Дело № 2-594/11 при секретаре Мишариной И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 27 декабря 2011 года гражданское дело по иску Галевой Ольги Владимировны, Смирнова Григория Сергеевича к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня установил: Галева О.В., Смирнов Г.С. обратились в суд в интересах несовершеннолетнего сына, Смирнова Ярослава, ДД.ММ.ГГГГг.р., к администрации МО МР «Прилузский» с иском о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, незаконным; обязании предоставить несовершеннолетнему место в дошкольном образовательном учреждении с. <адрес>, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения по настоящему спору. Заявленные требования мотивированы тем, что после рождения сына, на основании заявления, поданного ДД.ММ.ГГГГ, мальчик был поставлен на учёт для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. ДД.ММ.ГГГГ письменно обратились к ответчику с заявлением о предоставлении направления для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Несмотря на это, по причине отсутствия в МДОУ свободных мест, доступ сыну к бесплатному дошкольному образованию не предоставлен, в связи с чем полагают, что нарушено конституционное право их ребенка на дошкольное образование. Определением суда от 27.12.2011г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Отдел образования администрации муниципального района «Прилузский». В судебном заседании заявленные требования истцы поддержали, со ссылкой на часть 2 ст. 43, п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 п. 3 Закона РФ «Об образовании», ст. 16 ч. 1 п. 13, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указав, что ответственность за организацию предоставления общедоступного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления, в данном случае – АМО МР «Прилузский». Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в образовательное учреждение законодательством РФ не предусмотрено. Представитель ответчика не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве; просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель третьего лица, с иском также не согласна, указав, что у истцов отсутствует основание для требования внеочередного предоставления места в ДОУ, в то время как распределение мест для детей, состоящих на учете для устройства в дошкольное образовательное учреждение, осуществляется в очередном порядке. При этом указала, что необходимости в отложении дела слушанием для надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству, нет. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев гражданское дело № 2-496/11, суд приходит к следующему В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Статьей 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесена организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В ходе судебного заседания установлено, что истцы являются родителями несовершеннолетнего Смирнова Ярослава, ДД.ММ.ГГГГг.р., что подтверждается свидетельством о рождении № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <адрес> Управления ЗАГСа РК. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с устным заявлением о поставке их несовершеннолетнего сына на учёт для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. ДД.ММ.ГГГГ письменно обратились к ответчику с заявлением о предоставлении направления для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение с. <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года. По данному заявлению Отделом образования АМР «Прилузский» был дан ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, Смирнов Ярослав поставлен на учет для устройства в дошкольное образовательное учреждение под № №. Также указано, что в соответствии с порядком зачисления детей в образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, распределение направлений для устройства в дошкольное образовательное учреждение осуществляет комиссия. Первое заседание комиссии по распределению мест в МДОУ в ДД.ММ.ГГГГ году состоится в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ августа. Распределение мест осуществляется в очередном порядке, исключая случаи первоочередного (внеочередного) устройства в МДОУ, установленные федеральным и республиканским законодательством, а также нормативными правовыми документами администрации МР «Прилузский». Письмом Отдела образования АМР «Прилузский» от 08.09.2011г. № 411 установлено, что в 2011 году в муниципальные дошкольные образовательные учреждения направлены <данные изъяты> ребенка, из них <данные изъяты> человек – дети из многодетных семей и дети работников РОВД, имеющие право на первоочередное (внеочередное) устройство. Оставшиеся <данные изъяты> места были выделены детям по общей очереди. Согласно данных журнала учета будущих воспитанников МДОУ СП «<адрес>» на <данные изъяты> учебные годы, Смирнов Ярослав включен в список под № ДД.ММ.ГГГГ истцами вновь подано заявление о предоставлении направления для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение с. <адрес> Смирнова Ярослава. Таким образом, до настоящего времени несовершеннолетний местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен, не смотря на неоднократные обращения истцов, и этот факт суд считает установленным. При изложенных обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим. Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на образование, в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях, возлагает на компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия обязательство создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования, а при их недостаточности увеличивать их количество. То есть на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. Согласно п. 1 ст. 39 во взаимосвязи с подп. 13 п. 5 ст. 39 Устава МО МР «Прилузский», администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения, в т.ч. в сфере организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории района. Заявленные требования о признании незаконным бездействия Администрации истцы мотивируют непринятием мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при этом ссылаются на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006г. № 5-П, согласно которому, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Между тем, как разъяснил Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Как следует из письменных материалов дела, по результатам анализа финансовой обеспеченности установлено, что на территории МР «Прилузский» в ДД.ММ.ГГГГ году необеспеченность МДОУ в целом составила около 27%, в ДД.ММ.ГГГГ году данный показатель составил 25%, в ДД.ММ.ГГГГ году – 44%. При этом, в ДД.ММ.ГГГГ годах в систему дошкольного образования были возвращены части зданий МДОУ «<данные изъяты>», МДОУ «<данные изъяты>», МДОУ «<данные изъяты>. <данные изъяты>» и МДОУ «<данные изъяты>». Эта мера позволила устроить дополнительно <данные изъяты> детей. В настоящее время на территории района действует сеть дошкольных образовательных учреждений, состоящая из <данные изъяты> детских садов, <данные изъяты> начальных школ-детских садов, в МОУ «<данные изъяты>» открыта дошкольная группа. Из бюджета района выделяются денежные средства на содержание указанных МДОУ. При этом, на территории СП «<данные изъяты>» находится <данные изъяты> дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человека; - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человек; - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человека; - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человека (количество детей меньше проектной мощности в связи с ограничением количества детей в логопедической группе); - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человек; - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человек; - МДОУ «<данные изъяты>» - проектная мощность <данные изъяты> детей, фактическая наполняемость – <данные изъяты> человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом выданных направлений в устройстве в МДОУ с. <адрес> нуждались <данные изъяты> ребенок, на день рассмотрения дела судом (27.12.2011г.) – <данные изъяты> детей; из них в возрасте старше 1,5 лет – <данные изъяты> и <данные изъяты> ребенок соответственно. Детей, нуждающихся в первоочередном (внеочередном) устройстве в дошкольные образовательные учреждения в возрасте 1,5 лет и старше нет. Для разрешения создавшейся ситуации, ответчиком ведется работа по строительству дополнительного образовательного учреждения. Так, Постановлением АМО МР «Прилузский» от 13.04.2011г. № 515 «Об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование отделу образования АМР «Прилузский», утверждена схема расположения земельного участка из земель сельских населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, с. <адрес>, <адрес>, для строительства детского сада на 120 мест в с. <адрес>, площадью 4200 кв.м. Этим же постановлением данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) владение Отделу образования АМР «Прилузский». 22 сентября 2011 года между Отделом образования АМР «Прилузский» (заказчик) и ООО «Строительно-монтажное предприятие связи» (исполнитель) был заключен муниципальный контракт № 0307300056011000002 на проектирование объекта «Строительство детского сада на 80 мест в с. Объячево», по условиям которого исполнитель обязан в срок до 01 ноября 2011 года разработать и передать заказчику проектную документацию для строительства дошкольного образовательного учреждения. На основании вступившего в законную силу решения Прилузского районного суда от 06.10.2011г. администрация МО МР «Прилузский» обязана в срок до 01 августа 2013 года создать на территории сельского поселения «Объячево» дошкольные образовательные учреждения на 140 мест. Кроме того, как следует из письменных материалов дела, начиная с 2009 года ответчиком регулярно ведется работа с органами исполнительной и законодательно власти РК о необходимости строительства детского сада в с. Объячево, в т.ч. о включении объекта в программу строительства социальных объектов. При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, невозможность обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениях для воспитания детей дошкольного возраста всех нуждающихся, вызвана объективными причинами. При этом, ответчиком предпринимаются необходимые меры для удовлетворения потребности граждан в обеспечении образовательными учреждениями с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования, в связи с чем заявленное истцами требование о признании незаконным бездействия АМО МР «Прилузский», выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования удовлетворению не подлежит. Одновременно, суд не находит оснований и для удовлетворения исковых требований в части обязания ответчика предоставить Смирнову Ярославу место в дошкольном образовательном учреждении с. <адрес>, в группе полного дня, в течение месяца со дня вынесения решения, учитывая нижеизложенное. Общие правовые вопросы создания и функционирования ДОУ на уровне федерального законодательства установлены Законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666. Статьей 18 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. По смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (части 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты в, е), 72 (пункт е части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт в части 1) Конституции РФ в из взаимосвязи с требованиями Закона от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», реализация конституционного права на общедоступное бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты РФ и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Таким образом, законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений. Нормативные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, являются составной частью законодательства Российской Федерации в области образования в той части, в какой они наделены государственными полномочиями действующим федеральным законом. Уставы, регламенты и иные нормативные документы, подготовленные и принятые подведомственными субъектами образовательной деятельности, становятся составной частью законодательства Российской Федерации в области образования после соответствующего утверждения их в установленном порядке уполномоченными органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации Следовательно, можно выделить несколько уровней источников, закрепляющих право на образование и порядок его реализации: Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права в области образования, обычаи делового оборота в области образования, обычаи делового оборота в области образования. Кроме того право на образование может и должно реализовываться в семье, с учетом частных интересов граждан. Из различного уровня источников прав на образование вытекает и различные для каждого уровня гарантии механизма реализации данного права. Постановлением главы МО МР «Прилузский» от 03 сентября 2008 года № 690-р «О порядке направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения» был утвержден Порядок направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, согласно которому на основании заявления родителей в детский сад осуществляется прием детей в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий в МДОУ) до 7 лет в порядке очередности. В то же время, согласно п. 5.1 Порядка, в первую очередь в МДОУ принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных семей, дети, находящиеся под опекой, дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе, дети безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, студентов, дети сотрудников милиции, дети работников суда, прокуратуры, дети работников МДОУ. Требования п. 5.1 Порядка полностью соответствуют положениям Законов «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1; «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992г. № 2202-1; «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ; «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г. № 76-ФЗ и др. Указанный порядок действовал на момент подачи заявления родителями несовершеннолетнего (истцами) и нахождения ребенка на очереди. Законность постановления главы МО МР «Прилузский» от 03 сентября 2008 года № 690-р «О порядке направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения» истцами не оспаривается. Более того, по мнению суда, учитывая, что в соответствии с положениями Конституции РФ и законодательства Российской Федерации об образовании для разных уровней образования могут быть установлены разные условия государственной поддержки, а также разные степени государственных гарантий для участников образовательной деятельности; Порядок направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, утвержденный вышеуказанным постановлением, не противоречит Конституции РФ и полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Соответственно, комплектование АМО МР «Прилузский» дошкольных образовательных учреждений в порядке очередности не нарушает права и свободы несовершеннолетних. Между тем, каких – либо документов, подтверждающих право на первоочередное (внеочередное) предоставление Смирнову Ярославу места в МДОУ истцами при написании заявления не представлено, как не представлено таковых и суду. Следовательно, поскольку реализация любого права возможна лишь в определенном порядке, учитывающем права и интересы других лиц, оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании предоставить Смирнову Ярославу место в дошкольном образовательном учреждении с. <адрес>, в группе полного дня, в течение месяца со дня вынесения решения, суд не находит. Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика и третьего лица свободные места в группах полного дня в настоящее время отсутствуют, в то же время как реализовать право на дошкольное образование путем предоставления места в группе кратковременного пребывания, истцы не пытались, с соответствующим заявлением к ответчику не обращались. Не может быть принят во внимание судом и довод истцов о том, что реализация права несовершеннолетнего на получение дошкольного образования могла бы быть достигнута в случае создания ответчиком коммерческой группы, поскольку, по мнению суда, возложение на АМО МР «Прилузский» обязанности по созданию таковой группы без наличия законных к тому оснований явилось бы необоснованным вмешательством в исполнительно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления, и противоречило статьям 10, 132 Конституции РФ. В то же время, при вынесении настоящего решения судом учитывается также, что поскольку все места в группах полного дня в МДОУ заняты, внеочередное предоставление места сыну истцов повлечет нарушение конституционных прав других детей, как находящихся на обучении в указанных учреждениях (переуплотненность групп), так и состоящих в настоящее время в очереди (т.к. в случае удовлетворения иска, будут затронуты права впереди стоящих детей и очередь сдвинется вниз). Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Галевой Ольги Владимировны, Смирнова Григория Сергеевича к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» о признании бездействия незаконным, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня – оставить без удовлетворения. На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Председательствующий: Мотивированное решение составлено 28 декабря 2011 года