2-574/2011 признание бездействия незаконным, обязание устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства



Дело № 2-574/11

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Мишариной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

12 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК к потребительскому обществу «Гурьевка» о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Управление Роспотребнадзора по РК обратилось в суд к ПО «Гурьевка» с иском о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе плановой выездной проверки в отношении ПО «Гурьевка» были выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства, в т.ч. требования Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», СП 2.3.6. 1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» и Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55. В адрес ответчика было выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01 сентября и до 01 ноября 2011 года соответственно. В ходе внеплановой проверки по выполнению предписания установлено, что не все выявленные нарушения ответчиком устранены, нарушение требований санитарного законодательства продолжается до настоящего времени, в связи с чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований представитель истца настаивает. Просит суд признать незаконным бездействие ПО «Гурьевка» в части нарушения требований санитарного законодательства РФ и обязать ответчика в срок до 01 октября 2012 года устранить выявленные нарушения санитарного законодательства РФ, а именно:

- в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>,: провести замену неисправных источников искусственного освещения; выделить отдельное складское помещение для хранения группы промышленных товаров; оборудовать туалет для персонала; провести ремонт в помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать хранение сыпучих продуктов в транспортной таре с учетом соблюдения санитарных разрывов; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; провести ремонт в помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией.

Представитель ответчика заявленные требования признает в полном объеме, указывая, что часть вышеперечисленных нарушений уже устранена.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 27-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду определяются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. 11 вышеуказанного ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и т.д.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ПО «Гурьевка» поставлено на учет в качестве юридического лица 03 мая 2002 года и основным видом экономической деятельности, осуществляемой ответчиком, является: розничная торговля в неспециализированных магазинах; дополнительными: оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, производство продуктов из мяса и мяса птицы, производство хлеба и мучных кондитерских изделий, деятельность ресторанов и кафе.

ПО «Гурьевка» имеет обособленные объекты, в т.ч. магазин «Продукты», расположенный по адресу: п. <адрес>; магазин «ТСА», расположенный по адресу: <адрес>; магазин «ТСА», расположенный по адресу: <адрес>; магазин «ТСА», расположенный по адресу: с. <адрес>; магазин «ТСА», расположенный по адресу: <адрес>»; магазин «ТСА», расположенный по адресу: <адрес>; магазин «ТСА», расположенный по адресу: с. <адрес>; хлебопекарня по адресу: <адрес>

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 37 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.п. 1 и 2 Положения «О государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 554 от 24.07.2000 г., основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. В свою очередь, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы).

В соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» СанПиН 2.3.6.1066-01, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 23 от 07.09.2001г., настоящие правила (далее - Санитарные правила) определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда.

Данные Санитарные правила предусматривают, в т.ч., что: ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками.

В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.

В хозяйственной зоне устраиваются площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.

Территория организации торговли и примыкающая к ней по периметру благоустраивается и содержится в чистоте.

Все стационарные организации торговли оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук персонала. Организации торговли, торговой площадью более 1000 м2, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными.

Естественное и искусственное освещение во всех торговых, складских, вспомогательных и административно-хозяйственных помещениях должно соответствовать требованиям, предъявляемым к естественному и искусственному освещению.

Светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт.

В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.

Организации торговли, при наличии в них специализированных отделов, должны иметь изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевых продуктов к продаже: разрубочная для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др.

Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными. В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов. Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.

В организациях торговли допускается продажа непродовольственных товаров в промышленной упаковке. Складские помещения для продовольственных и непродовольственных товаров должны быть раздельными. В торговых залах выделяются отдельные торговые зоны (отделы, места) для реализации продовольственных и непродовольственных товаров. Реализация непродовольственных товаров не должна осуществляться в непосредственной близости от отделов, реализующих пищевые продукты. Расфасовка непродовольственных товаров в организациях продовольственной торговли запрещается.

В организациях торговли, расположенных в сельской местности, условия совместной реализации продовольственных и непродовольственных товаров определяются по согласованию с территориальным центром госсанэпиднадзора.

Контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей.

В организации торговли принимаются для хранения пищевые продукты и продовольственное сырье, соответствующие требованиям нормативной и технической документации и имеющие документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность для здоровья человека.

Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.

При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования. Продукты, имеющие специфический запах (сельди, специи и т.п.), должны храниться отдельно от продуктов, воспринимающих запахи.

Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола.

Складирование пищевых продуктов вблизи водопроводных и канализационных труб, приборов отопления, вне складских помещений, а также складирование незатаренной продукции непосредственно на полу, навалом не проводится.

Хранение сыпучих продуктов производится в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, с относительной влажностью воздуха не более 75%. Указанные продукты хранят в мешках штабелями на стеллажах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см.

В местах продажи яиц по просьбе покупателей проверка их качества проводится продавцом на овоскопе.

В организациях торговли запрещается реализация продукции: без наличия качественного удостоверения (для продукции российского производства), сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток (или листов-вкладышей); при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; мяса без ветеринарного клейма, условно годного мяса и мясопродуктов; непотрошеной птицы, за исключением дичи, яиц из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязненной скорлупой, с пороками (красюк, туман, кровяное кольцо, большое пятно, миражные), с насечкой, "тек", "бой", утиных и гусиных яиц; творога, изготовленного из непастеризованного молока, молока и сливок с повышенной кислотностью (самоквас); консервов, имеющих дефекты: бомбаж, хлопуши, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированных, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение) и др.; загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; дефростированных и повторно замороженных пищевых продуктов и продовольственного сырья; домашнего приготовления; с истекшими сроками годности; нерасфасованной и неупакованной, кроме групп продуктов, определенных законодательством Российской Федерации; без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации; в грязную тару покупателя и печатную макулатуру.

Режим мытья торгового инвентаря ручным способом состоит из следующих этапов: механическое удаление остатков пищевых продуктов; мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств при температуре воды 45 - 50 град. С; ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. С; просушивание на специальных полках или решетках. Ванны для мытья инвентаря регулярно промывают горячей проточной водой с применением моющих и дезинфицирующих средств. Щетки и мочалки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно тщательно промываются с применением моющих средств, при возможности кипятятся в течение 10 - 15 минут, сушатся и хранятся в специально выделенном месте. Изотермические емкости, используемые для реализации кваса, пива, молока и др., подвергаются санитарной обработке на предприятии - изготовителе этих продуктов. Режим мытья автоматов по продаже пищевых продуктов проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации и санитарной обработке. Режим мытья молочных фляг и резиновых прокладок: ополаскивание фляг из-под молока теплой водой при температуре 30 - 40 град. С; мытье фляг горячим моющим раствором при температуре 60 - 65 град. С; ополаскивание фляг водой до полного удаления остатков моющего раствора; после обработки фляги просушиваются, уложенные вверх дном на стеллажах, с открытой крышкой. Резиновые прокладки молочных фляг моются в таком же режиме, отдельно.

Все стационарные организации торговли оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук персонала. Во всех строящихся и реконструируемых организациях торговли унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.).

Туалеты по мере необходимости и после окончания работы организации торговли моются и дезинфицируются. Для уборки туалетов выделяется специальный инвентарь, имеющий маркировку. Уборочный инвентарь для туалетов и спецодежда хранятся в отдельно выделенных местах, изолированно от уборочного инвентаря других помещений. При каждой уборке туалетов вентили водопроводных кранов, а также ручки и затворы дверей, спусковые ручки и другие поверхности, которых касаются руки человека при посещении туалета, протирают отдельно выделенной тканью, смоченной дезинфицирующим раствором.

Текущий ремонт организаций торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) производится по мере необходимости.

В каждой организации торговли следует иметь аптечку с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Руководитель организации торговли обеспечивает: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них; организацию производственного контроля; необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме, хранении и реализации продукции, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке; выполнение постановлений предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы; условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами; организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды; исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования; наличие достаточного количества производственного оборудования и инвентаря, посуды, тары, упаковочных материалов, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения; проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации; своевременный вывоз мусора, утилизацию использованных люминесцентных ламп; наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение; организацию санитарно-просветительной работы с персоналом.

Согласно Федерального закона № 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Кроме того, согласно требованиям Федерального закона от 12.06.2008г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», при передаче изготовителем или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцу продуктов переработки молока ему одновременно должны быть переданы копии документов, подтверждающих соответствие этих продуктов требованиям настоящего Федерального закона.

Продавец, осуществляющий на территории Российской Федерации деятельность по производству и (или) реализации продуктов переработки молока, обязан разработать программу производственного контроля и организовать производственный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона собственными силами и (или) с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки, обязаны, в т.ч.: проходить предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (обследования); пройти гигиеническое обучение перед поступлением на работу и аттестацию в установленном порядке.

Как следует из Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона (п. 12).

Между тем, как доказано в ходе судебного заседания, с 04 по 06 июля 2010 года Управлением Роспотребнадзора по РК была проведена плановая выездная проверка в отношении ПО «Гурьевка, по итогам которой составлен акт № 34/06-3 от 25 июля 2010 года.

Вышеуказанным актом установлено, что в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>: отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; часть светильников искусственного освещения находится нерабочем состоянии (склад), отсутствуют защитные плафоны; отдельное складское помещение для хранения группы промышленных товаров отсутствует; отсутствует туалет для персонала; на стенах в складском помещении имеются трещины, требуется проведение косметического ремонта; в ассортименте, наряду с продовольственными товарами, реализуются промышленные товары в потребительской таре, при этом установлено хранение в одном помещении без соблюдения санитарного разрыва, группы промышленных товаров (краски) вместе с продуктовыми товарами; не соблюдается санитарный разрыв от стен до поддона с сыпучими продуктами; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; мощности холодильного оборудования не соответствуют объёмам поступающих на хранение и реализацию пищевых продуктов; нарушено товарное соседство при хранении рыбных пресервов и колбасных изделий; при хранении скоропортящихся продуктов выявлен факт несоблюдения температурного режима; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не представлены сопроводительные документы на отдельные продукты; нарушен режим мытья торгового инвентаря ручным способом; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; не представлены сведения об организации собственного производственного контроля; не укомплектована медицинская аптечка; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: территория вокруг магазина неблагоустроенна, заросла травой, в отдельных местах лежат остатки стройматериала, оставшиеся от разобранных сооружений; отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта; отдельное складское помещение для хранения групп промышленных товаров отсутствует; не соблюдается санитарный разрыв от стен до поддона с сыпучими продуктами; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; при хранении скоропортящихся продуктов в отдельных камерах не соблюдаются установленные температурные режимы; контроль за температурными режимами проводится не во всех холодильных установках; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не представлены сопроводительные документы на отдельные пищевые продукты; нарушен режим мытья торгового инвентаря ручным способом; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; не выделен отдельный уборочный инвентарь для уборки туалетов; из-за отсутствия уборщицы туалет убирается нерегулярно; не представлены сведения об организации собственного производственного контроля; не укомплектована медицинская аптечка; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников; не представлены сведения, подтверждающие проведение сертификации на молоко питьевое пастеризованное.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; отсутствует защитный плафон на светильнике в складском помещении; подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта с заменой покрытия на стенах; отдельное складское помещение для хранения групп промышленных товаров отсутствует; не соблюдаются требования по высоте поддона 15см.; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; контроль за температурными режимами проводится не во всех холодильных установках; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; без сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продукта, реализуются отдельные пищевые продукты; в продаже имеются продукты с истекшим сроком реализации; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; отсутствует медицинская аптечка; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: территория вокруг магазина неблагоустроенна, заросла травой; отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; в магазине для загрузки товаров и для посетителей используется один вход, что приводит к нарушению поточности персонала и посетителей, посетителей и поступающего товара; подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта; отдельное складское помещение для хранения групп промышленных товаров отсутствует; не соблюдается санитарный разрыв от стен до поддона с сыпучими продуктами; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; контроль за температурными режимами проводится не во всех холодильных установках; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; не выделен отдельный уборочный инвентарь для уборки туалетов; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; часть светильников искусственного освещения находится в нерабочем состоянии; торговый зал и подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта; отсутствует туалет; отдельное складское помещение для хранения групп промышленных товаров отсутствует; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; вне ассортимента завозятся: свежемороженая рыба, мороженное, молочные изделия; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не представлено качественное удостоверение на вафли сливочные; не представлены сопроводительные документы на отдельные пищевые продукты; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; отсутствует медицинская аптечка; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у одного работника.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; контроль за температурными режимами проводится не во всех холодильных установках; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не представлено качественное удостоверение на паштет печеночный; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; отсутствует медицинская аптечка; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников.

В магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: территория вокруг магазина неблагоустроенна, заросла травой; не соблюдается санитарно-защитная зона по периметру здания; отсутствует площадка с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; часть светильников искусственного освещения находится в нерабочем состоянии; подсобные помещения магазина нуждаются в проведении ремонта; отдельное складское помещение для хранения группы промышленных товаров отсутствует; не соблюдается товарное соседство на складах № 3 и № 4, в складском помещении часть товаров хранится на полу; не осуществляется проверка качества яиц на овоскопе; контроль за температурными режимами проводится не во всех холодильных установках; в магазине происходит предварительная фасовка сырой продукции (рыбы свежей замороженной, сырой куры) и готовой продукции (сахара, сахаристых и мучных кондитерских изделий, сыра) при отсутствии в составе магазина фасовочных помещений, оборудованных в установленном порядке и предназначенных для фасовки сырой и готовой продукции; не представлены сопроводительные документы на отдельные пищевые продукты; в продаже имеются продукты с истекшим сроком реализации; не соблюдается режим ополаскивания инвентаря горячей проточной водой температурой не ниже 65гр.; не выделен отдельный уборочный инвентарь для уборки туалетов; не представлены сведения об организации собственного производственного контроля; просрочен срок прохождения гигиенического обучения у отдельных работников.

25 июля 2011 года в адрес ответчика выдано предписание № 29/06-3 об устранении вышеуказанных нарушений санитарного законодательства РФ, срок исполнения которого определен от незамедлительного до 01 ноября 2011 года. В тот же день предписание было получено представителем ответчика и в предусмотренном законом порядке не обжаловалось.

Согласно пунктам предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства РФ № 29/06-3 от 25 июля 2011года ПО «Гурьевка» предписывалось, в том числе:

- № 2, № 3, № 5, № 9, № 14, № 16 в магазине «ТСА» расположенном по адресу: <адрес>, оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов, провести ремонт в подсобных помещениях магазина, организовать хранение сыпучих продуктов в транспортной таре с учетом соблюдения санитарных разрывов, организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.), организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанной планом (программой) (срок до 01.09.2011г.);

- № 1, № 2, № 3, № 4, № 10, № 13, № 15 в магазине «Продукты» выделить отдельное складское помещение для хранения группы промышленных товаров, оборудовать туалет для персонала, провести ремонт в помещениях магазина, организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.); организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанной планом (программой), провести замену неисправных источников искусственного освещения (срок до 01.09.2011г.);

- № 1, № 3, № 8, № 11 в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>, оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов, в помещениях магазина провести ремонт, организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.);

- № 3, № 9, № 10, № 13 в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>, провести ремонт в подсобных помещениях магазина, организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.), организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанной планом (программой) (срок до 01.09.2011г.);

- № 8, № 11 в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>, организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.);

- № 2, № 7, № 9 в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>, провести в подсобных помещениях магазина ремонт, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.); организовать собственный производственный контроль в соответствии с установлен! требованиями и разработанной планом (программой) (срок до 01.09.2011г.);.

- №12, № 15 в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>, обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями (срок до 01.11.2011г.); организовать собственный производственный контроль в соответсга установленными требованиями и разработанной планом (программой) (срок до 01.09.2011г.)

Кроме того, 25.07.2011г. в адрес ответчика также вынесено предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в срок до 15 августа 2011 года. Данное предписание получено представителем ответчика.

Согласно пунктам предписания об устранении нарушений требований технических регламентов № 4 от 25 июля 2011 года, ПО «Гурьевка» предписывалось, в т.ч., в срок до 15 августа 2011 года:

- № 2 в магазине «ТСА» по адресу: <адрес> организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- № 1 в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- № 1 в магазине «ТСА» по адресу: <адрес>, организовать производственный контроль за молочной продукцией.

Между тем, по истечению срока исполнения выданных предписаний от 25.07.2011г., на основании распоряжения заместителя начальника Управления Роспотребнадзора в Республике Коми в Койгородском районе № 1385 от 07 ноября 2011 года в отношении ПО «Гурьевка» проведена внеплановая выездная проверка по выполнению требований предписаний, в ходе которой установлено, что все вышеприведенные требования указанных ответчиком не исполнены.

За невыполнение требований предписания № 29/06-3 об устранении нарушений санитарного законодательства от 25.07.2011г. и предписания № 4 об устранении нарушений требований технических регламентов от 25.07.2011г., 21 ноября 2011 года в отношении ответчика составлен протокол № 125/06-03 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.ст.19.5 КоАП РФ по нарушениям санитарного законодательства Российской Федерации.

Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика.

Отсюда, бездействие ПО «Гурьевка» в части несоблюдения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, приводит к тому, что осуществляемая ответчиком хозяйственная деятельность нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В то же время, в силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании представитель ответчика иск признала в полном объеме. Представитель Управления Роспотребнадзора по РК полагает возможным принять признание иска ответчиком.

Поскольку последствия признания иска были представителю ПО «Гурьевка» разъяснены судом, о чем внесена соответствующая запись в протокол судебного заседания; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что при подаче иска от уплаты госпошлины истец был освобожден, с ответчика надлежит взыскать госпошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК к потребительскому обществу «Гурьевка» о признании бездействия незаконным, обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие потребительского общества «Гурьевка» в части нарушения требований санитарного законодательства РФ.

Обязать потребительское общество «Гурьевка» в срок до 01 октября 2012 года устранить выявленные нарушения санитарного законодательства РФ, а именно:

- в магазине «Продукты», расположенном по адресу: <адрес>,: провести замену неисправных источников искусственного освещения; выделить отдельное складское помещение для хранения группы промышленных товаров; оборудовать туалет для персонала; провести ремонт в помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать хранение сыпучих продуктов в транспортной таре с учетом соблюдения санитарных разрывов; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: оборудовать площадку с контейнером для сбора мусора и пищевых отходов; провести ремонт в помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: организовать фасовочные помещения в соответствии с санитарными требованиями; обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>,: провести ремонт в подсобных помещениях магазина; организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями;

- в магазине «ТСА», расположенном по адресу: <адрес>: организовать собственный производственный контроль в соответствии с установленными требованиями и разработанным планом (программой); обеспечить режим мытья торгового инвентаря в соответствии с санитарными требованиями; организовать производственный контроль за молочной продукцией.

Взыскать с потребительского общества «Гурьевка» госпошлину в доход местного бюджета в размере <адрес> (<адрес>) рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней через Прилузский районный суд.

Председательствующий: