об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги



Дело № 2-1563/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

06 июля 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги по <адрес> посредством проведения работ по устранению выбоин, просадки, восстановления дорожного полотна

установил:

Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Объячево» с заявлением об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги по <адрес> посредством проведения работ по устранению выбоин, просадки, восстановления дорожного полотна в срок до 01 октября 2010 года. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Прилузского района была проведена проверка исполнения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Объячево находится дорога, расположенная по <адрес>, отнесенная к дорогам местного значения поселения. Проведенным обследованием указанной дороги установлены следующие недостатки в ее содержании: на всей протяженности участка проезжей части по Лесная имеются выбоины глубиной 10-12 см, длиной от 30 до 150 см, отдельные выбоины засыпаны кирпичными отходами, шебенкой, местами отсутствуют элементы дорожного полотнас. ко, я.начения на ные дороги в силу ч. 9м федеральным и региональным законодательством к, что свидетельствует о том, что администрацией поселения ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог. Поскольку выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований об обязании АМО СП «Объячево» в срок до 01 октября 2010 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги по <адрес> посредством проведения работ по устранению выбоин, просадки, восстановления дорожного полотна представитель прокуратуры настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями прокурора не согласен, пояснив, что указанная дорога на балансе администрации СП «Объячево» не состоит, техпаспорт на дорогу в администрации отсутствует. Кроме того, произвести ремонт дороги по <адрес> не представляется возможным в связи с отсутствием в бюджете поселения денежных средств на указанные цели.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьи 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

При этом, под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (ст. 2 Закона).

В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г., содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к муниципальной собственности поселений (городского округа) относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Материалами дела установлено, что в границах муниципального образования сельское поселение Объячево находится дорога, расположенная по <адрес>, не отнесенная в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством к дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также к частным автомобильным дорогам. Следовательно, указанная дорога в силу ч. 9 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является дорогой местного значения поселения.

Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Так, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия для автомобильных дорог с интенсивностью движения менее 1000 автомобилей в сутки (дорогах местного значения) составляют не более 2,5 (7,0) кв.м. на 1000 кв.м. полотна; при этом установленный срок ликвидации повреждений – не более 10 суток (п. 3.1.1 ГОСТа).

Согласно 3.1.2. ГОСТа, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Проведенным 24.05.2010 года обследованием дороги по <адрес> установлены следующие недостатки в их содержании: на всей протяженности участка проезжей части по Лесная имеются выбоины глубиной 10-12 см, длиной от 30 до 150 см, отдельные выбоины засыпаны кирпичными отходами, щебенкой, местами отсутствуют элементы дорожного полотна, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, и является прямым нарушением вышеуказанных правовых норм.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены, в том числе вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

При этом органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

с. ко, я.начения на ные дороги в силу ч. 9м федеральным и региональным законодательством к Отсюда, довод представителя ответчика о том, что СП «Объячево» не обязано производить ремонт дороги по <адрес>, поскольку данная дорога на балансе поселения не состоит, отклонен судом как несостоятельный, поскольку указанная обязанность возложена на ответчика в силу закона.

Одновременно не может быть принят во внимание судом и довод представителя ответчика об отсутствии в бюджете района денежных средств на проведение мероприятий по ремонту и надлежащему содержанию дороги по <адрес>, учитывая, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения «Объячево» денежных средств на ремонт и содержание дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения освобождает администрацию СП «Объячево» от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения «Объячево» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности посредством ненадлежащего обеспечения сохранности дорог.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

Однако, выявленные нарушения норм федерального законодательства создают предпосылки повышения уровня возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий, и как следствие возникновение угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что недопустимо и нарушает один из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Заявление прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги по <адрес> посредством проведения работ по устранению выбоин, просадки, восстановления дорожного полотна - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Объячево» в срок до 01 октября 2010 года обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги по <адрес> посредством проведения работ по устранению выбоин, просадки, восстановления дорожного полотна.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Прилузский районный суд.

Председательствующий: