обязание предоставлять меры соц.поддержки



Дело № 2-295/11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

05 мая 2011 года гражданское дело по иску Лукашик Надежды Николаевны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона Республики Коми «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми»

установил:

Лукашик Н.Н. обратилась в суд к ГУ «ЦСЗН Прилузского района» с иском об обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные для перешедших на пенсию педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности. В обоснование заявленных требований указано, что истец проработала педагогом в сельской местности более 10 лет, и, в связи с нормами действующего законодательства, после перехода на пенсию имеет право на льготу в виде бесплатного предоставления квартир с отоплением и освещением. Однако при обращении к ответчику в предоставлении МСП ей было отказано, поскольку на момент выхода на пенсию педагогическим работником истец не являлась, в связи с чем, по мнению ответчика, право на получение МСП по оплате ЖКУ не имеет. Полагая действия ЦСЗН незаконными, просит суд обязать ответчика предоставить МСП по оплате жилищно-коммунальных услуг в объеме, предусмотренном законом.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.

Представитель ответчика иск не признает в полном объеме, просит суд в удовлетворении заявленных требований истцу отказать по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица, Отдела образования АМР «Прилузский» в суде не присутствует, просив суд о рассмотрении дела без их участия, при этом указывая о своем согласии с исковыми требованиями.

С учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Согласно положениям ч.3 ст.196 ГПК, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).

Установлено, что истец зарегистрирована в <адрес>, в которой имеет ? долю в праве общей долевой собственности; фактически проживает в <адрес>. Вместе с истцом в данном жилом помещении зарегистрированы также Лукашик А.В. и Лукашик А.А, что подтверждается справкой ООО «УО Партнер» от 03.05.2011г. № 802.

Как следует из материалов дела, Лукашик Н.Н. в период с 10.07.1985г. по 13.11.1996г. работала медицинской сестрой – воспитателем в ясли-саду № 5 с. Объячево.

Согласно данных пенсионного дела истца, начиная с 01.02.2001г. Лукашик Н.Н. является получателем пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 31, 43 Закона «О государственных пенсиях в РФ»; начиная с 23.09.2009г. у истца возникло право на получение пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.

Изложенные обстоятельства подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке истца, материалами пенсионного дела Лукашик, и не оспариваются ответчиком.

Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно - территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995г. № 413, объектами классификации в Общероссийском классификаторе объектов административно – территориального деления (ОКАТО) являются, в том числе, сельсоветы и сельские населенные пункты. Так, согласно ОКАТО, к сельсоветам Прилузского района Республики Коми, относится, в т.ч. Объячевский (с. Объячево).

Отсюда, по мнению суда, истец, являясь пенсионером по старости, имеет стаж работы педагогом в дошкольных образовательных учреждениях сельской местности свыше 10 календарных лет и продолжает проживать в сельском населенном пункте.

При этом довод представителя ответчика, что Лукашик не имеет права на получение МСП, предусмотренных ст. 18 Закона № 55-РЗ, поскольку являлась не педагогическим работником, а медицинской сестрой, отклонен судом как несостоятельный, в силу следующего.

Согласно материалов личного дела истца, предоставленного суду МДОУ «Детский сад № 5 с. Объячево», Лукашик Н.Н. была принята на работу в качестве сестры – воспитателя (приказ № 192 от 09.07.1985г.) Впоследующем, приказом № 79 от 12.11.1996г. Лукашик Н.Н., воспитатель ясельной группы, уволена с работы по сокращению штатов. В имеющихся в личном деле приказах об отпусках, должность Лукашик Н.Н. также указана как воспитатель. В тарификационном списке МДОУ на 1996-1997гг. должность, занимаемая Лукашик, - воспитатель.

Более того, согласно представленной суду сметы расходов детского сада № 5 на 1990 год, Лукашик Н.Н. пользовалась льготами по квартплате, отоплению и освещению путем выплаты соответствующей компенсации, именно как воспитатель.

Отсюда, по мнению суда, в период работы в дошкольном образовательном учреждении, Лукашик Н.Н. являлась педагогическим работником.

В ходе судебного заседания истец также подтвердила, что в период работы в детском саду, последняя пользовалась правом на получение льгот в виде бесплатного предоставления жилья с отоплением и освещением. Впоследующем, как перешедший на пенсию педагогический работник, за данными МСП не обращалась, поскольку ей предоставлялись меры соцподдержки, как получателю пенсии по инвалидности.

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, и не оспариваются ответчиком.

01 января 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила предоставить ей меры социальной поддержки, установленные ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Письмом ГУ «ЦСЗН Прилузского района» от 25.03.2011г. № 554, в удовлетворении заявления Лукашик было отказано по мотиву отсутствия у последней права на получение МСП по оплате ЖКУ в соответствии с Законом № 55-РЗ, поскольку на момент выхода на пенсию педагогическим работником истец не являлась.

Согласно позиции ответчика, озвученной в судебном заседании, ранее действовавшим законодательством за педагогическими работниками, вышедшими на пенсию, сохранялось право на льготы, но при условии, что гражданин, работая в учебном заведении, расположенном в сельской местности, в момент перехода на пенсию пользовался указанными льготами. В обоснование позиции по спору ссылается на разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985г. № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа»; поскольку ни советскими, ни российскими нормативными актами этот порядок не пересматривался, и его правомерность не ставилась под сомнение какими-либо государственными органами.

При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законом РФ «Об образовании» в ред. от 10.07.1992г. в ст. 55 предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии по выслуге лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности, на первоочередное предоставление жилой площади.

Таким образом, в Законе № 3266-1 не содержалось прямого указания о праве пенсионеров, ранее работавших педагогами, на получение жилищно-коммунальных услуг в виде бесплатных квартир с отоплением и освещением. Из текста Закона «Об образовании» следует, что названные льготы имели педагогические работники, т.е. работающие на педагогических должностях.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для пенсионеров из числа перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

На территории Республики Коми реализация указанного права осуществлялась на основании Постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 (в редакции Указов Главы Республики Коми от 20 октября 1997 года № 229 и от 13 февраля 2001 г. № 67), утвердившего Перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 г. № 177 было признано утратившим силу постановление Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 г. № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, поживающим в сельской местности и рабочих поселках».

Однако, впоследующем, Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 года № 313 (опубликовано 26.02.2008г.) были внесены изменения в постановление Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года № 177 «О признании утратившим силу постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986г. № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках», дополнено словами «за исключением третьей колонки приложения № 2 к постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников».

Согласно третьей колонки приложения № 2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986. № 203 п.6 «б» предусмотрено «установить, что за перешедшими на пенсию учителями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ все типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет».

Между тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ абзац третий пункта 5 дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории работников в жилищно-коммунальной сфере.

Указанный вывод суда подтверждается абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред., действующей на момент возникновения спорных отношений), согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно статье 153 Федерального закона от 8 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе установлены Законом РК от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Ст. 18 вышеуказанного закона № 55-РЗ установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, поскольку полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 01.01.2005г. МСП педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности отнесены к компетенции органов местного самоуправления, а ни ранее действовавшее законодательство, ни действующее законодательство Республики Коми не связывало и не связывает предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки с установлением (назначением) пенсии при прекращении трудовых отношений именно с образовательным учреждением; ссылку ответчика на разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985г. № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа» суд находит несостоятельной.

Таким образом, учитывая положения ст. 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», доводы ответчика, что меры социальной поддержки, согласно действующего законодательства, могут предоставляться только при условии, что на момент выхода на пенсию гражданин являлся педагогическим работником, подлежат отклонению. Предоставление пенсионерам из числа бывших педагогов, проживающих в сельской местности, бесплатного жилья, отопления и освещения, являясь элементом социального обеспечения, направлено на сохранение здоровья указанных лиц, связано с риском утраты их профессиональной трудоспособности из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества.

Эффективная и скоординированная схема предоставления мер социальной поддержки исключает правовую неопределенность, и не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.

Отсюда, поскольку в ходе судебного заседания доказано, что истец свыше десяти лет отработала в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, является получателем пенсии по старости и продолжает проживать в сельском населенном пункте, в период работы в дошкольном образовательном учреждении вышеуказанные льготы ей предоставлялись; суд приходит к выводу о том, что заявленные Лукашик требования об обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона Республики Коми «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми», основаны на законе, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 20.1 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ (в ред. от 22.02.2011) "О социальной поддержке населения в Республике Коми", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, а также в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, предоставляются согласно правилам, установленным Правительством Республики Коми.

Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которые разработаны в целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", а также переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами, и регулируют вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 Правил, решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр по предоставлению государственных услуг) по месту жительства гражданина, имеющего право на их получение.

При представлении гражданином документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются с даты обращения гражданина (пункт 4).

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу соответствующих МСП, предусмотренных ст. 18 Закона № 55-РЗ возникает у ответчика, начиная с 01 января 2011 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Лукашик Надежды Николаевны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об обязании предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона Республики Коми «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми» - удовлетворить.

Обязать ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района», начиная с 01 января 2011 года, предоставить Лукашик Надежде Николаевне меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 18 Закона Республики Коми «О мерах социальной поддержки населения в Республике Коми».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

Мотивированное решение составлено 09 мая 2011 года