2-98/2012 отмена решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера



Дело № 2-98/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,

при секретаре Мишариной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

24 февраля 2012 года гражданское дело по иску Нырковой Надежды Антоновны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением,

установил:

Ныркова Н.А. обратилась в суд к ГУ УПФР в Прилузском районе с иском, в котором просит отменить решение № <данные изъяты> года об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с момента за его обращением. Заявленные требования мотивирует тем, что, работая заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем биологии в <данные изъяты> средне школе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах руководителей МО в <адрес>. Однако в перерасчете базовой части трудовой пенсии ответчиком было отказано по мотиву того, что обучение на курсах с отрывом от работы не считается служебной командировкой и, соответственно, работой в районах Крайнего Севера.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требованиях Ныркова Н.А. настаивает.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласна, указав, что курсы не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность. В указанные периоды сохраняются только трудовые отношения; при этом не осуществляется трудовая деятельность, т.е. отсутствует факт работы. Кроме того, согласно постановления Правительства РФ от 24.04.2007 года № 245 «Об отнесении некоторых населенных пунктов Республики Коми к районам Крайнего Севера» город <адрес> отнесен к района Крайнего Севера лишь с 01.01.2008 года.

Выслушав объяснения сторон, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, обозрев пенсионное дело Нырковой Н.А., суд приходит к следующему.

В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является поддержка лиц, которые в силу возраста либо стойкой утраты трудоспособности не имеют реальной возможности к самообеспечению.

Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Ныркова Н.А. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ». С ДД.ММ.ГГГГ базовая часть пенсии установлена ей в размере <данные изъяты> рублей 98 копеек в месяц.

ДД.ММ.ГГГГ Ныркова Н.А. обратилась в УПФР в Прилузском районе с письменным заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости по п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в связи с нахождением на курсах, приходивших в районах Крайнего Севера).

Как следует из решения об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии № <данные изъяты> года, в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии Нырковой было отказано в связи с отсутствием стажа работы истца в районах Крайнего Севера.

Как следует из смысла ст. 37 Конституции, Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.

Пунктом 11 ст. 14 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 27.12.2009г.), предусмотрено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 330 рублей 60 копеек в месяц.

В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ с 1 января 2010 года), лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона № 173-ФЗ, в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В силу п.п. 1, 2 ст. 18 Закона, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

На основании п. 28 Правил, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

В соответствии с п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года № 16/19па также установлено, что к заявлению гражданина о перерасчете размера базовой части тру­довой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждаю­щие его право на перерасчет трудовой пенсии.

Отсюда, проверяя правовые позиции сторон, суд приходит к следующему.

Одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера является осуществление трудовых обязанностей в особых климатических условиях, независимо от места нахождения организации, с которой работник состоит в трудовых отношениях.

Исходя из Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР № 190 от 04.10.1991 года, следует, что трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы, учебы или иной деятельности, засчитываемой в стаж работы, либо вышестоящими организациями, а также архивными учреждениями.

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты> средней школой, работая в должности учителя биологии-химии, рабочее место истца было расположено в <адрес>. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, истец была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе <данные изъяты> средней школы.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ, изданного РОНО, Ныркову Н.А., учительницу <данные изъяты> средней школы, направить <адрес> на проводимые курсы руководителей МО с ДД.ММ.ГГГГ.

Дублирующим приказом <данные изъяты> средней школы а от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что учитель ФИО2, направлена в командировку в <адрес> на проблемные курсы руководителей МО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением ВЦИК от 05.11.1928 года «Об оплате командировок» (утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 06.06.1980 N 295), служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебная командировка может назначаться на срок не свыше двух месяцев, не считая времени нахождения работника в пути. В случае особой необходимости, допускается продление срока командировки, но не более, чем на один месяц. Не признаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, или носит исключительно разъездной характер, а равно служебные поездки, совершаемые работником в пределах обслуживаемого им района самостоятельно, без специального распоряжения нанимателя. Особые расходы, связанные с подобного рода работой, возмещаются работникам этих категорий в порядке, устанавливаемом коллективными или трудовыми договорами.

Согласно Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 15.02.1980 года № 30 «О служебных командировках» служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, не считаются командировками. Командировка оформляется приказом (распоряжением) с указанием пункта назначения, наименования объединения, предприятия, учреждения, организации, куда командируется работник, срока и цели командировки.

В силу пункта 8 Инструкции на рабочих и служащих, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.

На основании пункта 9 Инструкции за командированным работником сохраняется место работы (должность) и средний заработок во время командировки, в том числе и за время нахождения в пути.

Командированному работнику выдается командировочное удостоверение, подписанное руководителем объединения, предприятия, учреждения. Срок пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия и дне выбытия из командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Согласно ст. ст. 27, 28 данного Федерального закона граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в частности, при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ, правила исчисления которого утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статьи 112 КЗоТ РФ и статьи 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Ныркова была командирована работодателем в <адрес> на курсы повышения квалификации, за период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, что подтверждается лицевым счетом Нырковой Н.А. за ДД.ММ.ГГГГ год, копия которого имеется в материалах дела.

При таких обстоятельствах довод представителя ответчика о том, что в удовлетворении заявленных требований истцу должно быть отказано, в связи с не предоставлением документов в обоснование заявленных требований (приказ о командировке или командировочное удостоверение), отклонен судом как несостоятельный; учитывая, что в соответствии с п. б ст. 6, ст. 45, п. 8 подп. 8.1 ст. 358 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, утв. Федеральной архивной службой России, срок хранения документов о командировках составляет 5 (пять) лет, в связи с чем истец лишена возможности предоставить данные документы в силу объективных причин.

В то же время, согласно постановления Правительства РФ от 24.04.2007 года № 245 "Об отнесении некоторых населенных пунктов Республики Коми к районам Крайнего Севера", город республиканского значения Печора и село Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией (Республика Коми) отнесен к районам Крайнего Севера с 1 января 2008 года, ранее относился к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, что подтверждается Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 18.07.1994) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029".

Соответственно, поскольку Ныркова Н.А., находилась в служебной командировке в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данный период не может быть отнесен к работе в районах Крайнего Севере, так как <адрес> к таковым в рассматриваемый период времени не относился.

Отсюда, заявленные Нырковой Н.А. требования об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое заявление Нырковой Надежды Антоновны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прилузском районе Республики Коми об отмене решения об отказе в перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера незаконным, обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с момента за его обращением – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий