Дело № 2-191/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Туисовой З.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
21 марта 2011 года гражданское дело по иску Кузнецовой Раисы Робертовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением,
установил:
Кузнецова Р.Р. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением. Заявленные требования мотивирует тем, что, работая медсестрой хирургического отделения МУЗ «Прилузская ЦРБ», в период с 01 по 30 марта 1990 года находилась в служебной командировке (на курсах повышения квалификации) в г. Воркуте. Однако в перерасчете базовой части трудовой пенсии ответчиком было отказано по мотиву того, что обучение на курсах повышения квалификации с отрывом от работы не считается служебной командировкой и, соответственно, работой в районах Крайнего Севера.
На удовлетворении исковых требований в полном объеме истец настаивает.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласна, указав, что курсы повышения квалификации не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность. В указанные периоды сохраняются только трудовые отношения; при этом не осуществляется трудовая деятельность, т.е. отсутствует факт работы.
Выслушав объяснения сторон, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, обозрев пенсионное дело Кузнецовой Р.Р., суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.
Материалами дела установлено, что с 03 апреля 2008 года Кузнецовой Р.Р. назначена пенсия по старости в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Кузнецова Р.Р. на момент обращения за назначением пенсии имела страховой стаж 23 года 04 месяца 10 дней, стаж работы в МКС 22 года 01 месяц 08 дней. С 01 августа 2010 года базовая часть пенсии установлена ей в размере 4 720 рублей 57 копеек в месяц (с учетом находящегося на иждивении сына, Кузнецова С.В., студента ГОУ СПО «Коми республиканский агропромышленный техникум»).
17 февраля 2011 года Кузнецова Р.Р. обратилась в УПФР в Прилузском районе с письменным заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости по п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в связи с нахождением в командировке в районах Крайнего Севера).
Как следует из решения об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии № 16 от 21.02.2011 года, в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Кузнецовой Р.Р. было отказано в связи с отсутствием стажа работы истца в районах Крайнего Севера.
Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Пунктом 11 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 27.12.2009г.), предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.
В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года), лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
В силу п.п. 1, 2 ст. 18 Закона, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
На основании п. 28 Правил, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
В соответствии с п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па также установлено, что к заявлению гражданина о перерасчете размера базовой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на перерасчет трудовой пенсии.
Отсюда, проверяя правовые позиции сторон, суд приходит к следующему.
Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.
Исходя из Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 190 от 04.10.1991 года, следует, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.
Установлено, что в период с 03.08.1984 года по 31.12.1999г. Кузнецова Р.Р. работала медсестрой хирургического отделения МУЗ «Прилузская ЦРБ», рабочее место истца расположено в с. Объячево Прилузского района.
В соответствии с приказом главного врача Прилузской центральной районной больницы от 21 февраля 1990 года № 11 & 5, Кузнецова Р.Р., медсестра хирургического отделения ЦРБ была командирована в г. Воркуту на курсы повышения квалификации сроком на 1 месяц с 01 по 30 марта 1990г., с указанием бухгалтерии ЦРБ сохранения на этот период средней заработной платы, оплаты командировочных расходов.
По результатам обучения отделением специализации и усовершенствования средних медицинских и фармацевтических кадров Воркутинского медицинского училища истцу было выдано удостоверение № 29, подтверждающее прохождение цикла усовершенствования по специальности медицинской сестры хирургических отделений с 01 по 30 марта 1990 года.
В соответствии с постановлением ВЦИК от 05.11.1928 года «Об оплате командировок» (утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 06.06.1980 N 295), служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебная командировка может назначаться на срок не свыше двух месяцев, не считая времени нахождения работника в пути. В случае особой необходимости, допускается продление срока командировки, но не более, чем на один месяц. Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, или носит исключительно разъездной характер, а равно служебные поездки, совершаемые работником в пределах обслуживаемого им района самостоятельно, без специального распоряжения нанимателя. Особые расходы, связанные с подобного рода работой, возмещаются работникам этих категорий в порядке, устанавливаемом коллективными или трудовыми договорами.
Согласно Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 15.02.1980 года № 30 «О служебных командировках» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками. Командировка оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта назначения, наименования объединения, предприятия, учреждения, организации, куда командируется работник, срока и цели командировки.
В силу пункта 8 Инструкции на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
На основании пункта 9 Инструкции за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.
Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Кузнецова Р.Р. была командирована работодателем в г. Воркуту на курсы повышения квалификации, за период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статьи 112 КЗоТ РФ и статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Отсюда, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации относился к рабочему времени Кузнецовой Р.Р., в указанный период за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; по мнению суда, истец имеет право на зачет оспариваемого периода нахождения на курсах повышения квалификации в стаж работы в районах Крайнего Севера, и, соответственно, на перерасчет размера базовой части трудовой пенсии по старости на законных основаниях. Эффективная и скоординированная схема государственных пенсий исключает правовую неопределенность, и не дает основание ответчику трактовать те или иные правовые нормы по данным правоотношениям в свою пользу, поскольку установление пенсии для работников, осуществлявших трудовые обязанности в тяжелых климатических условиях труда, обусловлено видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности.
Указанный вывод основывается и на постановлениях Европейского Суда по правам человека (Булгакова против РФ, Праведная против РФ), согласно которым пенсионные выплаты по своему содержанию являются гражданскими правами по смыслу пункта 1 Статьи 6 Конвенции и лишение законного права получения указанных выплат представляет собой вмешательство в право заявителя на уважение его имущества по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции.
Иное толкование следует расценивать как установление новых правил, ошибочное толкование пенсионного законодательства в свою пользу, что противоречит общему смыслу законности и правомерности применения тех или иных законодательных актов, нарушает справедливый баланс между рассматриваемыми интересами.
В то же время, довод представителя ответчика о том, что представленные доказательства не могут служить основанием для увеличения истцу базовой части трудовой пенсии, т.к. не отражают сведения о характере работы Кузнецовой, суд находит несостоятельным, поскольку представленные доказательства не дают оснований сомневаться в том, что в рассматриваемый судом период истец действительно находилась в командировке в г. Воркуте, где действовала в соответствии со своими служебными обязанностями.
Повышение квалификации истца являлось неотъемлемой частью ее трудовой деятельности, относилось к рабочему времени, ввиду чего поездку Кузнецовой в г. Воркуту для прохождения курсов повышения квалификации следует признать поездкой работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы, то есть служебной командировкой.
Поскольку исследованные судом доказательства достоверно подтверждают факт нахождения Кузнецовой Р.Р. в командировке в районе Крайнего Севера, данные доказательства ничем не опровергнуты, решение ГУ УПФ РФ в Прилузском районе Республики Коми об отказе истцу в перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в повышенном размере не основано на законе и должно быть отменено. Соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность произвести увеличение фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии истца.
На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчёт размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление о перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости было подано Кузнецовой Р.Р. 17 февраля 2011 года, соответственно перерасчет истцу следует произвести с 01 марта 2011 года.
Кроме того, на основании ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление Кузнецовой Раисы Робертовны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера незаконным, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением - удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми № 16 от 21 февраля 2011 года об отказе Кузнецовой Раисе Робертовне в перерасчете фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми произвести Кузнецовой Раисе Робертовне перерасчет базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с момента за его обращением, т.е. с 01 марта 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми в пользу Кузнецовой Раисы Робертовны понесенные по делу судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий