налог на транспорт



Дело № 2-2402/10

 РЕШЕНИЕ

               Именем Российской Федерации

(заочное)

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Мороковой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

23 ноября 2010 года гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по РК к Федину Михаилу Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени

установил:

МИФНС России № 1 по РК обратилась в суд к Федину М.А. с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. Заявленные требования мотивирует тем, что Федин М.А., являясь плательщиком налога с транспортных средств, не уплатил сумму транспортного налога с физических лиц за 2007-2009 годы в размере 3 045 руб., расчет которой приведен в налоговом уведомлении от 29.03.2010 года № 61849. В связи с неуплатой налога в установленные сроки, на основании ст. 75 НК РФ, Федину начислена пеня в размере 354 рубля 71 копейка. В адрес ответчика было направлено требование об уплате налога и пени, однако, указанная обязанность в добровольном порядке им не исполнена; в связи с чем просит взыскать с Федина задолженность по транспортному налогу в размере 3 045 рублей и пени в сумме 354 рубля 71 копейка по сроку уплаты к 04.05.2010г.; всего взыскать 3 399 рублей 71 копейка.

В судебном заседании представитель истца не присутствует, направив в суд заявление о рассмотрении дела по существу без их участия.

Ответчик в суде не присутствует, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, судебная повестка возвращена в суд с указанием «отсутствие адресата по указанному адресу».

По данным ОУФМС России по РК в Прилузском районе, ответчик зарегистрирован в с. Объячево, однако по данному адресу не проживает, в связи с чем на основании ст. 235 ГПК РФ)

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.57 Конституции РФ и ст.23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации  (ст. 358 НК РФ).

Пунктом 1 ст.362 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 года № 110-РЗ «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Судом установлено, что в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, ГИБДД были представлены в налоговую инспекцию сведения, согласно которым у Федина М.А. в  2007-2009 годах находились в собственности автомобили: ВАЗ 2103, мощностью 71,38 л.с.; УАЗ 390994, мощностью 99 л.с. и УАЗ-31514, универсал, мощность двигателя 92 л.с. (снят с учета 12.02.2008г.)

Факт регистрации за ответчиком вышеуказанных транспортных средств подтверждается соответствующими сведениями, представленными суду ГИБДД ОВД по Прилузскому району.

Таким образом, в 2007-2009 годах Федин М.А. являлся плательщиком транспортного налога.

В силу ч. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из письменных материалов дела, 29 марта 2010 года налоговым органом в адрес ответчика направлялось налоговое уведомление № 61849 о необходимости уплаты транспортного налога за 2009 год в размере 2 335 рублей, по сроку уплаты к 04.05.2010г. и доплаты за прошлые годы в размере 710 рублей, итого 3 045 рублей.

Установлено также, что к указанному сроку сумма налога в бюджет ответчиком уплачена не была.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

За неуплату налога Федину М.А. были начислены пени в сумме 354 рублей 71 копейка.

Согласно ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес Федина М.А. было направлено требование № 12543 (по состоянию на 01.06.2010 года) об уплате транспортного налога в сумме 3 045 рублей и пени в размере 354 рубля 71 копейка. Срок погашения задолженности установлен до 21.06.2010 года. Направление требования подтверждается списком № 7 от 08.06.2010 г. отправления заказной корреспонденции.

Порядок взыскания налогов с физических лиц предусмотрен в статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 данной статьи в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 этой статьи исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

По сведениям истца, сумма задолженности в установленный в требовании срок ответчиком уплачена не была, в связи с чем 29.10.2010 года в соответствии со ст. 48 НК РФ, МИФНС подано исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица.

Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Несмотря на то, что при подготовке дела к судебному разбирательству сторонам разъяснялось бремя доказывания, доказательств уплаты сумм налога не представлено, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать с Федина М.А. задолженность по транспортному налогу и пени.

Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению гл. 28 "Транспортный налог" части второй Кодекса, п. 16 которых предусмотрено, что при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться ОКОФ, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938.

В соответствии с Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР N 5938-VIII от 29.04.1974 г., к категории "B" относятся автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории "A") разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Согласно сравнительной таблице к автомобилям категории "В" относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, к категории транспортного средства "B", которая указывается в паспортах транспортного средства в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, могут относится как легковые, так и грузовые автомобили.

В соответствии с общей классификацией специализированные автотранспортные средства относятся к категории легковых, поскольку согласно Письму Минфина Российской Федерации от 08.06.2006 N 03-03-04/2/161 при применении соответствующих положений Общероссийского классификатора основных фондов ОК-013-94(ОКОФ), утвержденные Постановлением Госкомстата России от 26.12.1994 N 359, все названные транспортные средства относятся к категории легковых под кодом N 153410170.

На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения" допуск автотранспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасного дорожного движения МВД России.

Согласно правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции в целях обеспечения исполнения, в том числе налогового законодательства.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств сообщают в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

По сведениям, представленным суду ГИБДД ОВД по Прилузскому району, принадлежащий ответчику автомобиль УАЗ-390994, регистрационный знак Номер обезличен 11 регион, относится к легковым транспортным средствам.

Отсюда, по мнению суда, у налогового органа отсутствовали основания для отнесения данного транспортного средства, принадлежащего ответчику, к категории "грузовые". При этом судом учитывается также, что налоговым органом не были обоснованы свои полномочия по определению категории транспортного средства иначе, чем предусмотрено государственной регистрацией в органах ГИБДД.

Соответственно, суд приходит к выводу о том, что при определении подлежащего уплате транспортного налога, надлежит руководствоваться ставками, установленными для легковых автомобилей.

При определении суммы налога, подлежащего взысканию с ответчика, судом учитывается следующее.

По сведениям ГИБДД ОВД по Прилузскому району, мощности двигателей принадлежащих ответчику автомобилей составляют:  ВАЗ 2103 – 71,38 л.с.; УАЗ 390994 – 99 л.с.; УАЗ 31514 – 92 л.с.

В соответствии со ст. 2 Закона РК от 26.11.2002г. № 110-РЗ «О транспортном налоге» (в ред. действующей на момент возникновения спорных отношений), на территории Республики Коми ставки транспортного налога установлены в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, в т.ч. в размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя: до 85 л.с. включительно - 5 рублей с каждой лошадиной силы; свыше 85 л.с. до 100 л.с. включительно - 13 рублей с каждой лошадиной силы.

Отсюда, сумма транспортного налога, подлежащего уплате ответчиком, с учетом вышеуказанных ставоксоставит:

- в 2007 году – 1551 рубль (71,38х5х12/12) + (92х13х12/12);

- в 2008 году – 1 734 рубля 08 копеек (71,38х5х12/12) + (92х13х2/12) + (99х13х11/12);

- в 2009 году – 1 622 рубля (71,38х5х12/12) + (99х13х12/12).

Между тем, согласно налогового уведомления, в связи с произведенным перерасчетом, ответчику надлежало доплатить транспортный налог за 2007-2008 годы в размере 710 рублей.

Таким образом, с ответчика надлежит взыскать недоимку по транспортному налогу за 2007-2009 годы в размере 2 332 рубля (710руб. + 1 622руб.)

Согласно представленных суду расчетов истца, размер подлежащей взысканию пени за период с 26 мая 2009 года по 01 мая 2010 года составляет 355 рублей 43 копейки. Данные расчеты проверены судом и сомнений не вызывают, доказательств иного суду не представлено.

Вместе с тем, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени в размере 354 рубля 71 копейки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 196 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика пени за нарушение срока уплаты транспортного налога в заявленном истцом размере, т.е. в сумме 354 рубля 71 копейку.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче иска от уплаты госпошлины истец был освобожден, с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по РК к Федину Михаилу Александровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Федина Михаила Александровича задолженность по транспортному налогу за 2007-2009 годы в размере 2 332 рубля и пени в размере 354 рубля 71 копейку; всего взыскать 2 686 (две тысячи шестьсот восемьдесят шесть) рублей 71 копейку.

Взыскать с Федина Михаила Александровича в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

Федин Михаил Александрович вправе обратиться в Прилузский суд с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения копии решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий