Дело № 2-256/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Соболева В.М.
при секретаре судебного заседания Потаповой С.А.,
с участием истца Поповой Т.П.,
представителя ответчика Лютиковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 18 апреля 2011 года гражданское дело по иску Поповой Татьяны Павловны к ГУ УПФ РФ в Прилузском районе о включении периодов в льготный стаж, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Попова Т.П. обратилась в суд с заявлением о включении периодов курсов повышения квалификации, нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребёнком в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, назначении пенсии.
В обосновании требований указала, что 28 января 2011 года обратилась в УПФ за досрочным назначением пенсии, 4 февраля 2011 года в назначении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности.
В стаж работы не вошли:
- курсы повышения квалификации: с 12 ноября по 1 декабря 1990 года, со 2 по 21 октября 2000 года, с 30 января по 18 февраля 2006 года, с 14 по 26 марта 2011 года,
- отпуск по беременности и родам: с 28 сентября 1994 года по 2сентября 1995 года, с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года.
Просит обязать ответчика включить в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, назначить ей досрочную трудовую пенсию.
Ответчиком представлены возражения на исковые требования, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований истицы, просит в иске отказать.
Истица в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела Поповой Т.П., суд пришел к следующему.
28 января 2011 года Попова Т.П. обратилась в ГУ УПФ РФ в Прилузском районе за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ГУ УПФ РФ в Прилузском районе № 3 от 04 февраля 2011 года Поповой Т.П. отказано в установлении пенсии в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности, продолжительность стажа работы по педагогической деятельности определена 23 года 10 месяцев 22 дня.
В стаж работы по педагогической деятельности не засчитаны периоды, в числе которых:
- курсы повышения квалификации: с 12 ноября по 1 декабря 1990 года, со 2 по 21 октября 2000 года, с 30 января по 18 февраля 2006 года, с 14 по 26 марта 2011 года;
- период больничного листа до начала отпуска по беременности и родам с 28 сентября по 9 октября 1994 года и отпуск по уходу за ребёнком с 27 февраля 1995 года по 31 мая 1996 года.
В соответствии с. подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста не менее 25 лет.
Из трудовой книжки Поповой Т.П. следует, что в период с 15 августа 1985 года по 30 октября 1993 года она работала воспитателем детского сада «Колокольчик» Летского леспромхоза, с 31 октября 1993 года по настоящее время работает воспитателем детского сада № 4 с. Летка.
Согласно справки № 14 от 25 января 2011 года, уточняющей периоды работы, необходимые при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии, подтверждающей постоянную занятость на соответствующих видах работ, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия ранее достижения возраста, Попова Татьяна Павловна в период работы в МДОУ «Детский сад № 4 с. Летка» находилась в декретном отпуске с 28 сентября 1994 года по 26 сентября 1995 года, в отпуске по уходу за ребенком с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года; на курсах повышения квалификации: с 02 по 21 октября 2000 года, с 30 января по 18 февраля 2006 года.
Суд считает необоснованным исключение из стажа работы лечебной деятельности Поповой Т.П. периодов нахождения на курсах повышения квалификации по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 112 КЗоТ РФ и статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Соответственно, время нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 ноября по 1 декабря 1990 года, со 2 по 21 октября 2000 года, с 30 января по 18 февраля 2006 года, с 14 по 26 марта 2011 года, которое ответчиком исключено из стажа педагогической деятельности истицы, подлежит включению в указанный стаж.
С учетом включения в стаж педагогической деятельности периодов повышения квалификации (2 месяца 13 дней) стаж педагогической деятельности составит 24 года 1 месяц 5 дней.
При оценке доводов сторон по периодам отпуска по беременности и родам с 28 сентября 1994 года по 26 апреля 1995 года, с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 165 КЗоТ РФ женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов.
В силу части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам закрепляется законодательством РФ. При этом установлено, что продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей.
Согласно Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» (в редакции, действовавшей по 25 мая 1998 года), отпуск по беременности и родам предоставлялся продолжительностью 126 дней до родов и 236 дней после родов. Таким образом, Закон Республики Коми, увеличивший продолжительность отпуска по беременности и родам, не противоречил федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и пунктом 5 разъяснения Министерства труда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 4 ноября 2002 года, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, и, в конечном итоге, не должна ухудшать положение истицы.
Указанный вывод основывается и на постановлениях Европейского Суда по правам человека (Булгакова против РФ, Праведная против РФ), согласно которым пенсионные выплаты по своему содержанию являются гражданскими правами по смыслу пункта 1 Статьи 6 Конвенции и лишение законного права получения указанных выплат представляет собой вмешательство в право заявителя на уважение его имущества по смыслу статьи 1 Протокола №1 к Конвенции. Европейский Суд относит к основополагающим аспектам принципа верховенства права принцип правовой определенности.
Согласно представленной МДОУ «Детский сад № 4 с. Летка»» справки, Попова Т.П. с 28 сентября 1994 года по 26 сентября 1995 года находилась в декретном отпуске (дородовой и после родовой больничный лист), с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года находилась в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет.
По лицевому счёту за 1994 год следует, что с 28 сентября по 30 декабря 1994 года Поповой Т.П. оплачивался больничный лист.
Из карточек-справок за 1995, 1996 год следует, что в период с 1 января по 26 сентября 1995 года Поповой Т.П. также производилась оплата больничного листа за счёт средств соцстраха, с 27 сентября по 24 ноября 1994 года ей был предоставлен очередной отпуск, с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года выплачивалось пособие по уходу за ребёнком до полутора лет.
Сын истицы ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, соответственно период нахождения в отпуске по беременности и родам до родов - с ДД.ММ.ГГГГ года составит 82 дня, что меньше установленных Законом Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» (в редакции, действовавшей по 25 мая 1998 года) 126 дней до родов.
236 дней отпуска по беременности и родам, предоставляемые после родов, установленные вышеуказанным Законом, составляют период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, период нахождения в отпуске по беременности и родам составляет с 28 сентября 1994 года по 11 августа 1995 года, и с учётом вышеизложенного, в стаж педагогической деятельности истицы подлежит включению весь указанный период, из которого пенсионным органом не включено 5 месяцев 26 дней (с 28 сентября по 9 октября 1994 года и с 27 февраля по 11 августа 1995 года).
Период с 12 августа по 26 сентября 1995 года не подлежит включению в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, поскольку данный в указанный период истица не работала, и он находится за пределами срока отпуска по беременности и родам, после родов (236 дней), определенного Законом Республики Коми от 20 октября 1992 года «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства».
Период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года также не подлежит включению в стаж лечебной деятельности, по следующим основаниям.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Поскольку данный отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет был предоставлен истице уже после 6 октября 1992 года, то есть после внесения изменений в статью 167 КЗоТ РФ, указанный период не подлежит включению в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, что имеет место и в настоящем случае.
Соответственно, с учетом включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации, имевших место до обращения истицы за назначением пенсии, периода получения пособия по беременности и родам с 28 сентября по 9 октября 1994 года и с 27 февраля по 11 августа 1995 года, в стаж педагогической деятельности истицы, стаж педагогической деятельности Поповой Т.П. на момент обращения за пенсией в ГУ УПФ РФ в Прилузском районе составил 24 года 6 месяцев 18 дней, что не достаточно для назначения пенсии, также как не достаточно стажа для назначения пенсии и на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ в пользу заявителя подлежат взысканию с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Поповой Татьяны Павловны удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Прилузском районе включить в стаж работы Поповой Татьяны Павловны по педагогической деятельности периоды:
- курсов повышения квалификации: с 12 ноября по 1 декабря 1990 года, со 2 по 21 октября 2000 года, с 30 января по 18 февраля 2006 года, с 14 по 26 марта 2011 года;
- нахождения в отпуске по беременности и родам с 28 сентября по 9 октября 1994 года и с 27 февраля по 11 августа 1995 года.
В удовлетворении исковых требований Поповой Татьяны Павловны о включении в стаж работы по педагогической деятельности периодов: с 12 августа по 26 сентября 1995 года, с 25 ноября 1995 года по 31 мая 1996 года, назначении пенсии, отказать.
Взыскать с ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Прилузском районе в пользу Поповой Татьяны Павловны в возмещение понесенных судебных расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней со дня изготовления в мотивированной форме, то есть 21 апреля 2011 года, с подачей жалобы через Прилузский районный суд.
Председательствующий
судья В.М. Соболев