Дело № 2-2448/10 в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Туисовой З.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 21 декабря 2010 года гражданское дело по иску Неруш Василия Мефедовича к Государственному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения о прекращении мер социальной поддержки незаконным и его отмене, обязании предоставить меры социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов установил: Неруш В.М. обратился в суд к ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с иском о признании решения о прекращении мер социальной поддержки недействительным, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов. Заявленные требования мотивированы тем, что ранее ему, как ветерану труда, предоставлялись меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ. С 01 июля 2010 года предоставление вышеуказанных мер соцподдержки прекращено на основании решения ответчика, поскольку супруга истца, проживающая с ним совместно, пользуется мерами соцподдержки, как педагог, работающий и проживающий в сельской местности. Полагая действия ответчика неправомерными, обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании заявленные требования были истцом уточнены и дополнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просит суд признать незаконным и отменить решение ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района», обязать предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», начиная с 01.07.2010г. Также просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере и понесенные по делу судебные расходы в виде расходов по оплате госпошлины в сумме 200 рублей. На удовлетворении вышеуказанных требований истец настаивает. Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве; просит суд в удовлетворении иска отказать. Также пояснила, что, несмотря на дополнение истцом заявленных требований, необходимости в отложении дела слушанием нет. Согласно положениям ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему. В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации). Судом установлено, что истец и его супруга Неруш Г.А. зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>, <адрес> на основании договора социального найма. Согласно представленного суду удостоверения серии Н № №, Неруш В.М., начиная с 03 декабря 1996 года, имеет звание <данные изъяты> Доказано также, что Неруш Г.А. работает <данные изъяты> в МОУ <данные изъяты>». Кроме того, Неруш Г.А., являясь <данные изъяты> работником, работающим и проживающим в сельской местности, начиная с 03 декабря 1996 года, имеет также звание <данные изъяты>». В силу ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что в силу ст. 76 Конституции РФ и положений Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» означает безусловное соблюдение субъектами РФ принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). На основании положений подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено, в т.ч. решение вопросов предоставления мер социальной поддержки. Учитывая изложенное, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 13 Закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании»; ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в ред. от 22.08.2004г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Постановлением АМО МР «Прилузский» от 25.03.2009г. № 256 утвержден Порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях Меры социальной поддержки назначаются педагогическим работникам, имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях и предоставляются в следующем порядке: по оплате жилого помещения (наем) и коммунальных услуг (отопление) - путем уменьшения их платежа; твердое топливо проживающим в домах, не имеющих центрального отопления в натуральном виде (по желанию специалиста возможны выплаты денежной компенсации за твердое топливо); по оплате освещения и компенсация твердого топлива - в денежном выражении. В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РК № 55-РЗ, лицам, имеющим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов указанным лицам и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; оплата в размере 50 процентов указанным лицам коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения. Часть 2 ст. 2 Закона «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусматривает, что при наличии у лиц, перечисленных в настоящем Законе, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным законами Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору указанных лиц, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Судом установлено, что Неруш Г.А. выбрала форму социальной поддержки как <данные изъяты> работник; Неруш В.М., как «<данные изъяты> Доказано также, что Неруш Г.А., как <данные изъяты> работник муниципального образовательного учреждения, имеющий стаж работы более 10 лет, получает меры социальной поддержки в виде: уменьшения платежа по оплате жилого помещения (наем) и коммунальных услуг (отопление) в размере 100% и в денежном выражении по оплате освещения, но только в доле, приходящейся на нее, как на основного носителя льготы. Неруш В.М., как лицо, имеющее звание <данные изъяты>», получал меры социальной поддержки в денежном выражении с 01.06.2008г. по 01.12.2009г. за исключением отопления в размере 50% от начисленных коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления за содержание жилого помещения, вывоз твердых бытовых отходов, за электроэнергию, газ, холодное водоснабжение; с 01.12.2009г. по 01.07.2010г. также предоставлялась мера соцподдержки за отопление в пределах социальной нормы площади жилого помещения 21 кв.м., с учетом норматива потребления 0,0360 ГК/кв.м. Между тем, решением ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района», начиная с 01.07.2010г. предоставление Неруш В.М. мер социальной поддержки как лицу, имеющему звание «<данные изъяты>» прекращено со ссылкой, что действующее законодательство не предусматривает подразделение МСП по ЖКУ на отдельные составляющие (в части - как члену семьи педагогического работника, и в части - как ветерану труда). Однако, оценивая правовую позицию сторон, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика, что истец, по сути, просит предоставить ему меры социальной поддержки по двум основаниям, поскольку, как следует из текста искового заявления и приведенных в его обоснование доводов, истец обращается в суд именно за защитой своего нарушенного права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 11 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Не может быть принят во внимание и довод представителя ответчика о том, что льготы по оплате ЖКУ предоставлялись Неруш, как члену семьи <данные изъяты> работника на основании заявления его супруги, Неруш Г.А., которая при своем обращении за МСП указала истца как члена ее семьи; поскольку в силу действующего законодательства граждане осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (ст. 9 ГК РФ) а непосредственно Неруш В.М. за получением мер социальной поддержки как член семьи педагогического работника никогда не обращался, что не оспаривается представителем ответчика. Отсюда, принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что супругам Неруш меры социальной поддержки предоставляются по различным основаниям, и только по одному основанию каждому. Соответственно, избрав в качестве основания для получения мер социальной поддержки, как лицо, имеющее звание «Ветеран труда», по мнению суда, истец имеет право на получение МСП, предусмотренных ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Более того, согласно ст. 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. При таких обстоятельствах, признавая требования истца обоснованными, суд находит решение ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отказе в предоставлении Неруш В.М. мер социальной поддержки не основанным на законе, и, как следствие, подлежащим отмене. В то же время, в случае совместного проживания двух и более граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе на предоставление компенсации стоимости твердого топлива, общий объем предоставляемых мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации стоимости твердого топлива не может превышать 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги и 100 процентов компенсации стоимости твердого топлива (ст. 2 Закона РК № 55-РЗ). Как отмечалось ранее, в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Порядок реализации права педагогических работников образования в сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определен Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" с учетом распоряжения Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433р, названным ранее Постановлением Совета Министров СССР N 255 от 04.05.1971, которые подлежат применению в силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР", а также ст. 8 Федерального закона РФ от 22.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ". Таким образом, федеральным законодательством для указанной категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в натуральной форме, которые не отменены и в отношении которых сохраняется прежний порядок предоставления. Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" ранее педагоги в сельской местности пользовались правом на бесплатное жилье с отоплением и освещением на всю фактически занимаемую жилую площадь без ограничения какими-либо нормами. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" устанавливает льготы специалистам, проживающим в сельской местности, по бесплатному предоставлению отопления и освещения без каких-либо ограничений и норм. По нормам предоставляется только жилое помещение. Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством от платы за отопление и освещение эти работники освобождены независимо от размера занимаемого жилого помещения. Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, работники образования в сельской местности не должны нести расходы по оплате жилой площади, отоплению, освещению, поэтому ограничение предоставляемых специалистам образования льгот по оплате электроэнергии с учетом нормативов потребления противоречит федеральному законодательству. Отсюда, поскольку в силу закона супруга ответчика, Неруш Г.А. имеет право на освобождение от оплаты за найм, отопление и электроэнергию без каких-либо ограничений и норм, учитывая, что общий объем предоставляемых мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может превышать 100 процентов платы, оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде денежной компенсации в размере 50% начисленных услуг в пределах установленных нормативов потребления за электроэнергию; в пределах социальной нормы площади жилого помещения, с учетом норматива потребления за отопление, а также выплаты денежной компенсации за найм жилого помещения суд не находит, поскольку изложенное противоречило бы требованиям закона. Таким образом, суд полагает необходимым обязать ответчика предоставить Неруш В.М. меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Закона РК от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», за исключением денежной компенсации за найм, отопление и электроэнергию. Поскольку при рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу о наличии у Неруш В.М. права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 11 Закона РК № 55-РЗ от 12.11.2004г., а при разбирательстве спора доказано, что, начиная с 01 июля 2010 года данные МСП истцу не предоставлялись, в порядке восстановления нарушенного права последнего (ст. 12 ГК РФ), при вынесении настоящего решения на ГУ РК «ЦСЗН Прилузского района» следует возложить обязанность по предоставлению вышеуказанных МСП, начиная с 01.07.2010г. При рассмотрении требований Неруш о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, учитывается, что в соответствии со ст.151 ГК РФ, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, в том случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Поскольку возникшие спорные правоотношения, безусловно, находятся в плоскости имущественных интересов, в сферу действия указанной статьи они не подпадают, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат. Что касается заявленных истцом требований о взыскании с ответчика понесенных по делу судебных расходов, данные требования подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. На основании ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Как следует из материалов дела, при подаче искового заявления истцом была оплачена госпошлина за подачу иска в размере 200 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате. Отсюда, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины за подачу иска, в размере 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление Неруш Василия Мефедовича к Государственному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о признании решения о прекращении мер социальной поддержки незаконным и его отмене, обязании предоставить меры социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов – удовлетворить в части. Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отказе в предоставлении Неруш Василию Мефедовичу мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 11 Закона РК от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Обязать Государственное учреждение РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района», начиная с 01.07.2010 года, предоставить Неруш Василию Мефедовичу меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Закона РК от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», за исключением денежной компенсации в размере 50% начисленных услуг в пределах установленных нормативов потребления за электроэнергию; в пределах социальной нормы площади жилого помещения, с учетом норматива потребления за отопление, а также выплаты денежной компенсации за найм жилого помещения. Взыскать с Государственного учреждения РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в пользу Неруш Василия Мефедовича понесенные по делу судебные расходы в размере 200 рублей. В удовлетворении требований, заявленных к Государственному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о взыскании компенсации морального вреда, Неруш Василию Мефедовичу – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вынесения через Прилузский районный суд. Председательствующий