Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шишеловой Т.Л. при секретаре Туисовой З.И. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 27 октября 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК в интересах Шулепова Павла Владимировича к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, установил: Прокурор Прилузского района обратился в суд в интересах Шулепова П.В. с заявлением, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ, к АМО МР «Прилузский» об обязании в срок до 01 апреля 2012 года предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. Заявленные требования мотивированы тем, что Шулепов, являясь инвалидом 2 группы, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2003 году за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако, на основании заключения межведомственной комиссии от 10.04.2008г. указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Поскольку жилое помещение по договору социального найма Шулепову не предоставлено, в настоящее время последний вынужден проживать в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора безвозмездного пользования. В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора настаивает. Истец также просит заявленные требования удовлетворить и обязать АМО МР «Прилузский» предоставить ему жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Представитель ответчика, АМО МР «Прилузский» в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, направлено заявление о рассмотрении дела без их участия. При этом в представленном суду письменном отзыве требования прокурора признает, указав, что последствия признания иска известны и понятны. С учетом мнений сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ. Заслушав объяснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище. В ходе судебного заседания установлено, что Шулепов П.В. родился ДД.ММ.ГГГГ у родителей Шулепова Владимира Петровича и Шулеповой Веры Егоровны, что подтверждается свидетельством о рождении II-ЕА № 429324, выданным Прилузским райбюро ЗАГС 08.01.1987г. Согласно свидетельства о смерти I-ЕА № 329050 от 23.01.1999г., 22 января 1999 года Шулепов В.П. умер. Решением Прилузского районного суда от 03 июля 2003 года Шулепова В.Е. лишена родительских прав в отношении сына, Павла, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; несовершеннолетний передан для дальнейшего воспитания органам опеки и попечительства. Решение суда сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 15 июля 2003 года. Постановлением главы администрации с. Объячево МО «Прилузский район» от 18.07.2003г. № 143 «О закреплении жилья за несовершеннолетним Шулеповым Павлом Владимировичем ДД.ММ.ГГГГ года рождения», за истцом закреплено право проживания жилым помещением по адресу: <адрес>.. 19 июня 2006 года Шулепов П.В. окончил ГОУ НПО «Лицей № 30 г. Ухты» и ему присвоена квалификация – бурильщик эксплуатационных разведочных скважин по специальности помощник бурильщика эксплуатационного разведочного бурения скважин 4 разряда, что подтверждается дипломом Е № 628725, копия которого имеется в материалах дела. Постановлением главы администрации сельского поселения «Объячево» от 19 ноября 2010 года № 123 «О признании жилого помещения непригодным для проживания», на основании заключения межведомственной комиссии от 28.04.2008г. жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> признано ветхим и непригодным для проживания. Собственнику жилого помещения и членам его семьи рекомендовано решить вопрос улучшения жилищных условий с последующим решением вопроса о дальнейшем использовании помещения по вышеуказанному адресу. Согласно решения Агентства РК по социальному развитию (выписка из приказа № 3181 от 03.12.2010г.), Шулепов П.В. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения государственного жилищного фонда РК. Между тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено. Согласно договора безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом РК № Б-739-02/2009 от 05.02.2009г., Шулепов П.В. проживает в <адрес> по адресу: <адрес> на условиях безвозмездного пользования. При этом, согласно акта приема-передачи от 05.02.2009г., общая площадь указанного жилого помещения составляет 31,6 кв.м. По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми, по состоянию на 19 октября 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права истца на недвижимое имущество не зарегистрированы, какого-либо жилья в собственности Шулепова не числится. При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию стороны истца, суд руководствуется следующим. В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Из заявления прокурора и пояснений Шулепова П.В. следует, что истцом заявлены требования о предоставлении ему жилья как сироте, а не в связи со сносом жилого помещения. Следовательно, при решении вопроса о предоставлении Шулепову жилого помещения, суд не может руководствоваться положениями ст. 85, 87 ЖК РФ, которые предусматривают обязанность предоставления жилого помещения гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания. Подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьёй 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, соответственно являются расходными обязательствами РФ. В силу пункта 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Согласно пункту 2 указанной статьи, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 3 этой статьи определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Статьёй 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" установлены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма. Согласно пункту 9 указанной статьи (в редакции действовавшей до 1 января 2011 года), право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. С 1 января 2011 года данный пункт исключён Законом Республики Коми от 13 декабря 2010 года № 141-РЗ. Частью 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", определено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье 1 указанного Закона категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 2 указанной статьи, жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина; 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек. В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путём предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьёй 3 установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления: 1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; 2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания; 3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися. Постановлением Конституционного Суда Республики Коми пункт 1 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 17 (части 1 и 2), 64 ( часть 2) и 65 ( часть 1). Пункт 2 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ был признан соответствующим Конституции РФ. Как следует из постановления и.о. руководителя администрации МР «Прилузский» от 22 апреля 2011 года № 548 «О включении граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма», начиная с 07 июля 2008 года Шулепов П.В. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда РК до 01 января 2011 года под № 16. Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Шулепов П.В. имеет право на получение жилья, на семью, состоящую из одного человека, не менее 33 кв.м. общей площади. В то же время, в силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. В судебном заседании, согласно представленного мотивированного отзыва, ответчик иск признает в полном объеме. Помощник прокурора и истец полагают возможным принять признание иска ответчиком. Поскольку последствия признания иска ответчику известны и понятны; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска АМО МР «Прилузский» и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд решил: Принять признание иска ответчиком. Заявление прокурора Прилузского района РК в интересах Шулепова Павла Владимировича к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в срок до 01 апреля 2012 года предоставить Шулепову Павлу Владимировичу вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней. Председательствующий