в требовании срок ответчиком уплачена не была, в связи с чем 11.10.2010 года в соответствии со ст. 48 НК РФ, МИФНС подано исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, п. 16 которых предусмотрено, что при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться ОКОФ, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938.

В соответствии с Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР N 5938-VIII от 29.04.1974 г., к категории "B" относятся автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "A") разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Согласно сравнительной таблице к автомобилям категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, к категории транспортного средства "B", которая указывается в паспортах транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, могут относится как легковые, так и грузовые автомобили.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасного дорожного движения МВД России.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" с 01.07.1993 введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см. и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км./час., наличие которых является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

На основании вышеуказанного Постановления Приказом МВД РФ от 23.06.2005 N 496, Минпромэнерго РФ от 23.06.2005 N 192, Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Согласно п. 27 Положения от 23.06.2005 в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемого конструктивными особенностями и назначением.

Из представленного в материалы дела технического паспорта на автомобиль УАЗ-3909 следует, что при его государственной регистрации орган ГИБДД определил, что данный автомобиль является грузопассажирским. Следовательно, тип транспортного средства может подразделяться не только на легковые, грузовые автомобили, автобусы, но также на специальный, специальный грузопассажирский, грузопассажирский и т.д.

В соответствии с общей классификацией специализированные автотранспортные средства относятся к категории легковых, поскольку согласно Письму Минфина Российской Федерации от 08.06.2006 N 03-03-04/2/161 при применении соответствующих положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК-013-94(ОКОФ), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 26.12.1994 N 359, все названные транспортные средства относятся к категории легковых под кодом N 153410170.

Согласно правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения исполнения, в том числе налогового законодательства.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

По сведениям, представленным суду ГИБДД ОВД по Прилузскому району, принадлежащий ответчику автомобиль УАЗ-3909, регистрационный знак Номер обезличен 11 регион, относится к легковым транспортным средствам.

Отсюда, по мнению суда, у налогового органа отсутствовали основания для отнесения данного транспортного средства, принадлежащего ответчику, к категории "грузовые". При этом судом учитывается также, что налоговым органом не были обоснованы свои полномочия по определению категории транспортного средства иначе, чем предусмотрено государственной регистрацией в органах ГИБДД.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что при определении подлежащего уплате транспортного налога, надлежит руководствоваться ставками, установленными для легковых автомобилей.

В соответствии со ст. 2 Закона РК от 26.11.2002г. № 110-РЗ «О транспортном налоге» (в ред. действующей на момент возникновения спорных отношений), на территории Республики Коми ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, в т.ч. в размерах:  автомобили легковые с  мощностью двигателя до 85 л.с. включительно - 5 рублей с каждой лошадиной силы.

По сведениям ГИБДД мощность двигателей зарегистрированных за ответчиком транспортных средств составляет 63,9 л.с. (ВАЗ-2105) и 76 л.с. (УАЗ 3909)

Отсюда, сумма транспортного налога, подлежащего уплате ответчиком, за 2009 год, с учетом вышеуказанных ставоксоставляла (64х5х12/12)+(76х5х12/12) = 700 рублей.

Соответственно, оснований для уплаты транспортного налога в размерах, предъявленных истцом ко взысканию, у ответчика не имелось.

Между тем, до начала разбирательства дела по существу, ответчиком представлены доказательства уплаты суммы задолженности по транспортному налогу в размере, заявленном истцом, т.е. в сумме 1 840 рублей и пени в сумме 491 рубля 38 копеек. Денежные средства уплачены Зориным по реквизитам, указанным в приложении к исковому заявлению  № 359.

Таким образом, ответчиком переплачен транспортный налог за 2009 год в размере 1 140 рублей (1 840 руб. – 700 руб.).

Согласно ст. 45 п. 3 обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренные в отношении налогоплательщика, применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Исходя из указанных обстоятельств, Зорин В.Б. исполнил обязанность по уплате задолженности по транспортному налогу и пени в размере большем, чем ему надлежало бы уплатить, 09 ноября 2010 года.

Соответственно, к дате рассмотрения дела оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании задолженности по налогу и пени в судебном порядке не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске к Зорину Валерию Борисовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по РК – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий