выселение без предоставления другого жилого помещения



Дело № 2-488/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Туисовой З.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

06 октября 2011 года гражданское дело по иску Юркутайтис Светланы Альбертовны, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Трофимова Никиты Евгеньевича и Трофимовой Виктории Евгеньевны к Трофимову Евгению Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением,

установил:

Юркутайтис С.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Трофимовых Никиты, ДД.ММ.ГГГГг.р., и Виктории, ДД.ММ.ГГГГг.р., обратилась в суд к Трофимову Е.А. с иском о выселении из жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи с тем, что ответчик перестал быть членом семьи собственника. В обоснование заявленных требований указано, что истцом за счет материнского капитала было приобретено в собственность жилое помещение по вышеуказанному адресу. Впоследующем, в качестве члена семьи собственников в данную квартиру был вселен Трофимов Е.А., однако впоследующем брачные отношения между сторонами были прекращены, ответчик больше не является членом семьи собственника жилого помещения. Поскольку, в силу сложившихся личных неприязненных отношений совместное проживание сторон не возможно, в добровольном порядке освободить жилое помещение ответчик отказывается, истец вынуждена была обратиться в суд с настоящим иском.

В период производства по делу заявленные требования были истцом изменены в порядке ст. 39 ГПК, просит суд признать Трофимова Е.А. утратившим право пользования жилым помещением, а именно квартирой <адрес>.

Ответчик в судебном заседании не присутствует, о времени и месте заседания извещался надлежаще, судебная повестка возвращена в суд с указанием «отказ адресата от получения повестки».

В силу ст. 117 ГПК РФ, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, признавая извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства надлежащим, с учетом мнения истца, указавшей о своем согласии на вынесение заочного решения по делу, суд считает возможным рассмотреть дело по правилам заочного производства в соответствии с требованиями ст.ст. 233-237 ГПК РФ.

Заслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы проверок по заявлениям Юркутайтис С.А., суд приходит к следующему.

Как следует из объяснений истца, и подтверждается письменными материалами дела, последняя более 10 лет состоит с ответчиком в фактически брачных отношениях. Стороны имеют двоих детей: Трофимова Никиту, ДД.ММ.ГГГГ.р., и Трофимову Викторию, ДД.ММ.ГГГГ.р.

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи от 16.02.2011г., зарегистрированного в Управлении Росреестра по РК 18 февраля 2011 года, Юркутайтис С.А., Трофимовым Н.Е., Трофимовой В.Е. приобретена в общедолевую собственность <адрес>.

В силу ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Свидетельством о государственной регистрации права собственности , выданным 18.02.2011г., установлено, что за Юркутайтис С.А. зарегистрирована 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по вышеуказанному адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

Свидетельством о государственной регистрации права собственности , выданным 18.02.2011г., установлено, что за Трофимовым Н.Е. зарегистрирована 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по вышеуказанному адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

Свидетельством о государственной регистрации права собственности , выданным 18.02.2011г., установлено, что за Трофимовой В.Е. зарегистрирована 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру по вышеуказанному адресу, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

Таким образом, в ходе судебного заседания доказано, что на основании Свидетельств о государственной регистрации права, начиная с 18 февраля 2011 года собственниками квартиры <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> являются Юркутайтис С.А., Трофимов Н.Е. и Трофимова В.Е..

В силу ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 02.07.2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

Одновременно необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Как следует из объяснений истца, Трофимов Е.А. был вселен ею в жилое помещение в качестве члена семьи, поскольку стороны состояли в фактически брачных отношениях, планировали дальнейшую совместную жизнь, имеют общих детей, вели совместное хозяйство; ответчик помогал делать ремонт в указанной квартире.

В силу закона, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Учитывая, что в течение длительного времени Трофимов Е.А. состоял с Юркутайтис С.А. в фактически брачных отношениях, является отцом несовершеннолетних Трофимовых, был вселен собственниками в квартиру с соблюдением норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие регистрации, фактически Трофимов был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи собственников.

В настоящее время Юркутайтис С.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Трофимовых,. настаивает на признании Трофимова Е.А. утратившим право пользования жилым помещением, указывая, что фактически брачные отношения между сторонами прекращены, членом их семьи ответчик больше не является, в квартире фактически не проживает, т.к. совместное проживание спорящих сторон в одном жилом помещении ввиду сложившихся у них неприязненных отношений невозможно, однако препятствует в реализации истцами права собственности на квартиру.

В частности, Трофимов Н.Е., являющийся собственником 1/3 доли в праве общедолевой собственности, из-за систематического нахождения отца в состоянии алкогольного опьянения и устраиваемых вследствие этого скандалов, отказывается проживать в принадлежащем ему жилом помещении и большую часть времени проводит у бабушки. Кроме того, и Юркутайтис С.А. и несовершеннолетняя Трофимова В.Е. испытывают значительные неудобства в пользовании жилым помещением, поскольку имели место случаи, когда в ходе ссор ответчик причинял повреждения имуществу собственников (выламывал двери, бил стекла).

Объяснения истца в данной части подтверждаются показаниями свидетелей Семельман Т.С. и Юркутайтис Н.А., не доверять которым у суда нет оснований, т.к. свидетели предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а какой-либо личной заинтересованности в исходе рассматриваемого дела со стороны данных свидетелей судом не установлено; а также материалами проверок по заявлениям Юркутайтис С.А., зарегистрированными в КУСП за № 4040 и № 4099.

При таких обстоятельствах, учитывая, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними и собственником, а в договорном порядке указанные отношения между сторонами не урегулированы, по мнению суда, в данном случае суду надлежит руководствоваться правилами ст. 31 ЖК РФ.

В соответствии с частью 4 ст.31 Жилищного Кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Следовательно, закон связывает прекращение права пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника с прекращением семейных отношений. При этом положения ст. 31 ЖК РФ не ставятся в зависимость от того, когда были прекращены семейные отношения между собственником жилого помещения и бывшим членом его семьи.

Ст.209 ГК РФ, а также ст.30 ЖК РФ, устанавливают правомочия собственника в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества в виде права владения, пользования и распоряжения. Согласно ст.304 ГК РФ, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Отсюда, сохранение ответчиком права пользования принадлежащей истцу и ее несовершеннолетним детям на праве собственности квартирой, с учетом перечисленных норм и конкретных обстоятельств дела, суд расценивает, как создание препятствий в пользовании и распоряжении принадлежащим им имуществом.

Таким образом, требования истца о прекращении права пользования Трофимова Е.А. жилым помещением в виде квартиры <адрес> основаны на нормах действующего законодательства.

При этом судом учитывается также, что в силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 235-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Юркутайтис Светланы Альбертовны, в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Трофимова Никиты Евгеньевича и Трофимовой Виктории Евгеньевны к Трофимову Евгению Александровичу о признании утратившим право пользования жилым помещением – удовлетворить.

Признать Трофимова Евгения Александровича утратившим право пользования квартирой <адрес>.

Трофимов Евгений Александрович вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий