компенсация морального вреда



Дело № 2-2494/10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

16 декабря 2010 года гражданское дело по иску Алказ Татьяны Яковлевны к Можегову Александру Степановичу о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов

установил:

Алказ Т.Я. обратилась в суд к Можегову А.С. с иском о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указала, что приговором мирового судьи Летского судебного участка от 08.12.2009 года, ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ. Данным преступлением Алказ Т.Я. причинен моральный вред, выразившийся в причинении нравственных страданий, в качестве компенсации которого просит взыскать с Можегова 10000 рублей. Кроме того, просит взыскать в рамках настоящего дела, понесенные судебные расходы в размере 1200 рублей, в т.ч. расходы на оплату услуг представителя – 1000 рублей и расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.

Ответчик заявленные истцом требования не признает в полном объеме, просит суд в иске отказать, пояснив, что Алказ не оскорблял, виновных действий не совершал.

Представитель ответчика также просит суд в иске отказать, поскольку поводом для совершения преступления послужило противоправное поведение самой потерпевшей, допустившей оскорбительные высказывания в адрес близких родственников его доверителя.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы уголовного дела № , суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Материалами дела установлено, что 30 августа 2009 года около 12 часов 30 мин., Можегов А.С., находясь на картофельном поле около <адрес>, действуя умышленно, на почве личных неприязненных отношений, оскорбил Алказ Т.Я. нецензурными выражениями, а также иными неприличными словами, чем унизил честь и достоинство потерпевшей.

Изложенные обстоятельства установлены приговором мирового судьи Летского судебного участка от 08.12.2009г. Данный приговор ответчиком не обжаловался, вступил в законную силу.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что последний не оскорблял Алказ Т.Я., виновных действий не совершал, отклонен судом как несостоятельный.

Отсюда, оценивая правовую позицию сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Аналогичные основания для обращения в суд по вопросам компенсации морального вреда, содержатся и в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 15.01.1998г.).

Факт, что в связи с оскорблением Алказ Т.Я. нецензурными выражениями, иными неприличными словами, унижающими честь и достоинство, истцу причинены нравственные страдания, является очевидным и в силу ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением, основаны на законе, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Вступившими в законную силу судебными постановлениями, принятыми при рассмотрении уголовного дела № (10-1/10

) установлено, что основанием конфликта между семьями Алказ и Можеговых, и, как следствие, поводом для преступления явились противоправные действия самой потерпевшей, т.е. Алказ Т.Я., в связи с чем заявленную ко взысканию сумму компенсации морального вреда суд полагает чрезмерно завышенной.

На основании изложенного, определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, степень и характер нравственных и физических страданий потерпевшей, ее личность, материальное положение сторон, и с учетом требований разумности и справедливости считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

В исковом заявлении Алказ также просит взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в виде расходов по составлению искового заявления.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела статья 94 ГПК РФ относит в т.ч. иные расходы, признанные судом необходимыми.

Как следует из материалов дела 30 ноября 2010 года Алказ Т.Я. за консультацию и составление искового заявления было уплачено Мацконите Л.А. 1000 рублей.

Кроме того, при подаче иска Алказ была уплачена госпошлина в размере 200 рублей.

Таким образом, у суда имеется достаточно оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов.

При определении размера суммы, подлежащей взысканию с ответчика, суд учитывает обстоятельства данного дела, и считает возможным взыскать с Можегова А.С. в пользу Алказ Т.Я. судебные расходы в сумме 700 рублей, в т.ч. расходы по уплате госпошлины – 200 рублей и расходы по составлению искового заявления – 500 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Алказ Татьяны Яковлевны к Можегову Александру Степановичу о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – удовлетворить частично.

Взыскать с Можегова Александра Степановича в пользу Алказ Татьяны Яковлевны компенсацию морального вреда, в размере 3000 (три тысячи) рублей и судебные расходы в размере 700 рублей; всего взыскать 3 700 (три тысячи семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий