Дело № 2-307/12 при секретаре Кныш Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 05 июля 2012 года гражданское дело по заявлению прокурора Прилузского района РК к Гущину Денису Николаевичу о понуждении к прохождению медицинского осмотра установил: Прокурор Прилузского района РК обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением к Гущину Д.Н. о понуждении к прохождению медицинского осмотра. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик освободился из мест лишения свободы по отбытию срока наказания. Между тем, в нарушение подп. 3 п. 5 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, с момента освобождения в учреждения здравоохранения с целью прохождения флюорографического обследования и профилактического медицинского осмотра не обращался. При изложенных обстоятельствах, поскольку бездействие Гущина ставит под угрозу как его личное здоровье, так и здоровье окружающих, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением. В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований ст.помощник прокурора настаивает. Просит суд обязать ответчика в период до 07 июля 2013 года проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза 2 раза в год. Ответчик в судебном заседании не присутствует, о времени и месте извещен надлежаще; при этом, какой-либо позиции по спору не высказал; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неявки, не представил. Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ. Выслушав объяснения ст.помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статья 1 которого устанавливает, что противотуберкулезная помощь – это совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом под профилактикой туберкулеза понимается совокупность мероприятий, направленных на раннее выявление туберкулеза в целях предупреждения его распространения. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 8 вышеуказанного ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 (ред. от 15.09.2005) было утверждено, в т.ч. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", из которого следует, что основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие: гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья; оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания; максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания. Государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к мерам, направленным на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), применяемых в отношении больных инфекционными заболеваниями; На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.04.2003 N 62 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1295-03. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Профилактика туберкулеза. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 18.04.2003 года. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1999 г. № "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 17 сентября 1998 г. № "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", от 18 июня 2001 г. № "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. № 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2000 г. № 554. Данные санитарные правила устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения. В соответствии с п. 3.1 Правил, в целях раннего выявления туберкулеза у взрослого населения профилактическим медицинским осмотрам подлежат граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - население). Профилактические медицинские осмотры населения проводят в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических организациях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в порядке, утверждаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3.2.). Пунктом 3.5. вышеуказанных Правил предусмотрено, что по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения. Аналогичные требования содержатся в подп. 3 п. 5 Порядка проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001г. № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». При этом, в силу п. 1.3. соблюдение санитарных правил является обязательным для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Между тем, как установлено в ходе судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ Гущин Д.Н. освободился из мест лишения свободы по отбытию срока наказания. Соответственно, начиная с 08 июля 2011 года и по 07 июля 2013 года, у ответчика возникла обязанность по прохождению профилактических медицинских осмотров в целях выявления возможного заболевания туберкулезом (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания) не реже 2-х раз в год. Однако, как следует из справки ГБУЗ «Прилузская ЦРБ», с момента освобождения и по состоянию на 27.06.2012г. профилактический медицинский осмотр (флюорографическое обследование) пройден Гущиным только один раз (27.06.2012г.), и то уже после возбуждения настоящего гражданского дела судом. При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, не выполняя обязанности, возложенные на него в силу закона, и уклоняясь от прохождения медицинского обследования, Гущин Д.Н. ставит под угрозу, как свое личное здоровье, так и здоровье окружающих. Таким образом, бездействие ответчика нарушает гарантированные Конституцией права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и понуждении ответчика к прохождению профилактических медицинских осмотров. Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, размер которой, с учетом имущественного положения ответчика, суд считает возможным снизить до <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Прилузского района РК к Гущину Денису Николаевичу о понуждении к прохождению медицинского осмотра – удовлетворить. Обязать Гущина Дениса Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение двух лет после освобождения из исправительного учреждения, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления заболевания туберкулезом два раза в год. Взыскать с Гущина Дениса Николаевича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения. Председательствующий: