установление периода нахождения в командировке, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента за его обращением



Дело № 2-501/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,

при секретаре Туисовой З.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

25 октября 2011 года гражданское дело по иску Лихачевой Марии Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об установлении периодов нахождения в командировке, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента за его обращением,

установил:

Лихачева М.В. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском об установлении периода нахождения в командировке в районе Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с учетом стажа работы в районе Крайнего Севера. Заявленные требования мотивирует тем, что работая учителем Объячевской средней школы по поручению директора в августе 1982 года отвозила одну из учениц в г. Воркуту для дальнейшего прохождения обучения в Воркутинской школе – интернате. Однако, поскольку документы о командировке в архиве не сохранились, факт работы в районах Крайнего Севера может быть установлен только в судебном порядке по свидетельским показаниям.

В судебном заседании на удовлетворении исковых требований в полном объеме Лихачева М.В. настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласна, указав на отсутствие документов, дающих ответчику право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Выслушав объяснения сторон, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, обозрев пенсионное дело истца, заслушав показания свидетелей, суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.

Материалами дела установлено, что с 10 апреля 1987 года Лихачевой М.В. назначена пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РСФСР».

Лихачева М.В. имеет страховой стаж 35 лет 04 месяца 24 дня, стаж работы в МКС 35 лет 04 месяца 24 дня. С 01 февраля 2011 года базовая часть пенсии установлена ей в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек в месяц.

09 сентября 2011 года Лихачева М.В. обратилась в УПФР в Прилузском районе с письменным заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости по п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в связи с нахождением в командировке в районах Крайнего Севера).

Как следует из решения УПФР № 69 от 09.09.2011 года, в установлении повышенной базовой части трудовой пенсии Лихачевой М.В. было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт нахождения истца в командировке в районах Крайнего Севера.

По смыслу ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

Пунктом 11 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 27.12.2009г.), предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в месяц.

В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года), лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме <данные изъяты> рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В силу п.п. 1, 2 ст. 18 Закона, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

На основании п. 28 Правил, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

В соответствии с п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па также установлено, что к заявлению гражданина о перерасчете размера базовой части тру­довой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждаю­щие его право на перерасчет трудовой пенсии.

Установлено, что в период с 01 сентября 1957 года по 31 августа 1988 года Лихачева М.В. работала учителем русского языка и литературы в МОУ «Объячевская СОШ», рабочее место истца было расположено в с. Объячево Прилузского района Коми АССР.

Как следует из объяснений истца и письменных материалов дела, в период с 01 сентября 1979 года несовершеннолетняя Кузнецова В.И., ДД.ММ.ГГГГг.р., обучалась с 01 по 03 класс в Объячевской средней школе.

Впоследующем, согласно приказа по школе – интернату № 9 г. Воркуты от 06.09.1982г. № 3 & 1, на основании путевки Министерства просвещения, в 4 класс указанного интерната зачислена Кузнецова В.

Из пояснений истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что, будучи учителем Объячевской средней школы, в августе 1982 года выезжала в г. Воркуту для вывоза обучающейся в школе несовершеннолетней Кузнецовой В.И. в школу – интернат № 9 для дальнейшего прохождения обучения. Также пояснила, что выезжала в г. Воркуту по поручению директора школы. Были ли ей оплачены командировочные расходы и расходы по проезду ответить затруднилась, но сказала, что перед поездкой денег не получала, и какого-либо авансового отчета по приезду не сдавала. Каких-либо иных документов, подтверждающих факт ее нахождения в командировке не сохранилось, но ее пребывание в указанный период в г. Воркуте подтверждается свидетельскими показаниями.

В соответствии с постановлением ВЦИК от 05.11.1928 года «Об оплате командировок» (утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 06.06.1980 N 295), служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебная командировка может назначаться на срок не свыше двух месяцев, не считая времени нахождения работника в пути. В случае особой необходимости, допускается продление срока командировки, но не более, чем на один месяц. Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, или носит исключительно разъездной характер, а равно служебные поездки, совершаемые работником в пределах обслуживаемого им района самостоятельно, без специального распоряжения нанимателя. Особые расходы, связанные с подобного рода работой, возмещаются работникам этих категорий в порядке, устанавливаемом коллективными или трудовыми договорами.

Согласно Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 15.02.1980 года № 30 «О служебных командировках» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками. Командировка оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта назначения, наименования объединения, предприятия, учреждения, организации, куда командируется работник, срока и цели командировки.

Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем объединения, предприятия, учреждения. Срок пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия и дне выбытия из командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.

Как следует из материалов дела, приказ о командировке либо командировочное удостоверение, подтверждающие факт нахождения Лихачевой М.В. в августе 1982 года в командировке в г. Воркута, отсутствуют.

Однако, поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в т.ч. и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.

В то же время, согласно п.29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, и ст.12 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» свидетельскими показаниями может быть подтвержден общий стаж работы.

Работа в районах Крайнего Севера является работой, с учетом стажа по которой назначается досрочная пенсия по старости (п.п. 11 п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516).

Таким образом, законодательство предусматривает установление на основании свидетельских показаний только страхового стажа и только в случае утраты документов. Стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, должен быть подтвержден документами.

Ранее действовавшее законодательство также не предусматривало установление стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях, по свидетельским показаниям.

В силу ст. 97 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на основании свидетельских показаний может устанавливаться стаж работы, указанный в ч. 1 ст. 89 Закона. В ч. 1 ст. 89 Закона указан общий трудовой стаж. Стаж работы на Крайнем Севере является специальным трудовым стажем (ст. 88 Закона).

Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

Исходя из Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 190 от 04.10.1991 года, следует, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

При отсутствии документов о трудовом стаже периоды работы устанавливаются по свидетельским показаниям с соблюдением правил, предусмотренных Положением.

Так, согласно п.2.2. Положения, при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности их получения ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо отсутствия архивных данных, трудовой стаж устанавливается на основании показаний не менее двух свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии, в учреждении, организации, колхозе, ином кооперативе или в одной системе и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу заявителя.

Судом в качестве свидетеля по делу была допрошена ФИО5, которая пояснила, что работала вместе с истцом в Объячевской СОШ, учителем начальных классов и Кузнецова Вера была одной из ее обучающихся. После смерти матери Веру отправили в интернат в г. Воркуту, отвозила ее туда по просьбе директора школы Лихачева М.В. Оформлялось ли при этом командировочное удостоверение, издавался ли приказ о командировке сказать не смогла, указав лишь, что, по словам директора, финансовый вопрос, связанный с поездкой в г. Воркуту, будет решаться по приезду в договорном порядке.

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что последняя, будучи на тот момент соседкой семьи Кузнецовых, видела, как истец вместе с Кузнецовой Верой уезжала в г. Воркуту (садились в автобус до г. Сыктывкара). Также ей известно, что именно ФИО8., как учитель Объячевской СОШ, по просьбе директора школы увозила девочку. Кто оплачивал дорогу, каким образом были оформлены документы на поездку ей не известно, но думает, что поездка была оплачена за счет школы.

Свидетель ФИО1, сын истца, суду также пояснил, что в рассматриваемый период времени проживал с семьей в г. Воркута. В августе 1982 года к нему в Воркуту приезжала Лихачева М.В, которая привезла какую-то девочку для устройства в интернат. Мама прожила у него около недели, после чего уехала. Больше ему по данному факту ничего не известно.

Свидетель ФИО6, сестра Кузнецовой В.И., пояснить что-либо по рассматриваемым событиям не смогла, указав лишь, что на тот период времени ей было 12 лет и происходящие тогда события помнит плохо. Со слов отца ей известно, что после смерти мамы ее сестру Веру отправили в интернат в г. Воркуту. Больше по данному факту пояснить ничего не может.

Не доверять показаниям свидетелей у суда нет оснований, поскольку они носят последовательный характер, свидетели были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а какой-либо заинтересованности в исходе рассматриваемого дела со стороны данных свидетелей в ходе судебного разбирательства установлено не было.

Соответственно, суд считает доказанным факт нахождения истца в августа 1982 года в г. Воркуте.

В то же время, суд не может принять показания вышеуказанных свидетелей в качестве доказательства нахождения истца в указанный период в г. Воркуте именно в служебной командировке, поскольку свидетели ФИО7, ФИО6, Лихачев М.В. совместно с истцом не работал и подтвердить, что данная поездка являлась служебной командировкой последние не смогли.

Свидетель ФИО5, хоть и работала с истцом, однако подтвердить, что данная поездка являлась именно служебной командировкой Лихачевой М.В., не смогла. Более того, из показаний свидетеля следует, что данная поездка носила договорной характер и вопрос об ее оплате не был урегулирован.

Между тем, как следует из письменных материалов дела, в период с 20 июля по 13 сентября 1982 года Лихачева М.В. находилась в очередном трудовом отпуске, что подтверждается приказом по Объячевской средней школе № 107 от 13.07.1982г. и данными лицевого счета истца за 1982 год.

В силу требований ст. 106, 107 Трудового кодекса РФ, отпуска являются одним из видов времени отдыха, под которым понимается время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Кодексе законов о труде РСФСР.

Так, ст. 66 КЗоТ относила ежегодные оплачиваемые отпуска к времени отдыха и предусматривала, что всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 67 и 68).

Как следует из пояснений истца, в оспариваемый период, когда последняя выезжала в г. Воркуту, в отпуске она не находилась, будучи отозванной из отпуска по поручению директора школы.

Однако, в соответствии со ст. 125 ТК РФ, отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Таким образом, отзыв работника из отпуска, должен быть оформлен должным образом, т.е. получено согласие работника на отзыв его из отпуска (путем подачи соответствующего заявления) и издан соответствующий приказ работодателя.

Между тем, в представленной суду книге приказов Объячевской средней школы за период с 25.09.1981г. по 10.10.1983г. приказ об отзыве Лихачевой М.В. из очередного трудового отпуска в связи с производственной необходимостью отсутствует.

Более того, ранее действующее трудовое законодательство такого понятия, как отзыв из отпуска не содержало.

В частности, ст. 74 КЗоТ предусматривалось лишь, что ежегодный отпуск должен быть перенесен или продлен: при временной нетрудоспособности работника; при выполнении работником государственных или общественных обязанностей; в других случаях, предусмотренных законодательством. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы предприятия, учреждения, организации, допускается с согласия работника и по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, учреждения, организации перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее 6 рабочих дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Отсюда, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемый период времени, при выезде в г. Воркута, истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, за ней было сохранено место работы, ей выплачен средний заработок за время отпуска, что подтверждается всей совокупностью исследованных судом доказательств.

Таким образом, по мнению суда, надлежащих доказательств, подтверждающих факт нахождения Лихачевой М.В. в августе 1982 года в районах Крайнего Севера (г. Воркута) именно в служебной командировке, в ходе настоящего судебного разбирательства не добыто, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований истцу должно быть отказано. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, и не дает основание истцу трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, поскольку установление пенсии для работников, осуществлявших трудовые обязанности в тяжелых климатических условиях труда, обусловлено видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Иск Лихачевой Марии Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об установлении периодов нахождения в командировке, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента за его обращением – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий