Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Мороковой О.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 31 августа 2010 года гражданское дело по иску Пантелеевой Елены Николаевны к Государственному учреждению Республики Коми «Летский психоневрологический интернат» о признании действий незаконными, взыскании недоплаты заработной платы за период с 01 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, установил: Пантелеева Е.Н. обратилась в суд к ГУ РК «Летский ПНИ» с иском о признании действий незаконными, взыскании недоплаты заработной платы за период с 01 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года; поскольку, по мнению последней, ответчик неправомерно выплачивает ей заработную плату в меньшем размере, чем предусмотрено законом, так как районный коэффициент, северная надбавка и другие выплаты должны производиться на установленный минимальный размер оплаты труда. Определением суда от 22.07.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство РК по социальному развитию. В судебном заседании истец не присутствует, о времени и месте извещена надлежаще. До начала разбирательства дела по существу, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу без ее участия. Представитель ответчика и представитель третьего лица в суде не присутствуют. Согласно представленных письменных отзывов, с иском не согласны по основаниям, в них изложенным. Кроме того, при рассмотрении настоящего иска, представителем ответчика заявлено о пропуске Пантелеевой срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ. Суд счел возможным рассмотреть дело по существу по представленным письменным доказательствам по правилам ст. 167 ГПК РФ. Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, является конституционным правом каждого гражданина и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя (ст. 37 Конституции). Материалами дела установлено, что 01 апреля 1997 года Пантелеева Е.Н. была принята на работу на должность повара 2 разряда в ГУ РК «Летский ПНИ» (приказ № 14 от 10.04.1997г.). Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что с 01 апреля 1997 года стороны состоят в трудовых отношениях. Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату) выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (часть вторая статьи 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК РФ, в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда » и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ). В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Статья 129 ТК РФ содержит следующие понятия: тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Установление минимального размера оплаты труда регламентировано ст. 133 ТК РФ, которой предусмотрено, в частности, что: минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья). Согласно ст. 135 (части первая и вторая) ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) ТК РФ, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В то же время в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами,, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами., трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии со статьями 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В силу ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. На основании ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения (ст. 317 ТК). Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника состоит из совокупности составляющих ее элементов (вознаграждение за труд, стимулирующие и компенсационные выплаты), общий размер которых должен быть не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда, установленного на территории РФ, вследствие чего установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работника, в зависимость от минимального размера оплаты труда не ставится. Исходя из письменных материалов дела, за период работы заработная плата Пантелеевой выплачивалась с учетом северной надбавки и районного коэффициента. При таких обстоятельствах, оценивая доводы Пантелеевой Е.Н. о том, что базовый оклад по должности должен был быть ей установлен в размере: с 1 сентября 2007 года – не менее 2300 рублей, с 1 января 2009 года – не менее 4330 рублей; суд приходит к следующему. Основополагающие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Российской Федерации по вопросу заработной платы, в том числе и определения ее размеров, регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, согласно п. 2 ст. 26.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона. Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 октября 2007 г. № 223 «О тарифных ставках, окладах (должностных окладах) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми», размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Коми установлен в сумме 1404 рублей в месяц; к окладу первого разряда ЕТС установлены межразрядные тарифные коэффициенты. Постановлением Правительства Республики Коми от 11 сентября 2008 года № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми» утверждена новая система оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения Республики Коми; утверждены должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты компенсационного характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми; выплаты стимулирующего характера работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми. Пунктом 6 данного постановления определено, что заработная плата работников (без учета премий), устанавливаемая в соответствии с отраслевой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий), выплачиваемой до введения отраслевой системы оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Пунктом 9 указанного постановления рекомендовано органам местного самоуправления в Республике Коми разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие с 1 декабря 2008 года систему оплаты труда, аналогичную отраслевой системе оплаты труда, установленной настоящим постановлением. В силу п. 2 статьи 53 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Администрация МР «Прилузский» 22 сентября 2008 года постановлением № 798 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения» в соответствии с Постановлением Правительства РК от 11 сентября 2008 года № 238 и в целях заинтересованности руководителей и специалистов муниципальных учреждений здравоохранения в повышении эффективности труда, улучшении качества оказываемых ими услуг и росте квалификации специалистов утвердила: должностные оклады, оклады, тарифные ставки руководителей, специалистов и рабочих муниципальных учреждений здравоохранения; размеры повышения должностных окладов, окладов, тарифных ставок работников муниципальных учреждений здравоохранения; выплаты компенсационного характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения; выплаты стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений здравоохранения. 05 июля 2006 года между сторонами был заключен трудовой договор № 181 по должности повара 2 разряда, которым работнику был установлен должностной оклад в размере 1 221 рубль в месяц и определены компенсационные и стимулирующие выплаты: доплата за вредные условиях труда – 25%, надбавка за работу в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера – 50%, районный коэффициент – 20%; надбавка за продолжительность непрерывной работы – 30%. В связи с введением с 1 декабря 2008 года новой системы оплаты труда в ГУ РК «Летский ПНИ», с работниками учреждения были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 30.09.2008г., Пантелеевой Е.Н. установлен должностной оклад в размере 1 460 рублей в месяц и определены компенсационные выплаты: доплата за работу в опасных и тяжелых условиях труда – 30%, надбавка за работу в местностях, приравненных к районах Крайнего Севера – 50%, районный коэффициент – 20% и стимулирующие выплаты: ежемесячная надбавка за стаж непрерывной работы – 30%. Из штатных расписаний ГУ РК «Летский ПНИ» следует, что в 2007, 2008 годах месячный фонд заработной платы по должности повара 2 разряда, которую занимала истец, был установлен из расчета 3847 рублей 10 копеек; в 2009 и 2010 годах – 3971 рубль 20 копеек. Согласно справок о доходах физического лица, в 2007 году размер среднемесячного заработка Пантелеевой Е.Н. составлял 4 059 рублей 24 копейки; в 2008 году – 5 739 рублей 50 копеек; в 2009 году – 9 574 рубля 85 копеек; в 2010 году – 5 589 рублей 05 копеек. Отсюда, учитывая, что совокупный размер месячной заработной платы истца, включая должностной оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты выше, чем предусмотренный федеральным законодательством минимальный размер оплаты труда, суд считает, что нарушений трудовых прав Пантелеевой Е.Н. при выплате заработной платы в указанный период ответчиком не допущено, следовательно, оснований, для признания действий работодателя незаконными, нарушающими конституционные права истца, у суда не имеется. Кроме того, при рассмотрении настоящего иска, представителем ответчика заявлено о пропуске Пантелеевой срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ. В соответствии со статьей 392 ТК РФ заявление о разрешении трудового спора подается в суд в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Факт пропуска такого срока по неуважительным причинам служит самостоятельным основанием к отказу в иске. При пропуске по уважительным причинам сроков для обращения с иском в суд, они могут быть восстановлены судом. Часть первая статьи 392 ТК РФ согласуется с положением статьи 37 (часть 4) Конституции Российской Федерации о признании права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения. Предусмотренный ею для обращения в суд по делам о защите трудовых прав трехмесячный срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. О праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, не менее минимального размера оплаты труда – 2300 рублей истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», то есть 24 апреля 2007 года. Срок, установленный статьей 392 ТК РФ, начинает течь с 1 сентября 2007 года, то есть с момента введения в действие Федерального закона от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ. О праве на получение заработной платы, исчисленной из должностного оклада, не менее минимального размера оплаты труда, установленного с 1 января 2009 года в размере 4330 рублей, истец должна была узнать после опубликования Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», то есть 28 июня 2008 года. Срок, установленный статьей 392 ТК РФ, начинает течь с 01 января 2009 года, т.е. с момента, когда введен в действие Федеральный закон от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ. Между тем, в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав истец обратилась только 11 июня 2010 года. Статьей 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Доказательств уважительности причины пропуска срока истец не представила, судом таковых не установлено, соответственно в удовлетворении требований за период с 01 сентября 2007 года по февраль 2010 года должно быть отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд, а перерасчет заработной платы возможен только за три месяца, предшествующих дню обращения в суд – март, апрель, май 2010 года. Из лицевого счета истца за 2010 год следует, что за предшествующие обращению в суд три месяца (март, апрель, май 2010 года) начисления по заработной плате истца (должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты) составили: март – 4 463 рубля 79 копеек; апрель – 5 006 рублей 25 копеек; май - 6 540 рублей 02 копейки. Отсюда, учитывая, что действующее трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о взыскании недоплаты заработной платы за период с 01 декабря 2008 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, у суда не имеется. При этом, суд не может согласиться с доводом Пантелеевой о том, что заявленная ко взысканию недоплата заработной платы должна исчисляться из базового должностного оклада не менее МРОТ, а надбавки компенсационного и стимулирующего характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, поскольку указанный довод базируется на неправильном толковании норм материального права. Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Республики Коми «Летский психоневрологический интернат» о признании действий незаконными, взыскании недоплаты заработной платы за период с 01 сентября 2007 года, исходя из должностного оклада, установленного Федеральным законом № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 года, Пантелеевой Елене Николаевне - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий