Дело № 2-2163/10 председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Туисовой З.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 29 октября 2010 года гражданское дело по иску Семенова Семена Ильича к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», Агентству Республики Коми по социальному развитию о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании субсидии на приобретение жилья, установил: Семенов С.И. обратился в суд к АМО МР «Прилузский» с иском о взыскании субсидии на приобретение жилья в размере 1 080 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что 26.04.2010г. обратился к ответчику за субсидией для приобретения благоустроенной квартиры согласно Указу Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. 12.05.2010г. получил уведомление ответчика об отказе в постановке на очередь на получение субсидии на основании заключения обследования жилья межведомственной комиссией. С вышеуказанным заключением межведомственной комиссии не согласен, в связи с чем вынужден обратиться в суд с настоящим иском. В период производства по делу заявленные требования были представителем истца уточнены и дополнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Учитывая, что ранее Семенов С.И. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, откуда, по мнению последней, был снят необоснованно, просит восстановить Семенова С.И. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и взыскать в его пользу субсидию на приобретение жилья. Определением суда от 20.09.2010г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство РК по социальному развитию. В судебном заседании истец не присутствует, направив для участия в деле своего представителя. Представитель истца на удовлетворении заявленных требований настаивает, просит суд восстановить ее доверителя в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать ответчиков выплатить последнему субсидию на приобретение благоустроенного жилья. При этом указала, что об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Семенов узнал только в 2010 году. Представитель ответчика АМО МР «Прилузский» в иске просит отказать, полагая, что оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется, поскольку из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Семенов был исключен законно и обоснованно. Кроме того дополнила, что в настоящее время оснований для признания Семенова нуждающимся в улучшении жилищных условий также не имеется. Представитель ответчика, Агентства РК по соцразвитию, в судебном заседании не присутствует, о времени и месте заседания извещен надлежащим образом. До начала разбирательства дела по существу, каких-либо заявлений, ходатайств, в т.ч. свидетельствующих об уважительности причин неявки, суду не представил. Согласно предоставленного суду письменного отзыва, в иске просит отказать по основаниям, в нем изложенным. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему. В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации). Отсюда, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и жилищных. Как следует из материалов дела, Семенов С.И. является <данные изъяты> группы
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Статьей 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона № 5-ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Установлено, что на основании постановления главы администрации Прилузского района № Номер обезличен от 29.10.1992г. «О постановке в очередь на улучшение жилищных условий и выделении жилья», Семенов С.И. с составом семьи 3 человека был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий в список <данные изъяты> ВОВ.
Согласно направленного истцу уведомления, на момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему был присвоен порядковый № Номер обезличен в списке <данные изъяты> ВОВ.
Впоследующем, по состоянию на 15.04.1996г., Семенов С.И. состоял в списке <данные изъяты> ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под № Номер обезличен, что подтверждается соответствующим уведомлением, копия которого имеется в материалах дела.
На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Прилузский район», постановлением Главы АМО «Прилузский район» № Номер обезличен от 22.05.2003г. «Об итогах перерегистрации граждан, состоящих на учете, как нуждающихся в улучшении жилищных условий», Семенов С.И. снят с учета, как не прошедший перерегистрацию.
Как следует из объяснений представителя ответчика, истец был снят с учета, поскольку, в связи с проведением капитального ремонта, жилое помещение, в котором проживал истец, по уровню благоустройства соответствовало среднему уровню благоустроенности жилищного фонда с. Объячево.
При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию сторон, судом учитывается следующее.
Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 109 ГПК РФ, лицо утрачивает право на совершение определенных процессуальных действий с истечением сроков установленных соответствующими нормами.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГПК РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
Как следует из материалов дела, из очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Семенов С.И. был снят 22 мая 2003 года, соответственно срок исковой давности по требованию о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий истекал 21 мая 2006 года.
В то же время, согласно ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из объяснений представителя истца, о том, что Семенов С.И. в 2003 году был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, последний узнал только в апреле 2010 года.
Доказательств своевременного извещения истца о снятии с учета, АМО МР «Прилузский» в суд не представлено; указанный довод ничем не опровергнут, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по требованию о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявителем не пропущен, и считает возможным рассмотреть указанное требование по существу.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РК, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, который принимает решение о нуждаемости гражданина, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Вместе с тем, в силу положений ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
В соответствии со ст. 1 данного Закона Жилищный кодекс РФ введен в действие с 01 марта 2005 года.
Указанным Законом № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» Жилищный кодекс РСФСР, регулирующий жилищные отношения, отменен.
Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела и сущности исковых требований, правоотношения между сторонами возникли до введения в действия Жилищного кодекса РФ, в силу положений ст. 6 ЖК РФ и ст. 5 Закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», суд считает возможным применить к разрешению данного спора, связанного с осуществлением жилищных прав и обязанностей сторон, положения Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 28 ЖК РСФСР (в ред. от 06.07.1991г.), граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов (ст.ст. 30, 31 ЖК РСФСР).
В соответствии с Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений), на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 8 вышеуказанных правил, обязательным условием для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений является постоянное проживание (с постоянной пропиской) в данном населенном пункте. В порядке исключения с разрешения Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов и соответствующего совета профессиональных союзов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы могут быть приняты рабочие и служащие, длительное время добросовестно работающие на предприятиях, в учреждениях, организациях, проживающие в другом близлежащем населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, непременным условием для постановки Семенова С.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, являлось постоянное проживание (с постоянной пропиской) в с. Объячево Прилузского района РК.
Между тем, согласно представленной суду копии паспорта истца, начиная с 31 марта 1992 года и до 20 сентября 2005 года, Семенов С.И. был прописан в квартире ....
Следовательно, на момент постановки на учет, в нарушение п. 8 Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335, истец был зарегистрирован и проживал в другом населенном пункте; соответственно оснований для его постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий у администрации МР «Прилузский» не имелось.
При этом суд находит несостоятельным довод представителя истца о том, что Семенов правомерно был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в с. Объячево, поскольку большую часть времени проживал в с. Объячево, приезжая в г. Сыктывкар только на момент ее командировок, чтобы присматривать за детьми, а зарегистрирован был лишь с целью наличия возможности беспрепятственно посещать медицинские учреждения г. Сыктывкара, поскольку, в силу требований закона, именно постоянное проживание (с постоянной пропиской) в населенном пункте являлось обязательным условием для постановки на учет.
Кроме того, при вынесении настоящего решения судом учитывается следующее.
Согласно протокола № 9 заседания районной общественной комиссии по жилищным вопросам от 20.10.1992г., основанием для постановки Семенова С.И. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий послужило то, что истец проживал в неблагоустроенном жилом помещении.
Однако, указанные обстоятельства опровергаются письменными материалами дела и показаниями свидетеля.
Так, в соответствии с постановлением главы администрации Прилузского района № 22 от 16.01.1992г. «О достигнутом уровне благоустроенности жилищного фонда по с. Объячево», постановлено считать средним достигнутым уровнем благоустроенности по с. Объячево дома с центральным отоплением и водяным отоплением от автономного источника, водопроводом, газом и электроплитой для приготовления пищи.
Техническим паспортом на жилой дом ..., составленным по состоянию на 05.12.1986г. установлено, что в доме имелись газоснабжение, водопровод, электроосвещение и печное отопление.
Из данных технического паспорта жилого дома ... по состоянию на 1989 год следует, что капитальный ремонт указанного дома проводился в 1988 году.
Справкой АМО МР «Прилузский» от 28.10.2010г. № Номер обезличен установлено, что капитальный ремонт в доме, где проживает Семенов С.И. последний раз проводился в 1988 году. Сведений о перечне проделанных работ по данному дому в администрации не имеется.
Для выяснения вопроса о том, какие именно работы проводились в ходе капитального ремонта, в судебном заседании в качестве свидетеля по делу был допрошен бывший начальник Прилузского ремонтно-строительного управления Попов Е.И., который суду показал, что с 07.07.1978г. в течение 23 лет работал в Прилузском РСУ. В обязанности управления входило, в т.ч. проведение капитальных ремонтов жилья и объектов соцкультбыта. В ходе проведения капитального ремонта дома ... была проведена канализация, и дом подключен к централизованному отоплению.
Не доверять показаниям свидетеля у суда нет оснований, поскольку он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в чем и дал подписку суду; какой – либо заинтересованности в исходе настоящего дела со стороны данного свидетеля судом также не установлено.
Более того, показания свидетеля о том, что централизованное отопление имелось в доме с 1988 года подтверждаются объяснениями представителя истца, пояснившей суду, что на конец 1988 года печное отопление в квартире уже отсутствовало.
Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в квартире Семенова имелись газоснабжение с плитой для приготовления пищи, водопровод, электроосвещение, централизованное отопление.
Отсюда, по мнению суда, по состоянию на 29.10.1992г., квартира Семенова С.И. соответствовала требованиям, установленным постановлением главы администрации Прилузского района № 22 от 16.01.1992г. «О достигнутом уровне благоустроенности жилищного фонда по с. Объячево»; в связи с чем протокол № 9 заседания районной общественной комиссии по жилищным вопросам от 20.10.1992г., согласно которому Семенов С.И. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий из-за проживания в неблагоустроенном жилом помещении, составлен в данной части неправомерно.
При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, оснований для признания Семенова С.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий по мотиву проживания в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (неблагоустроенном жилом помещении) по состоянию на 29.10.1992г. не имелось.
При этом ссылка представителя истца о том, что указанное жилое помещение являлось и продолжает являться неблагоустроенным в связи с отсутствием в квартире ванной либо душа, отклонена судом; т.к. по своим техническим характеристикам квартира ... соответствовала и продолжает соответствовать требованиям среднего уровня благоустроенности по с. Объячево.
Одновременно судом учитывается также, что на основании договора № Номер обезличен на передачу квартиры в общую собственность от 13.11.1992г., начиная с 13 ноября 1992 года до 12 февраля 2008 года, Семенов С.И. являлся собственником ? доли в квартире ..., что подтверждается письменными материалами дела.
В то же время, довод представителя истца о том, что на период приватизации вышеуказанной квартиры доли собственников не были определены, в связи с чем факт владения Семеновым ? долей в вышеуказанной квартире не доказан, не может быть принят во внимание судом, учитывая следующее.
В силу ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными (ст. 245 ГК).
Отсюда, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеет место общая долевая собственность, поскольку законом не предусмотрено иное; при приобретении имущества в собственность доли собственников соглашением между участниками не устанавливались, что не оспаривается представителем истца, пояснившей, что доли были определены лишь при заключении договора дарения, т.е. в 2008 году; следовательно, доли Семенова С.И. и Лавренко Н.С. изначально являлись равными.
На основании ст. 32 ЖК РСФСР (в ред. от 31.12.2002г.), право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Семенов С.И. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий законно и обоснованно, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Соответственно, заявленные истцом требования о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежат.
Рассматривая исковые требования Семенова С.И. о взыскании в пользу последнего субсидии на приобретение жилья, суд также находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23.2. Федерального закона № 5-ФЗ, обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе участников Великой Отечественной войны, может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение федерального законодательства в Республике Коми был принят Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 69-РЗ «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», который устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» (далее - граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий).
Законом Республики Коми № 69-ФЗ, в редакции действующей до внесения изменений Законом Республики Коми от 12.02.2010 г. № 3-РЗ, было установлено, что формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление указанным гражданам социальных выплат для приобретения жилья.
Социальные выплаты для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.
Законом Республики Коми от 12.02.2010г. № 3-РЗ были внесены изменения в Закон Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан», которые вступили в силу в феврале 2010 г.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми № 69-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 12.02.2010 г. № 3-РЗ) формой обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан: вставших на учет до 1 января 2005 года и относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Отсюда, даже в случае удовлетворения первоначального требования истца и восстановления его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для взыскания в пользу последнего единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, у суда не имеется; поскольку, в данном случае, у истца отсутствует такой необходимый критерий, как нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Так, в соответствии с ч.3 ст.2 Закона РК от 05.04.2005г. № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (в ред. от 11.03.2008г.), имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, определенного федеральным законодательством, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
5) выезжающие из населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке, вставшие до 1 июня 2010 года на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе;
6) зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства в поселках сельского типа с подчиненными им территориями и проживающие в жилых помещениях, расположенных в зоне разрушения берегов рек на указанных территориях.
Постановлением главы администрации Прилузского района № 73 от 08.04.1999г. «О достигнутом уровне благоустроенности жилищного фонда с. Объячево», постановлено считать средним достигнутым уровнем благоустроенности по с. Объячево дома с центральным отоплением и водяным отоплением от автономного источника, водопроводом, газовой или электроплитой для приготовления пищи. При этом нормой жилой площади по с. Объячево при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, является 7 кв.м. и менее на одного члена семьи; при выделении жилых помещений – 9-12 кв.м. на одного члена семьи.
Указанное постановление действует до настоящего времени.
Семенов С.И. проживает совместно с супругой, Семеновой А.В. в квартире, общей площадью 52,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности Семеновой А.В.
В связи с тем, что в квартире зарегистрировано 2 человека, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 26,35 кв.м., что больше установленной учетной нормы.
Согласно справки ООО УО «Партнер» № 1050 от 08.10.2010г., по вышеуказанному адресу имеются следующие виды жилищно-коммунальных услуг: содержание, теплоснабжение, центральная канализация, холодное водоснабжение, вывоз ТБО, освещение мест общего пользования.
По заключению межведомственной комиссии от 02.04.2010г. № 33, квартира № 1 дома № ... отвечает установленным для жилых помещений требованиям и пригодна для постоянного проживания.
Больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378, в квартире Семеновых нет, в квартире ... проживает только семья истца; в связи с чем право на улучшение жилищных условий по подп. 4 ч. 3 ст. 2 вышеуказанного РЗ, у Семенова С.И. также не возникло.
Село Объячево Прилузского района РК, где проживает истец, не является населенным пунктом, закрывающимся в установленном законом порядке, и не располагается в зоне разрушения берегов рек.
Отсюда, по мнению суда, ни по одному из вышеперечисленных оснований Семенов С.И. не приобрел права на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Указанный вывод суда подтверждается и надзорным производством № Номер обезличен, в рамках которого прокуратурой Прилузского района РК по обращению Семенова С.И. проводилась проверка законности и обоснованности действий администрации МР «Прилузский» в части не предоставления истцу безвозмездной субсидии для приобретения благоустроенного жилья; и каких-либо нарушений прав Семенова выявлено не было; отказ администрации МО МР «Прилузский» в постановке на учет для улучшения жилищных условий признан правомерным.
Кроме того, при вынесении настоящего решения в данной части, судом учитывается также, что при постановке на учет для улучшения жилищных условий учитываются гражданско-правовые сделки с недвижимым имуществом (а именно ухудшение жилищных условий путем отчуждения жилых помещений) в течение 5-ти лет с момента регистрации перехода права собственности другому лицу.
Между тем, как следует из письменных материалов дела, являясь собственником ? доли квартиры в г. Сыктывкаре (40,25 кв.м.), на основании договора дарения от 23.01.2008г., Семеновым С.И. произведено отчуждение данной доли в пользу Лавренко Н.С., что привело к ухудшению жилищных условий истца.
Одновременно судом также учитывается, что единовременные денежные выплаты предоставляются гражданам за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете.
Предоставление единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета Российской Федерации осуществляется Агентством Республики Коми по социальному развитию.
В целях реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» и на основании федерального закона «О ветеранах» Правительством Республики Коми принято постановление от 22.03.2010 г. № 58 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».
Указанным постановлением Правительства Республики Коми утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 постановления Агентство на основании списков, представляемых органами местного самоуправления, обеспечивает формирование и ведение республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
Порядком установлено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий финансовый год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка определено, что республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» формируется Агентством Республики Коми по социальному развитию по дате постановки граждан на учет в органах местного самоуправления на основании списков, представляемых органами местного самоуправления: в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Предоставление гражданам единовременных денежных выплат осуществляется в порядке очередности в соответствии с республиканским списком (п. 6 Порядка).
На основании сведений, представленных администрациями муниципальных образований, Агентством Республики Коми по социальному развитию сформированы: республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; республиканский список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
В республиканские списки на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Семенов С.И. не включен, в связи с чем, даже в случае удовлетворения заявленных истцом требований и признания за последним права на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья; взыскать в пользу истца единовременную субсидию в обход вышеуказанных республиканских списков, не представлялось бы возможным, поскольку указанное решение повлекло бы за собой нарушение охраняемых законом и государством прав и интересов других лиц, состоящих в указанных списках.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что иск Семенова С.И. надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский», Агентству Республики Коми по социальному развитию о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, взыскании субсидии на приобретение жилья, Семенову Семену Ильичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2010 года.