Дело № 12-9/2011 Р Е Ш Е Н И Е с. Объячево 3 марта 2011 года Судья Прилузского районного суда Республики Коми Кочанов Л.А., при секретаре Костылевой М.В., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Молчановой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Молчановой Елены Николаевны на постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми Старцевой И.В. № 5-5/2011 от 24.01.2011 года. У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми Старцевой И.В. № 5-5/2011 от 24.01.2011 года Молчанова Е.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей. Не соглашаясь с данным решением, Молчанова Е.Н. обратилась в Прилузский районный суд с жалобой. В жалобе указала, что Указом Главы Республики Коми от 11.08.2009 года № 88 определены полномочия Службы Республики Коми по ветеринарном надзору. Между Управлением Россельхознадзора по Республике Коми и Службой Республики Коми по ветеринарном надзору заключено Соглашение по вопросам осуществления ветеринарного надзора, которое Управление при предъявлении требований к ГУ РК «Прилузская СББЖ» о предоставлении документов для проведения внеплановой документальной проверки нарушило. Законных оснований для проведения внеплановой документальной проверки у Управления не имелось. Просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В судебном заседании Молчанова Е.Н. на доводах жалобы настаивала в полном объеме. Представитель Управления Россельхознадзора по Республике Коми в судебное заседание не явился. Ведущим специалистом – экспертом правового отдела ФИО2. на жалобу представлен отзыв, из которого следует о выявлении массового заболевания сибирской язвой крупного рогатого скота на молочно-товарной ферме № 2 <данные изъяты> районе <данные изъяты> края. 04.10.2010 года в Управление Россельхознадзора по Республике Коми поступила информация Россельхознадзора с поручением о проведении внеплановой проверки. Информация своевременно направлена в Службу Республики Коми по ветеринарному надзору. В рамках проводимой документальной проверки были затребованы сведения и документы о выполнении плана противоэпизоотических мероприятий станций по борьбе с болезнями животных. При проведении проверки Управление Россельхознадзора по Республике руководствовалось п. 2.1.6 Соглашения. ГУ РК «Прилузская станция по борьбе с болезнями животных» не предоставила информацию. Молчанова Е.Н. обоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ. Выслушав объяснения Молчановой Е.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно протокола об административном правонарушении № № от 12.11.2010 года на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Республике Коми № № от 11.10.2010 года о проведении внеплановой документарной проверки в адрес ГУ РК «Прилузская СББЖ» направлен запрос исх. № № от 13.10.2010 года о предоставлении документов. В установленный срок, т.е. к 29 октября 2010 года, перечисленные документы в Управление Россельхознадзора по Республике Коми предоставлены не были, чем нарушены требования п.п. 5,6 ст. 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц, …», ответственность за которое предусмотрена ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ. Доказательствами вины Молчановой Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ судом первой инстанции также были признаны распоряжение заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО3. о проведении внеплановой документарной проверки от 11.10.2010 года № №, требование о предоставлении документов от 13.10.2010 года № № ответное письмо от 15.10.2010 года № № об отказе в предоставлении документов. С данными выводами суд второй инстанции согласиться не может по следующим основаниям. Распоряжением заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО3. от 11.10.2010 года № № поручено проведение внеплановой документарной проверки Государственного учреждения Республики Коми «Прилузская станция по борьбе с болезнями животных». Задачами проверки является: а) пресечение нарушений требований ветеринарного законодательства; б) при выявлении нарушений – привлечение виновных лиц к административной ответственности. Предмет проверки – проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. 13.10.2010 года за № № в ГУ РК «Прилузская станция по борьбе с болезнями животных» направлено требование о предоставление документов для проведения внеплановой документарной проверки. Требование получено 15.10.2010 года. 15.10.2010 года начальником ГУ РК «Прилузская СББЖ» дано сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов. Основания для проведения внеплановой проверки закреплены в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Ими являются: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами; 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); 3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. В рассматриваемом случае, основанием для проведения Управлением Россельхознадзора по Республике Коми внеплановой документарной проверки явилось указание Руководителя Россельхознадзора ФИО5. от 30.09.2010 года № № о проведении проверки на всей территории субъектов Российской Федерации. Указание дано во исполнение поручения Министра сельского хозяйства Российской Федерации ФИО6. от 28 сентября 2010 года № ЕС-25/169 в связи с массовым заболеванием сибирской язвой крупного рогатого скота на молочно-товарной ферме № 2 ООО <данные изъяты> районе <данные изъяты> края, и возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. Вместе с тем, санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № 56, установлены основные требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний сибирской язвой среди людей. В соответствии с положениями Правил ограничительные мероприятия (карантин) проводится в эпизоотическом очаге, эпидемическом очаге, стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктах и угрожаемых территориях субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов. Доказательств нахождения Прилузского района, расположенного на значительном расстоянии от <данные изъяты> края, в эпизоотическом очаге, эпидемическом очаге, определения населенных пунктов или территории Прилузского района стационарно неблагополучными пунктами, и угрожаемой территорией Управлением Россельхознадзора по Республике Коми суду представлено не было. Факт угрозы распространения сибирской язвы на территории Прилузского района Республики Коми категорически отрицала и начальник ГУ РК «Прилузская СББЖ» Молчанова Е.Н. При указанных обстоятельствах применение Управлением Россельхознадзора по Республике Коми только указанных оснований - поступление в органы государственного контроля (надзора) информации о факте возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, и распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, является недостаточным для проведения внеплановой документарной проверки ГУ РК «Прилузская СББЖ». Каких-либо других оснований для проведения внеплановой документарной проверки ГУ РУ «Прилузская СББЖ» судом установлено не было. Кроме нарушения оснований проведения внеплановой проверки, Управлением Россельхознадзора по Республике Коми также нарушен и порядок его проведения. В своей деятельности ГУ РК «Прилузская СББЖ» руководствуется положениями Устава, утвержденного Приказом Руководителя Службой Республики Коми по ветеринарному надзору 24 мая 2010 года № 01-02/28. В соответствии с п. 1.9 Устава организационно-методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Служба Республики Коми по ветеринарному надзору. Учреждение осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях осуществления профилактики болезней и лечения животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных на территории муниципального образования муниципального района «Прилузский». В рамках установленной законодательством компетенции организует и осуществляет мероприятия по государственному ветеринарному надзору, направленных на выполнение Закона Российской Федерации «О ветеринарии», Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, ветеринарно-санитарных правил, инструкций по борьбе с болезнями животных и других нормативных документов (п.п. 2.1., 2.3.5. Устава). Указом Главы Республики Коми от 11 августа 2009 г. № 88 утверждено Положение о Службе Республики Коми по ветеринарному надзору. На основании п. 1 Положения Служба Республики Коми по ветеринарному надзору является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области ветеринарии, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в сфере ветеринарии. Кроме того, 29.05.2009 года между Управлением Россельхознадзора по Республике Коми и Службой Республики Коми по ветеринарном надзору в целях взаимодействия и координации деятельности заключено Соглашение. В соответствии с п. 2.1.5 Соглашения Управление Россельхознадзора по Республике Коми осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Минсельхоза РФ по вопросам проведения Службой Республики Коми по ветеринарному надзору и подведомственных ей государственных учреждений ветеринарного надзора в отношении объектов, указанных в п. 2.5.1 настоящего Соглашения. Управление Россельхознадзора по Республике Коми привлекает представителей Службы Республики Коми по ветеринарному надзору к проведению контрольно-надзорных мероприятий в отношении государственных учреждений, подведомственных Службе Республики Коми по ветеринарному надзору. Управление Россельхознадзора по Республике Коми, в отзыве на жалобу, ссылается на положения п. 2.1.6 Соглашения, которая возлагает обязанность на данное Управление по осуществлению надзора за организацией и проведением Службой Республики Коми по ветеринарному надзору и подведомственных ей государственных учреждений противоэпизоотических мероприятий. С данной позицией суд согласиться не может, поскольку требования о предоставлении документов Управление Россельхознадзора по Республике Коми предъявило в отношении конкретной организации – ГУ РК «Прилузская СББЖ». В отношении Службы Республики Коми по ветеринарному надзору, как обязывает Соглашение, надзорные мероприятия не проводились, в связи с чем, суд считает, что применению подлежат нормы пункта 2.1.5 Соглашения. В обращении Руководителя Россельхознадзора ФИО5. от 30.09.2010 года № ФС-СД-2/12213 указывалось на совместное с органами управления ветеринарий субъектов Российской Федерации проведение проверки. Органом управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, на которые обратил внимание в указании Руководитель Россельхознадзора, с учетом вышеуказанного Положения о Службе Республики Коми по ветеринарному надзору и Закона Российской Федерации от 14.05.1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», на территории Республики Коми является Служба Республики Коми по ветеринарном надзору. Однако Управлением Россельхознадзора по Республике Коми, проигнорировав указание руководства, назначило внеплановую документарную проверку в отношении ГУ РК «Прилузская СББЖ» без привлечения к указанной проверке Службы Республики Коми по ветеринарному надзору. При указанных обстоятельствах, суд, с учетом установленных обстоятельств, приходит к выводу о законности и обоснованности поданной жалоб. На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми Старцевой И.В. № 5-5/2011 от 24.01.2011 года о привлечении к административной ответственности Молчановой Елены Николаевны по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ к штрафу в размере 2000 рублей отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения. Судья - Л.А.Кочанов Копия верна - Л.А. Кочанов