Дело № 2-447/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М., при секретаре судебного заседания Можеговой Т.В., с участием прокурора Жиряковой Е.П., истца Тисевича С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 10 августа 2011 года гражданское дело по иску прокурора Прилузского района в интересах Тисевича Сергея Викторовича к Администрации МР «Прилузский» о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Прилузского района в интересах Тисевича С.В. обратился в суд с иском об обязании Администрации МР «Прилузский» предоставить ему жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В обосновании своих требований указал, что в соответствии с постановлением главы администрации СП «Объячево» за Тисевичем С.В., чьи родители были лишены родительских прав в отношении него, закреплено жилое помещение, в котором он зарегистрирован. Данное жилое помещение на основании заключения межведомственной комиссии признано непригодным для проживания. Решением Агентства РК по социальному развитию принят на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Коми. На основании постановления и.о. руководителя администрации МР «Прилузский» он включён в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма. Поскольку жильё, закреплённое за ним, признано непригодным для проживания, он должен быть обеспечен по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма. По настоящее время жилое помещение Тисевичу С.В. по договору социального найма ответчиком не предоставлено. Просит обязать ответчика предоставить Тисевичу С.В. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Ответчиком представлен отзыв на исковые требования, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. Считает, что у него преимущественного права на получение жилья по отношению к другим гражданам категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящих на учёте в администрации МР «Прилузский» не имеется. Внеочередное предоставление Тисевичу С.В. жилья без учёта аналогичных прав других граждан этой же категории является неправомерным. В судебном заседании Тисевич С.В. исковые требования, заявленные в его интересах прокурором, поддержал. Прокурор Жирякова Е.П. настаивала на заявленных требованиях. Ответчик, надлежаще извещённый о месте и времени рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, надлежаще извещённого о месте и времени рассмотрения дела. Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему. Решением Прилузского районного суда Республики Коми от 29 сентября 2004 года Тисевич В.В. и Тисевич Н.Н. лишены родительских прав в отношении детей, в том числе и Тисевича С.В. (истца). На основании постановления Главы Администрации п. Вухтым от 02 ноября 2004 года № 103 жилое помещение по адресу: <адрес> закреплено за Тисевич Яной Викторовной. Из справки МОУ «Вухтымская средняя образовательная школа» следует, что Тисевич С.В. в МОУ «Вухтымская СОШ» обучался в период с 01 сентября 1994 года по 17 июня 2003 года. Согласно справке Ношульского филиала ПУ № 15, Тисевич С.В. с 01 ноября 2004 года обучался в ГОУ НПО ПУ № 19 по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» со сроком обучения 1 год, был отчислен с 17 июня 2005 года в связи с самовольным уходом и систематическим непосещением занятий. Начинал обучение по другой профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель категории «В, С» с 03 сентября 2009 года, но был отчислен с 18 февраля 2008 года в связи с самовольным уходом и систематическим непосещением занятий. На основании приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от 20 апреля 2009 года № 540а Тисевич С.В. принят на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» под номером 417. По данным отделения УФМС РФ по РК в Прилузском районе Тисевич С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В судебном заседании истец пояснил, что проживает у бабушки, поскольку по адресу места регистрации, где живут родители, жильё непригодно для проживания. Согласно сведениям УФРС ГРКиК по Республике Коми на 13 июля 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права истца на недвижимое имущество не зарегистрированы, какого-либо жилья в собственности Тисевича С.В., по сведениям ФГУП РБТИ Прилузского района, не числится. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, соответственно являются расходными обязательствами РФ. В силу пункта 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно пункту 2 указанной статьи, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 3 этой статьи определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Статьёй 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" установлены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма. Согласно пункту 9 указанной статьи (в редакции действовавшей до 1 января 2011 года), право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. С 1 января 2011 года данный пункт исключён Законом Республики Коми от 13 декабря 2010 года № 141-РЗ. Частью 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", определено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 указанного Закона категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи, жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина; 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек. В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путём предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьёй 3 установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми пункт 1 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 17 (части 1 и 2), 64 ( часть 2) и 65 ( часть 1). Пункт 2 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ был признан соответствующим Конституции РФ. Согласно постановлению Администрации МР «Прилузский» от 22 апреля 2011 года № 548 Тисевич С.В. включён под номером 36 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, состоявших на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до 01 января 2011 года. В соответствии с положениями статьи 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, устанавливаются Правительством РФ (часть 3 статьи 15 ЖК РФ). Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания также устанавливаются Правительством РФ (часть 4 статьи 15 ЖК РФ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно этому Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения, имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решается межведомственной комиссией, которая принимает одно из решений, указанных в пункте 47 Положения. На основании полученного заключения орган местного самоуправления должен принять соответствующее решение о дальнейшем использовании жилого помещения На основании акта обследования квартиры <адрес> в доме <адрес>, проведенной по ходатайству органов опеки и попечительства межведомственной комиссией 10 апреля 2008 года, вынесено заключение, которым вышеуказанная квартира признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению и не пригодна для проживания. В акте отражено, что двухквартирный жилой дом введён в эксплуатацию с 1973 года, капитальный ремонт не производился. Фундамент сгнил полностью, нижние венцы сгнили, наблюдается значительная деформация стен, местами имеются очаг гнили, конструкция стены физически изношена и разрушается. Перекрытия местами имеют значительные прогибы, на потолке наблюдаются следы протечек кровли, полы имеют недопустимые уклоны и просадки. На окнах имеется гниль, перекосы рам и косяков. Крыша шиферная по деревянным стропилам, находится в неудовлетворительном состоянии, печь местами потрескалась, имеет прогары. Электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии, изоляция потеряла эластичность, имеются скрутки. Согласно пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. Постановлением межведомственной комиссии от 10 апреля 2008 года жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Поскольку родители истца лишены родительских прав, Тисевич С.В. имеет право на получение жилья, на семью, состоящую из одного человека, не менее 33 кв.м. общей площади. При этом доводы ответчика о том, что норма предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО МР «Прилузский» установлена 18 кв.м., не имеют юридического значения, исходя из того, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, её статьям 4, 11, 17, 18, 41. Доводы ответчика о нарушении прав других лиц в случае удовлетворения требований истца, отсутствии жилого фонда, не имеют юридического значения, исходя из того, что Жилищный Кодекс Российской Федерации не ставит право граждан на получение жилого помещения вне очереди в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, а также от наличия или отсутствия жилого фонда. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, право на получение жилого помещения вне очереди должно быть реализовано вне зависимости от наличия либо отсутствия других лиц, состоявших на учёте по улучшению жилищных условий, и времени их принятия на учёт. Ссылка ответчика на нормы части 3 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», которой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам согласно списку, также отвергнута судом, поскольку в данном случае речь идет о списке граждан, а не очерёдности в таковом, принимая во внимание также, что федеральным законодательством не предусмотрено ведение какой-либо очереди среди лиц, которым жилое помещение должно предоставляться вне очереди. При указанных обстоятельствах требования прокурора, заявленные в интересах Тисевича Сергея Викторовича, являются обоснованными, подлежат удовлетворению, с определением площади жилого помещения, подлежащего предоставлению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Прилузского района удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Прилузский» предоставить вне очереди Тисевичу Сергею Викторовичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми, с подачей жалобы через Прилузский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья В.М. Соболев