о назначении мер социальной поддержки



Дело № 2-349/11

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Соболева В.М.,

при секретаре Кныш Е.А.,

с участием представителя ответчика Шулеповой Е.Н.,

представителя третьего лица Захаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 23 июня 2011 гражданское дело по иску Казмирук Надежды Дмитриевны к ГУ РК «Центр социальной защиты населения Прилузского района» о назначении мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л :

Казмирук Н.Д. обратилась в суд к ГУ «ЦСЗН Прилузского района» с иском о назначении мер социальной поддержки.

В обоснование заявленных требований указала, что при обращении к ответчику в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано, поскольку на момент выхода на пенсию педагогическим работником она не являлась, стаж педагогической деятельности менее 10 лет. В связи с чем, по мнению ответчика, право на получение мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеет. С данным решением она не согласна. По вине кадровых работников записи в трудовую книжку о её работе внесены неверно, поэтому стаж педагогической деятельности составил менее 10 лет, тогда как она имеет стаж педагогической работы 14,6 лет.

Просит признать отказ в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и обязать ответчика назначить меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, как педагогическому работнику.

Ответчиком представлены возражения на исковые требования, в которых указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований истицы, поскольку стаж педагогической деятельности Казмирук Н.Д. составляет менее 10 лет, а именно 6 лет 11 месяцев 10 дней в период с 20 мая 1989 года по 29 апреля 1996 года.

Истица, надлежаще извещённая о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика Шулепова Е.Н. исковые требования не признала, указала на отсутствие у истицы требуемого стажа педагогической деятельности и отсутствие доказательств, подтверждающих факт получения льгот в период работы истицы.

Представитель третьего лица Захарова Г.В. требования истицы поддержала, указав, что медицинские сестры работали на младших ясельных группах.

Выслушав представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно свидетельства о заключении брака, 30 декабря 1995 года после заключения брака Кармановой Н.Д. присвоена фамилия Казмирук.

Установлено, что истец зарегистрирована по адресу: <адрес>. Вместе с истцом в данном жилом помещении зарегистрированы Казмирук В.М. и Казмирук И.А., что подтверждается справкой администрации СП «Объячево».

Казмирук Н.Д. в соответствии со статьей 28 пункта 1 подпункта 6 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначена трудовая пенсия по старости с 21 июня 2008 года.

10 мая 2011 года Казмирук Н.Д. обратилась в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленные статьёй 18 Закона республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».

Письмом ГУ «ЦСЗН Прилузского района» от 13 мая 2011 года № 901, в удовлетворении заявления Казмирук Н.Д. о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки было отказано по мотиву отсутствия у последней права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом № 55-РЗ, поскольку на момент выхода на пенсию педагогическим работником истец не являлась, не имела льгот педагогического работника, стаж педагогической деятельности составляет менее 10 лет.

Правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий населения, проживающих в Республике Коми, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе установлены Законом РК от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

Статьёй 18 вышеуказанного закона № 55-РЗ (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 46-РЗ) было установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предоставляются следующие меры социальной поддержки: оплата в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (плата за наем) в домах государственного и муниципального жилищного фонда или в домах жилищного фонда, находящихся в собственности организаций; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание и текущий ремонт лифтов, вывоз бытовых и других отходов (за исключением услуг и работ по управлению многоквартирным домом и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме), в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов указанным специалистам коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг в домах независимо от вида жилищного фонда; оплата в размере 100 процентов коммунальных услуг по электроснабжению и отоплению (теплоснабжению) в домах независимо от вида жилищного фонда.

Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - оплата в размере 100 процентов твердого топлива и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 100 процентов стоимости приобретенного твердого топлива для отопления жилого помещения и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива.

Указанные в настоящем пункте меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

Законом Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 46-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» внесены изменения, в том числе абзац восьмой части 1(1) статьи 18 изложен в следующей редакции: "Установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки".

В силу статьи 2 закона, он вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, который вступает в силу с 1 июля 2011 года.

Согласно статьи 8 Закона Республики Коми от 4 ноября 2002 года № 101-РЗ "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию", официальным опубликованием законов Республики Коми, нормативных правовых актов Государственного Совета Республики Коми, нормативных правовых актов Главы Республики Коми, нормативных правовых актов Правительства Республики Коми, нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, а также договоров Республики Коми, соглашений органов государственной власти Республики Коми считается первая публикация полного текста этих актов в газетах "Республика", "Коми му" либо в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".

Закон Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 46-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» опубликован 29 апреля 2011 года в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми".

Исходя из этого, новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» вступила в силу с 10 мая 2011 года, то есть уже действовала на момент подачи истцом заявления в органы социальной защиты населения.

Принимая во внимание нормы статьи 18 закона, суд приходит к выводу, что основания для удовлетворения исковых требований истицы отсутствуют, и отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки является законным и обоснованным, поскольку судом установлено, что меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки, а Казмирук Н.Д. назначена пенсия не после прекращения ею педагогической деятельности, а как медицинскому работнику.

Кроме того, суд считает, что ранее действовавшая редакция закона не предоставляла прав истцу на получение мер социальной поддержки, по следующим основаниям.

Согласно пунктам «е», «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. от 10 июля 1992 года) предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии по выслуге лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности, на первоочередное предоставление жилой площади.

Таким образом, в Законе № 3266-1 не содержалось прямого указания о праве пенсионеров, ранее работавших педагогами, на получение жилищно-коммунальных услуг в виде бесплатных квартир с отоплением и освещением. Из текста Закона «Об образовании» следует, что названные льготы имели педагогические работники, т.е. работающие на педагогических должностях.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для пенсионеров из числа перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, было установлено Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности».

На территории Республики Коми реализация указанного права осуществлялась на основании Постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 (в редакции Указов Главы Республики Коми от 20 октября 1997 года № 229 и от 13 февраля 2001 года № 67), утвердившего Перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года № 177 было признано утратившим силу постановление Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, поживающим в сельской местности и рабочих поселках».

Однако, впоследствии, Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 года № 313 были внесены изменения в постановление Правительства Республики Коми от 18 октября 2004 года № 177 «О признании утратившим силу постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках», дополнено словами «за исключением третьей колонки приложения № 2 к постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников».

Согласно третьей колонки приложения № 2 Постановления Совета Министров Коми АССР от 7 июля 1986 года № 203 пункта 6 «б» предусмотрено «установить, что за перешедшими на пенсию учителями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ все типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет».

Между тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ абзац третий пункта 5 дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, федеральный законодатель наделил органы государственной власти субъектов, которые, как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к основанной на положениях данного Федерального закона системе социальной защиты граждан, предусматривающей замену основной части ранее предоставлявшихся им льгот в натуральной форме денежными выплатами, обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории работников в жилищно-коммунальной сфере.

Указанный вывод суда подтверждается абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в ред., действующей на момент возникновения спорных отношений), согласно которому педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно статье 153 Федерального закона от 8 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Эффективная и скоординированная схема предоставления мер социальной поддержки исключает правовую неопределенность, и не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу. Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм, поскольку полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов, а ранее действовавшее законодательство Республики Коми не связывало предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки с установлением (назначением) пенсии при прекращении трудовых отношений именно с образовательным учреждением, ссылку ответчика на разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа» суд считает несостоятельной.

Таким образом, ранее действовавшая редакция статьи 18 Закона РК «О социальной поддержке населения в Республике Коми», не предусматривала зависимость права на получение мер социальной поддержки, от условия, что на момент выхода на пенсию гражданин являлся педагогическим работником.

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно - территориального деления ОК 019-95, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31 июля 1995 года № 413, объектами классификации в Общероссийском классификаторе объектов административно – территориального деления (ОКАТО) являются, в том числе, сельсоветы и сельские населенные пункты. Так, согласно ОКАТО, к сельсоветам Прилузского района Республики Коми, относится, в т.ч. Объячевский (с. Объячево).

Оценивая доводы сторон о том, имеет ли истица необходимый 10-летний стаж педагогической деятельности, суд исходит из следующего.

Согласно протокола подсчёта стажа истицы, произведённого после обращения истицы за назначением мер социальной поддержки, стаж педагогической деятельности Казмирук Н.Д. определён с 20 мая 1989 года по 29 апреля 1996 года, то есть в количестве 6 лет 11 месяцев 10 дней, периоды работы с 19 октября 1981 года по 10 марта 1986 года и с 11 марта 1986 года по 19 мая 1989 года не включены в стаж педагогической деятельности, поскольку работала она в указанные периоды медицинской сестрой.

В трудовой книжке истицы имеется запись № 14 от 19 октября 1981 года следующего содержания «назначена на должность медсестры в ясли-сад № 2 с. Объячево» со ссылкой на приказ № 185 по Прилузскому РОНО от 21 октября 1981 года.

Согласно книги приказов по Прилузскому РОНО приказ № 185 от 21 октября 1981 года звучит следующим образом: «Вахнину Валентину Васильевну, воспитателя ясли-сада с. Объячево, освободить с занимаемой должности по собственному желанию с 29 октября сего года».

По карточкам-справкам, исследованным судом, в период 1983-1984 годов должность Кармановой Н.Д. указана мед. сестра, период 1981-1982 годов – наименование должности отсутствует, 1986 год – указана должность «воспитатель».

В книге приказов за период 1977-1986 годов по ясли-саду «Теремок» в отношении истицы имеются приказы: № 391 от 28 февраля 1983 года, № 410 от 11 июля 1983 года, № 453 от 28 мая 1984 года, № 475 от 10 декабря 1984 года, в которых должность Кармановой Н.Д. указана медсестра.

Приказом № 69 от 28 февраля 1986 года по Прилузскому РОНО Карманова Надежда Дмитриевна, воспитатель ясли-сада № 2 с. Объячево уволена с занимаемой должности в связи с переводом в распоряжение совхоза «Объячевский» с 10 марта 1986 года.

Согласно приказа № 69/к от 17 марта 1986 года по совхозу «Объячевский» Карманова Надежда Дмитриевна принята в совхоз в качестве сестры-воспитателя в Беляевский ясли-сад с 17 марта 1986 года.

По представленным МДОУ «Детский сад д. Беляевская» (ранее ясли-сад д. Беляевская) выпискам из приказов следует, что должность Кармановой Н.Д. в период её работы с 1986 по 1989 год указан как сестра-воспитатель, воспитатель.

Как пояснила в судебном заседании 15 июня 2011 года допрошенная в качестве свидетеля ФИО16 данные выписки из приказа сделаны по её дубликатам приказов совхоза «Объячевский» которые она делала для себя, как заведующая ясли-садом д. Беляевская, поскольку все приказы, за исключением приказов на младший персонал (нянечки), издавались совхозом «Объячевский».

При оценке показаний свидетеля, суд учитывает, что выписка из приказа, представленная МДОУ «Детский сад д. Беляевская» о приёме Кармановой Н.Д. на работу не соответствует самому приказу, представленному по запросу суда Администрацией МР «Прилузский», а также записям, внесённым в трудовую книжку истицы, в связи с чем, не может принять во внимание выписки из приказов за период 1986-1989 годов, в которых истец указана как воспитатель.

Допрошенные по инициативе истца свидетели ФИО11, ФИО12, в судебном заседании 15 июня 2011 года пояснили, что работали совместно с Кармановой Н.Д. в период с 1986 года в ясли-саду д. Беляевская. В период их работы им, как педагогическим работникам, а они работали заведующей и сестрой-воспитателем, соответственно, предоставлялись льготы по оплате жилья, коммунальных услуг. Данные льготы предоставлялись на основании протоколов профкома.

Вместе с тем, суд учитывыает, что документального подтверждения получения льгот истцом и свидетелями суду не представлено, документов, подтверждающих факт предоставления льгот и пользования ими как истицы, так и свидетелей, не имеется. Кроме того, получение и пользование льгот одним из работников не свидетельствует о том, что и другие работники получали указанные льготы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что и в случае, если бы Казмирук Н.Д. обратилась с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки до 10 мая 2011 года, то есть в период действия старой редакции статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», основания для предоставления таких мер отсутствовали бы, поскольку истцом не представлено доказательств необходимого десятилетнего стажа работы в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в сельской местности, и в период работы в дошкольном образовательном учреждении льготы ей предоставлялись льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.

Исходя из вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных истицей требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Казмирук Надежды Дмитриевны к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о назначении мер социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Прилузский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий

судья В.М. Соболев