Меры соцподдержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности



Дело № 2-57/11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

09 февраля 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК о признании решения Совета муниципального образования «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» противоречащим федеральному закону

установил:

Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании решения Совета муниципального образования «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» (в ред. решения Совета МО МР «Прилузский» от 16.11.2006г. № 10) противоречащим федеральному закону и обязать Совет МР «Прилузский» в срок до 01 мая 2011 года принять решение о внесении изменений в п. 2 Решения Совета МО «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» (в ред. решения Совета МО МР «Прилузский» от 16.11.2006г. № 10) в соответствии с требованиями федерального законодательства.

В период производства по делу заявленные требования прокурором уточнены в порядке ст. 39 ГПК РФ. Просил суд признать решение Совета МО «Прилузский район» «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» от 26.11.2004 № 7 (в ред. решения Совета МО MP «Прилузский» от 16.11.2006 № 10) противоречащим законодательству с момента принятия нормативного правового акта в части, а именно в части слов: в подп. 2.1 Решения «в пределах установленной социальной нормы площади жилья», а также «непосредственно только на самого специалиста»; в подп. 2.2 Решения «в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг», «приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению», а также «приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - непосредственно только на самого специалиста».

В судебном заседании на удовлетворении уточненных требований ст. помощник прокурора настаивает.

Представитель Совета МО МР «Прилузский» с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав объяснения сторон, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, решением Совета МО «Прилузский район» от 26.11.2004г. № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» (в ред. решения Совета МО МР «Прилузский» от 16.11.2006г. № 10), специалистам муниципальных учреждений Прилузского района (культуры, здравоохранения), работающим и проживающим в сельской местности предоставлены меры соцподдержки в виде: 100-процентного освобождения указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья; указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда, - непосредственно только на самого специалиста; 100-процентного освобождения указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, или компенсация в размере 100 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, - непосредственно только на самого специалиста.

Между тем, как указано прокурором, право на бесплатное жилье с отоплением и освещением для рассматриваемой категории граждан являлось установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами льготой, предоставляемой ранее в натуральной форме. Регулярно для обеспечения этого права из федерального бюджета субъектам РФ и органам местного самоуправления передавалась финансовая помощь, направляемая в организации жилищно-коммунального хозяйства на возмещение расходов, не покрываемых в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Таким образом, федеральным законодательством для вышеуказанных категорий специалистов в сельской местности и членов их семей было предусмотрено предоставление льгот по бесплатному предоставлению отопления и освещения без каких-либо ограничений и норм. По нормам предоставлялось только жилое помещение.

При таких обстоятельствах, рассматривая заявленные прокурором требования, суд исходит из следующего.

Жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"). Согласно этому акту квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).

Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 8 Закона РСФСР от 21.12.1990г. № 438-1 «О социальном развитии села» также предусматривалось предоставление в личную собственность специалистов народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта, направляемым по заявкам хозяйств и сельских Советов, отдельных жилых домов или квартир с надворными постройками и приусадебными участками. На период первых двух лет они обеспечивались бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета, за исключением тех, кто эти льготы имел постоянно.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для указанных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР.

Конституционным Судом Республики Коми от 20 мая 2010 «По делу о проверке конституционности решения Совета муниципального района «Удорский» от 15 апреля 2009 года № 21-2 «О признании утратившим силу решения Совета муниципального района «Удорский» от 28 апреля 2007 года № 2-3 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений муниципального района «Удорский» работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа» по запросу Прокурора Республики Коми» указано, что регулярно для обеспечения права на бесплатное жилье с отоплением и освещением для рассматриваемой категории граждан из федерального бюджета субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления передавалась финансовая помощь. Размер этой помощи определялся в пределах социальной площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из установленных Правительством Российской Федерации федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг. Таким образом, размер этой помощи, определенный в вышеназванных пределах, являлся минимальным базовым уровнем, которым органы местного самоуправления должны были руководствоваться при установлении объема предоставляемой меры социальной поддержки.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть четвертая) организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть пятая), муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть шестая). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих и проживающих в той же местности медицинских работников. Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.

Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан нашло отражение в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Таким образом, с 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года и Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" норма ч. 2 ст. 63 Основ, предусматривающая, что работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением утратила силу. В настоящее время ст. 63 Основ..., применительно к рассматриваемому вопросу, предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 63 Основ). Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления (часть 6 статьи 63 Основ).

Между тем, ни статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ни иное федеральное законодательство не определяет виды мер социальной поддержки для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, и не устанавливают императивных предписаний по объему предоставляемых органами местного самоуправления медицинским работникам мер социальной поддержки.

Кроме того, как Основы законодательства об охране здоровья граждан, так и статья 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат положений об обеспечении мерами социальной поддержки членов семей медицинских работников.

Исходя из принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28 30, 31 (в части права органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 33, 35 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако, согласно статье 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Своим решением от 26.11.2004г. № 7 (в ред. решения Совета МО МР «Прилузский» от 16.11.2006г. № 10), Совет МО «Прилузский район» в рамках предоставленных полномочий взял на себя обязательство по предоставлению специалистам муниципальных учреждений Прилузского района, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, ранее предусматривавшихся федеральным и союзным законодательством

При этом, по мнению суда, порядок предоставления мер социальной поддержки медицинских работников на территории районе не изменился, такие меры, как и до 1 января 2005 года предоставлялись в натуральной форме, путем освобождения от соответствующих платежей, а совокупный объем их финансирования увеличился, о чем свидетельствуют письменные материалы дела.

Так, начиная с 2005 года, при формировании и утверждении бюджета Прилузского района ежегодно предусматриваются средства на предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Согласно представленных документов, фактические расходы на предоставление мер социальной поддержки работникам здравоохранения по годам составили: 2006 - 2434 тысяч рублей (количество специалистов - 348); 2007- 2032 тысяч рублей (количество специалистов -340); 2008-1594 тысяч рублей (количество специалистов- 310); 2009- 2926 тысяч рублей (количество специалистов -303); 2010 (оперативные данные - 3709,8 тысяч рублей. Таким образом, требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, при издании оспариваемого прокуратурой решения Совета МО «Прилузский район» были соблюдены.

Более того, такие меры социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, как освобождение от оплаты за содержание и ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, могут являться дополнительными мерами социальной поддержки, установление которых, в силу части пятой статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Данные вопросы решаются органами местного самоуправления самостоятельно, с учетом финансовых возможностей местных бюджетов.

Следовательно, оспариваемое решение Совета МО «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» предусматривает больше мер социальной поддержки, чем это было предусмотрено ранее действующим законодательством - 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение. вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг. Кроме того, сверх ранее установленных льгот, рассматриваемым решением Совета МО «Прилузский район» медицинским работникам предоставляется также 100-процентное освобождение и на содержание и ремонт жилья.

Отсюда, довод прокурора, что по сравнению с ранее действовавшим законодательством и предоставляемыми рассматриваемой категории работников льготами, оспариваемое Решение Совета Мо «Прилузский район существенно ухудшило положение специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности, и не отвечает изложенным в преамбуле и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. принципам и положениям, поскольку не обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанной категории граждан, основан на неправильном толковании норм материального права. Положения федеральных норм, в соответствии с которыми предоставлялись указанные выше льготы (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением в сельской местности) с 1 января 2005 г. утратили силу (за исключением льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в сельской местности).

Ссылка прокурора на акты Конституционного Суда РК и РФ также является несостоятельной, поскольку не свидетельствует о том, что оспариваемым Решением нарушаются права специалистов муниципальных учреждений Прилузского района на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты, а также о противоречии оспариваемого Решения Совета МО «Прилузский район» федеральному законодательству.

С учетом изложенного, по мнению суда, принятое решение Совета муниципального образования «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» (в ред. решения Совета МО МР «Прилузский» от 16.11.2006г. № 10) не может рассматриваться как нарушающее права граждан, поскольку направлено на создание благоприятных условий для обеспечения социальной защищенности указанной категории граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года.

Таким образом, оспариваемое прокурором решение Совета МО «Прилузский район», устанавливающее льготы по оплате коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья и только на самого специалиста, не свидетельствуют об ущемлении прав и свобод граждан и не противоречат федеральному законодательству.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Прилузского района РК о признании решения Совета муниципального образования «Прилузский район» от 26 ноября 2004 года № 7 «О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности» противоречащим федеральному закону – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2011 года.