2-285/2012 признание бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства



Дело № 2-285/12

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Прилузский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

27 июня 2012 года гражданское дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к АМО СП «Прокопьевка» с заявлением о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в ходе которой установлено, что администрацией МО СП «Прокопьевка» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых лесами поселения, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Невыполнение администрацией МО СП «Прокопьевка» обязанностей, возложенных на нее Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «Лесным кодексом Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Федеральным законом от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности. Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации. При изложенных обстоятельствах, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор вынужден был обратиться в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры на удовлетворении заявленных требований настаивает. Просит суд признать бездействие администрации МО СП «Прокопьевка», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным и обязать администрацию МО СП «Прокопьевка» в срок до 01 июня 2014 года:

- провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

- представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда;

- разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса;

- организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.

Представитель ответчика суду пояснил, что с требованием о признании бездействия администрации незаконным не согласен, т.к. определенные меры в области охраны, защиты и воспроизводства лесов (в части пожарной безопасности) предпринимаются. В остальной части с требованиями прокурора согласен, подтвердив, что лесоустройство не проведено.

Выслушав позиции сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

На основании ч. 5 ст. 2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Частью 1 ст. 6 «Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территорий поселения, городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктах поселения, и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (пункт 19 части 1 статьи 14) и городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статьей 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесены, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 98 ЛК РФ, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со статьей 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п 1.1. ст. 84 ЛК РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу статьи 87 ЛК, лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который выступает основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства закреплен в ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, и определен «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011года № 516, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В силу ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом № 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровую деятельность, государственную кадастровую оценку, организацию единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.

На основании ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведения пункт 14 ч. 2 ст. 7 Закона относит сведения о разрешенном использовании земельного участка.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации) и землеустройству (ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документы, подтверждающие в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, в числе прочих являются необходимыми для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства».

В государственном лесном реестре содержится документированная информация (ч. 2 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации): о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Как следует из Устава муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка», к вопросам местного значения сельского поселения отнесены, в т.ч., обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения (ст. 7). При этом, в соответствии со ст. 33 Устава, администрация поселения наделяется настоящим Уставом поселения полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами РК, иными полномочиями, определенными федеральными законами, законами РК, настоящим Уставом поселения, нормативными правовыми актами Совета поселения, главы поселения.

Между тем, в нарушение вышеуказанных требований и положений Устава, администрацией МО СП «Прокопьевка» не исполняются требования действующего законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Данный факт подтверждается информацией Комитета лесов Республики Коми от 22.05.2012 № 04/2079, в соответствии с которой все муниципальные образования Республики Коми, у которых были запрошены сведения для осуществления Комитетом лесов Республики Коми полномочий, возложенных на него ч. 5 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации), не предоставили соответствующую информацию для внесения в государственный лесной реестр по причине отсутствия материалов лесоустройства и установленных прав собственности на леса, расположенные на землях населенных пунктов; и не оспаривается представителем ответчика, который допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора, суду не представил.

Таким образом, администрацией МО СП «Прокопьевка» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены.

Более того, Постановлением Правительства РК от 28.04.2012 № 183 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми» на всей территории республики в связи с прогнозируемой сухой и жаркой погодой на территории Республики Коми и в целях обеспечения пожарной безопасности, в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьей 2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности, на территории Республики Коми» с учетом Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313, введен особый противопожарный режим. Органам местного самоуправления рекомендовано: вести разъяснительную работу с населением о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара, разработать и принять дополнительные меры пожарной безопасности и ограничения на соответствующей территории с учетом, местных особенностей и в соответствии с законодательством (п.п. 1 п. 3); разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление сухой растительности и другие) (п.п. 2 п. 3); на территории сельских населенных пунктов, садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям на соответствующих территориях дачных и садоводческих обществ установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и предусмотреть запасы воды для целей пожаротушения, а также определить порядок вызова пожарной охраны (п.п. 3 п. 3); организовать дежурство (патрулирование) граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а юридическим лицам - работников предприятий в целях оказания помощи сотрудникам Государственной противопожарной службы и членам добровольной пожарной охраны, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, а также подготовить для возможного использования имеющуюся специальную технику (п.п. 4 п. 3).

Тем самым подтверждается наличие пожарной опасности в лесах, в т.ч. и на территории МО СП «Прокопьевка».

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной
безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Таким образом, в связи с тем, что МО СП «Прокопьевка» лесохозяйственный регламент в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, не разработан, соответствующие меры пожарном безопасности в лесах муниципальных образований не могут считаться принятыми. В отличие от государственных лесов, в отношении лесов муниципальных образований не могут быть осуществлены полномочия по муниципальному контролю, ввиду отсутствия лесоустройства и лесохозяйственного регламента, что создает угрозу пожарной безопасности в лесах, а также существенно затрудняет привлечение виновных лиц к гражданской, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере экологии.

При изложенных обстоятельствах ссылка представителя ответчика о том, что ими предпринимаются определенные действия в области пожарной безопасности в лесах, в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований о признании бездействия ответчика, выразившегося в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным, по мнению суда, несостоятельна.

Более того, Лесной кодекс РФ, предписывающий ответчику совершить определенные действия в области охраны и воспроизводства лесов был утвержден Федеральным законом 04 декабря 2006 года и введен в действие с 01 января 2007 года, что свидетельствует о том, что у ответчика было достаточно времени для совершения действий, возложенных на него в силу закона, в связи с чем довод последнего об отсутствии бездействия, выразившегося в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, незаконным, не может быть принят во внимание судом.

Отсюда, исходя из анализа совокупности вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд находит требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора законными и обоснованными.

При этом, по мнению суда, срок, испрашиваемый прокурором для совершения ответчиком определенных действий в рамках настоящего спора, является разумным и достаточным для выполнения возложенных на орган местного самоуправления обязанностей.

В силу п. 4 ст. 103 ГПК РФ, учитывая, что на основании ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты судебных расходов обе стороны освобождены, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, надлежит обратить за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» в срок до 01 июня 2014 года провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» в срок до 01 июня 2014 года представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» в срок до 01 июня 2014 года разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса.

Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Прокопьевка» в срок до 01 июня 2014 года организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.

Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обратить за счет федерального бюджета.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий: