2-271/2012 предоставление жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-271/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

25 июня 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК в интересах Силантьевой Альбины Михайловны к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма

установил:

Прокурор Прилузского района обратился в суд в интересах Силантьевой А.М. с заявлением, поданным в порядке ст. 45 ГПК РФ, к АМО МР «Прилузский» об обязании в срок до 01 января 2013 года предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. Заявленные требования мотивированы тем, что Силантьева, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при этом закрепленного жилья не имеет, по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось. Между тем, поскольку жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени Силантьевой не предоставлено, нарушается гарантированное Конституцией РФ право последней на жилище.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований ст.помощник прокурора настаивает.

Истец в суде не присутствует, о месте и времени судебного разбирательства извещена, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика, АМО МР «Прилузский» в суде не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще, направлено заявление о рассмотрении дела без их участия. При этом в представленном суду письменном отзыве требования прокурора признает, указав, что последствия признания иска известны и понятны.

С учетом мнения стороны истца, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения ст.помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

В ходе судебного заседания установлено, что Силантьева Альбина Михайловна родилась ДД.ММ.ГГГГ у матери ФИО2, что подтверждается копией свидетельства о рождении II-ЕА , выданным администрацией <адрес> совета муниципального образования «<адрес>», о чем в книге регистрации актов о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись . В то же время, сведения об отце ребенка, ФИО3, указаны в актовой записи со слов матери.

Решением Прилузского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана безвестно отсутствующей. Впоследующем, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 объявлена умершей.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Силантьевой А.М. установлено попечительство; попечителем назначена ФИО6

Постановлением главы администрации СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ а «О закреплении жилой площади», за несовершеннолетней Силантьевой А.М. закреплено право проживания на жилой площади по адресу: <адрес>

Согласно учетного дела Силантьевой А.М., в связи с поступлением на учебу, постановлением главы администрации МР «Прилузский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетней Силантьевой А.М., в связи с чем администрации ПУ <адрес> рекомендовано поставить Силантьеву А.М. на полное государственное обеспечение, как лицо из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ постановление главы администрации СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ а «О закреплении жилой площади» отменено; Силантьевой А.М. рекомендовано обратиться в АМО МР «<адрес>» для постановки на учет как лицу, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилье.

Постановлением АМР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ а, Силантьева А.М. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Между тем, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми, по состоянию на 15 июня 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права истца на недвижимое имущество не зарегистрированы, какого-либо жилья в собственности Силантьевой А.М.не числится.

При таких обстоятельствах, оценивая правовую позицию сторон, суд руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со статьёй 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, соответственно являются расходными обязательствами РФ.

В силу пункта 1 статьи 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно пункту 2 указанной статьи, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пунктом 3 этой статьи определено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Статьёй 1 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" установлены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма.

Согласно пункту 9 указанной статьи (в редакции действовавшей до 1 января 2011 года), право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имели: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

С 1 января 2011 года данный пункт исключён Законом Республики Коми от 13 декабря 2010 года № 141-РЗ.

Частью 1 статьи 10 Закона Республики Коми от 4 июля 2006 года № 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", определено, что жилые помещения предоставляются гражданам из числа перечисленных в статье указанного Закона категорий на основании решений уполномоченных органов по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 указанной статьи, жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры по следующим нормам: 18 квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 33 квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина; 42 квадратных метра общей площади - на семью из двух человек.

В соответствии со статьёй 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ЖК РФ.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путём предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьёй 3 установлено, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - список), осуществляется органом местного самоуправления:

1) по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения;

2) по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;

3) по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья, иное) - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми, а также граждан, местом выявления и первичного учета которых являются населенные пункты, признанные в установленном порядке закрывающимися.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми пункт 1 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ в той мере, в какой он допускает включение не имеющих закрепленного жилого помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма по месту выявления и первичного учета указанных лиц на территории Республики Коми, а также позволяет игнорировать принцип реальной направленности оказания социальной помощи и не учитывать законные интересы граждан, обеспеченные федеральным законодательством, был признан не соответствующим Конституции Республики Коми, её статьям 17 (части 1 и 2), 64 (часть 2) и 65 (часть 1). Пункт 2 части 1 статьи 3 Закона РК от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ был признан соответствующим Конституции РФ.

Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, Силантьева А.М. имеет право на получение жилья, на семью, состоящую из одного человека, не менее 33 кв.м. общей площади.

В то же время, в силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании, согласно представленного мотивированного отзыва, ответчик иск признает в полном объеме. Ст.помощник прокурора полагает возможным принять признание иска ответчиком.

Поскольку последствия признания иска ответчику известны и понятны; учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска АМО МР «<адрес>» и вынести решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Принять признание иска ответчиком.

Заявление прокурора Прилузского района РК в интересах Силантьевой Альбины Михайловны к администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Прилузский» в срок до 01 января 2013 года предоставить Силантьевой Альбине Михайловне вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 квадратных метров.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий