выброс вредных веществ



Дело № 2-1535/10

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

08 июля 2010 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к ОАО «Леткакомсервис» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной № 12 «Пожемаяг» в <адрес>

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к ОАО «Леткакомсервис» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной № 12 «Пожемаяг» в <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установлено, что ОАО «Леткакомсервис» эксплуатируется котельная № 12 «Пожемаяг», которая отапливается твердым топливом – углем. Продуктами сгорания угля являются азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества. В нарушение требований действующего законодательства, ответчик, имея и эксплуатируя стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не получило в установленном порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем нарушаются гарантированные Конституцией права граждан на благоприятную окружающую среду.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Прилузский районный комитет по охране окружающей среды.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований в полном объеме помощник прокурора настаивает. Просит суд обязать ОАО «Леткакомсервис» получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной № 12 «Пожемаяг» в <адрес> в течение 6-ти мес. со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика в суде не присутствует, направил заявление о рассмотрении дела без их участия. Согласно представленного суду письменного отзыва, в иске прокурору просит отказать по основаниям, изложенным в данном отзыве.

Представитель третьего лица требования прокурора поддерживает.

С учетом положения ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав объяснения прокурора и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. 27-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999г. 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 1 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ст. 4 вышеуказанного ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в т.ч. атмосферный воздух и озоновый слой атмосферы.

Согласно ч. 2 ст. 16 Закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Общие правовые вопросы регулирования в области охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии определяются Федеральным законом от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

В соответствии со ст. 3 Закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Исходя из требований ст. 34 Закона, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно Устава ОАО «Леткакомсервис» (п. 4.2), основными видами деятельности общества являются, в т.ч.: производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и т.д.

Материалами дела установлено, что на основании договора № 134-ЛКС/06-2009 о передаче в аренду недвижимого имущества от 02.06.2009г., заключенного между ОАО «Прилузская тепловая компания» (арендодатель) и ОАО «Леткакомсервис» (арендатор), арендодатель обязуется передать, а арендатор принять во временное владение и пользование объекты недвижимого имущества, указанные в приложении № 1 к договору для использования в производственных целях.

Пунктом 3 приложения № 1 к указанному договору в перечень имущества, передаваемого в аренду от ОАО «Прилузская тепловая компания» в ОАО «Леткакомсервис» указано здание котельной № 12 «Пожемаяг», расположенное по адресу: <адрес>

При этом как следует из раздела 7 договора, настоящий договор заключен на срок со 02 июня 2009 года по 30 апреля 2010 года. В случае намерения арендатора арендовать имущество и в дальнейшем, он должен представить ходатайство не менее чем за месяц до окончания срока аренды. При отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на неопределенные срок и на таких же условиях (п. 7.2 договора).

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что данный договор аренды был расторгнут сторонами, суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что действие настоящего договора продлено на неопределенный срок. Указанное обстоятельство не оспаривается представителем ответчика в представленном суду мотивированном отзыве.

На основании ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Из договора аренды № 134-ЛКС/06-2009 следует, что арендатор (в данном случае ОАО «Леткакомсервис») обязан нести расходы по содержанию арендуемого имущества; соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, требования Госсанэпиднадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении арендуемого имущества (п.п. 2.2.3, 2.2.4, 2.2.7).

На основании ч. 1 ст. 39 Закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

При осуществлении Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой надзора в сфере исполнения законодательства в области охраны атмосферного воздуха установлено, что на основании вышеуказанного договора ОАО «Леткакомсервис» эксплуатируется котельная № 12 «Пожемаяг», расположенная в с. Черемуховка п.с.т. Пожемаяг.

Указанная котельная отапливается твердым топливом – углем. Продуктами сгорания угля являются азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, серы диоксид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества.

Таким образом, при эксплуатации котельная оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух как стационарный источник.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 23 вышеуказанного ФЗ, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В силу ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Государственная функция по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляется территориальными органами Ростехнадзора.

В Республике Коми таким органом является Печорское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.

Порядок выдачи разрешений определен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008г. № 288

Разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - разрешения на выбросы) устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты):

в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (нормативы ПДВ);

в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.

Между тем, как установлено в ходе судебного заседания, в 2007 году ОАО «Леткакомсервис» были разработаны «Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и «Проект нормативов на выброс загрязняющих веществ в атмосферу». Данные проекты были направлены в «Центр лабораторного анализа и технических измерений по РК» для определения их соответствия природоохранному законодательству РФ.

После проведения ЦЛАТИ по РК экспертизы вышеуказанных проектов, последние были возвращены на доработку.

Проект ПНООЛР после доработки был утвержден, а по проекту ПДВ было рекомендовано обратиться в специализированную организацию или к ИП.

ОАО «Леткакомсервис» был заключен договор с ИП Костроминой Н.А. на разработку проекта ПДВ.

В начале февраля 2008 года проект ПДВ был разработан и направлен в Прилузское отделение филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» для выдачи санитарно-гигиенического заключения на проект.

03.04.2008г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» выдано отрицательное экспертное заключение № 127 по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ПДВ.

24.02.2010г. ОАО «Леткакомсервис» обратилось в ОАО «Коми тепловая компания» с просьбой разработать проект ПДВ.

Как следует из письменного отзыва ответчика, в настоящее время проект ПДВ находится в стадии разработки. После его составления и процедур согласования будут проведены работы по получению разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, в ходе судебного заседания доказано, что в нарушение требований действующего законодательства, ОАО «Леткакомсервис», имея и эксплуатируя стационарный источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не получило в установленном порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается информацией Печорского управления Ростехнадзора от 14.05.2010г. № 25-05Э/637.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ОАО «Леткакомсервис» нарушаются требования природоохранного законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем осуществляемая ответчиком хозяйственная деятельность нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит заявленные требования безусловно подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче иска от уплаты госпошлины прокурор был освобожден, с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к ОАО «Леткакомсервис» об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной № 12 «Пожемаяг» в <адрес> - удовлетворить.

Обязать ОАО «Леткакомсервис» в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для котельной котельной № 12 «Пожемаяг» в <адрес> Прилузского района Республики Коми.

Взыскать с ОАО «Леткакомсервис» госпошлину в доход местного бюджета в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Прилузский районный суд.

Председательствующий: