Дело № 2-359/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М., при секретаре судебного заседания Кныш Е.А., с участием представителя истца Новиковой В.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 15 июня 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Прилузского района к администрации сельского поселения «Слудка» об обязании привести пожарный водоём в нормативное состояние – провести ремонтные работы, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Прилузского района обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации сельского поселения «Слудка» с заявлением об обязании ответчика совершить определенные действия, направленные на устранение нарушений закона. В обоснование заявления указал, что в ходе проведения проверки по соблюдению норм и требований пожарной безопасности было установлено, что ответчиком не соблюдаются требования действующего законодательства: пожарный водоём, находящийся по адресу: <адрес> Р. Коми, близ здания ФАПа не имеет подъезда, также требуется покраска пирамиды. При этом работы по ремонту искусственного водоёма и приведению его в исправное состояние, в 2011 году ответчиком не проводились. Содержание пожарного водоёма в ненадлежащем состоянии исключает надлежащее использование, а также возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. Просит обязать ответчика в срок до 01 октября 2011 года указанный пожарный водоём привести в нормативное состояние – провести ремонтные работы. В судебном заседании представитель истца Новикова В.Я. заявленные требования поддержала, уточнила какие ремонтные работы необходимо выполнить - отремонтировать подъездные пути, покрасить пирамиду. Ответчик, надлежаще извещённый о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В объяснениях указал, что на балансе администрации пожводоёмов нет. Сроком до 01 августа 2011 года будут покрашены пирамиды, и будет оказана помощь Слудскому ФАП в обустройстве подъезда к пожводоёму. В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещённого о дне и времени рассмотрения дела представителя ответчика. Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В целях осуществления функций по обеспечению пожарной безопасности государство формирует пожарную охрану как совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. В соответствии со статьёй 20 Закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. В силу статьи 62 Закона РФ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения. К источникам противопожарного водоснабжения относятся: естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). При этом, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым, в т.ч. относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утв. Постановлением Госстроя СССР от 27 июля 1984 года № 123, объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров с учетом возможного испарения воды и образования льда. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух (п.п. 9.28, 9.29 СНиП). Что касается подъезда к пожарным водоемам, то на основании статьи 98 Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров. Кроме того, требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года. Пунктом 90 вышеуказанных ПББ предусмотрено, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. 16 мая 2011 года была проведена проверка пожарных водоемов, стоящих на балансе СП «Слудка» и находящихся на территории сельского поселения, по результатам которой выявлено, что к пожарному водоему у здания ФАП с. Слудка нет подъезда, требуется покраска пирамиды. На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения; а согласно статье 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в т.ч. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Следовательно, надлежащее содержание искусственных водоемов, используемых в качестве источников наружного водоснабжения сельского поселения, является обязанностью органов местного самоуправления. Статьей 38 Закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. с. ко, я.начения на ные дороги в силу ч. 9м федеральным и региональным законодательством к В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Доводы ответчика об отсутствии на балансе пожарного водоёма и, как следствие, отсутствие обязанности по поддержанию его в надлежащем состоянии, судом отвергнуты, поскольку пожарный водоём близ здания ФАП по ул. Луговая, дом 5 с. Слудка, судом признаны несостоятельными, поскольку в силу пункта 94 Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года, поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств в населённых пунктах возлагается на органы местного самоуправления. Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения «Слудка» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере пожарной безопасности посредством ненадлежащего содержания пожарных водоемов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей. Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям статей 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд находит заявление подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Прилузского района удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Слудка» в срок до 01 октября 2011 года провести ремонтные работы (отремонтировать подъездные пути, покрасить пирамиду) и привести в нормативное состояние пожарный водоем, расположенный по адресу: <адрес>, близ здания ФАПа. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Прилузский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья В.М. Соболев