обязание совершить определенные действия



Дело № 2-384/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

30 июня 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании выполнить противопожарные мероприятия

установил:

Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Объячево» с заявлением об обязании выполнить противопожарные мероприятия на территории поселения. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки по соблюдению норм и требований пожарной безопасности установлен факт нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности, что создает предпосылки возможного возникновения ситуаций, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Отдел надзорной деятельности Прилузского района ГУ МЧС России по РК.

Определением суда от 30.06.2011г. принят отказ прокурора от требований, заявленных к АМО СП «Объячево» в части обязания ответчика в срок до 01 августа 2011 года противопожарное расстояние от границы застройки <адрес> до лесного массива привести в нормативное состояние; производство по делу в данной части прекращено.

В судебном заседании заявленные требования помощником прокурора уточнены. Просит обязать ответчика в срок до 01 сентября 2011 года: деревни <адрес> и <адрес> обеспечить звуковой системой оповещения на случай пожара; у пожарных водоемов, расположенных возле здания клуба в <адрес>, пожарных водоемов <адрес> и <адрес>, а также по направлению движения к ним обеспечить установку светоотражающих указателей; <адрес> обеспечить переносной пожарной мотопомпой; в <адрес> разработать минерализованную полосу; у естественного водоисточника (реки) <адрес>, расположенной в радиусе <данные изъяты> метров от населенного пункта, установить площадку (пирс) с твердым покрытием, размерами 12 х 12 метров, для установки автомобилей и забора воды в любое время года; водонапорную башню <адрес> приспособить для забора воды в любое время года. На удовлетворении уточненных требований в полном объеме помощник прокурора настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании уточненные исковые требования признал.

Представитель третьего лица требования прокурора поддерживает.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Преамбулой Федерального закона "О пожарной безопасности" установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со ст. 20 Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В силу ст. 62 Закона РФ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения.

К источникам противопожарного водоснабжения относятся: естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

При этом, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, к которым, в т.ч. относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984г. № 123, объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров с учетом возможного испарения воды и образования льда. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин. У мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ 12.4.009-83. Количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух (п.п. 9.28, 9.29 СНиП).

Что касается подъезда к пожарным водоемам, то на основании ст. 98 Закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г., к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров. Аналогичные требования содержатся и в п. 94 ПББ.

В то же время, в силу п. 15 ст. 69 и п. 1 ст. 75 Закона № 123-ФЗ, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Противопожарное расстояние от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесного массива должно составлять не менее 15 метров.

Кроме того, требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г.

Так, п. 31 настоящих ПББ установлено, что сельские населенные пункты с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу.

Согласно п. 90 Правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При этом необходимо учитывать, что указатели должны соответствовать требованиям пунктов 1.1., 2.6 таблицы № 2 НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»

Пунктом 95 ПББ предусмотрено, что водонапорные башни должны быть приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 ПББ).

На основании п. 114 Правил, на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Между тем, как установлено в судебном заседании, в июне 2011 года отделом надзорной деятельности Прилузского района проведены внеплановые выездные проверки населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, расположенных на территории района, по результатам которой выявлено, что:

- в <адрес>: противопожарное расстояние от границы застройки (<адрес>) до лесного массива менее нормативного (менее 15 м.); населенный пункт не обеспечен звуковой системой оповещения на случай пожара; у пожарного водоема, расположенного возле здания клуба, а также по направлению движения к нему установлены указатели, не соответствующие требованиям НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»; населенный пункт не обеспечен переносной пожарной мотопомпой;

- в <адрес>: противопожарное расстояние от границы застройки (пер. Дорожный) до лесного массива менее нормативного (менее 15 м.); населенный пункт не обеспечен звуковой системой оповещения на случай пожара; у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов), а также по направлению движения к ним установлены указатели, не соответствующие требованиям НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»;

- в <адрес>: противопожарное расстояние от границы застройки (пер. Дорожный) до лесного массива менее нормативного (менее 15 м.); не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном и торфяном пожарах, отсутствует минерализованная полоса; у источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных водоемов), а также по направлению движения к ним установлены указатели, не соответствующие требованиям НПБ 160-97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования»; у естественного водоисточника (реки), расположенной в радиусе <данные изъяты> метров от населенного пункта, отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием, размерами 12 х 12 метров, для установки автомобилей и забора воды в любое время года; водонапорная башня не приспособлена для забора воды в любое время года.

На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения; а согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в т.ч. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Следовательно, надлежащее содержание объектов противопожарного водоснабжения сельского поселения, является обязанностью органов местного самоуправления.

Статьей 38 Закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители органов местного самоуправления несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

с. ко, я.начения на ные дороги в силу ч. 9м федеральным и региональным законодательством к Отсюда, учитывая, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, довод представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств на проведение мероприятий по надлежащему содержанию объектов противопожарного снабжения, отклонен судом как несостоятельный.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете сельского поселения «Объячево» денежных средств на противопожарное состояние объектов, расположенных в границах населенных пунктов поселения и имеющих на сегодняшний день неудовлетворительное состояние противопожарного водоснабжения, освобождает администрацию СП «Объячево» от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения «Объячево» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере обеспечения требований пожарной безопасности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на охрану здоровья (статья 41, часть 1). Тем самым предполагается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление данного конституционного права в полном объеме, в т.ч. к недопущению ситуаций, создающих потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей. Между тем, несоблюдение требований пожарной безопасности в пожароопасный период исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, в частности лесных насаждений, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании ответчик иск признает в полном объеме. Помощник прокурора полагает возможным принять признание иска ответчиком

Поскольку последствия признания иска были представителю ответчика разъяснены судом, о чем внесена соответствующая запись в протокол судебного заседания; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 39, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Заявление прокурора Прилузского района РК к администрации муниципального образования сельского поселения «Объячево» об обязании выполнить противопожарные мероприятия - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «Объячево» в срок до 01 сентября 2011 года деревни <адрес> и <адрес> обеспечить звуковой системой оповещения на случай пожара; у пожарных водоемов, расположенных возле здания клуба в <адрес>, пожарных водоемов <адрес> и <адрес>, а также по направлению движения к ним обеспечить установку светоотражающих указателей; <адрес> обеспечить переносной пожарной мотопомпой; в <адрес> разработать минерализованную полосу; у естественного водоисточника (реки) <адрес>, расположенной в радиусе <данные изъяты> метров от населенного пункта, установить площадку (пирс) с твердым покрытием, размерами 12 х 12 метров, для установки автомобилей и забора воды в любое время года; водонапорную башню <адрес> приспособить для забора воды в любое время года.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: