о признании права собственности на квартиру



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос.Кавказский, КЧР Дата обезличена года

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего - судьи Гербекова И.И.,

при секретаре судебного заседания - "С",

с участием:

истицы - "И",

представителя ответчика - Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР - "Б"., действующего на основании доверенности от Дата обезличена года, за Номер обезличен,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску "И" к администрации ... поселения ... КЧР, Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства ...», Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР о признании права собственности на квартиру в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию,

УСТАНОВИЛ:

"И", обратилась в Прикубанский районный суд КЧР с иском к администрации Кавказского сельского поселения Прикубанского района КЧР, Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства Прикубанского района», Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР о признании за ней права собственности на квартиру, расположенную по адресу: КЧР, ..., пос.Кавказский, ... ... ..., в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию.

В судебном заседании "И", поддержала свои исковые требования и пояснила, что проживает по адресу: КЧР, ..., пос.Кавказский, ... ..., ..., вместе со своим супругом "Д"4, сыновьями - "Д"3, "Д"1, "Д"2. В настоящее время она не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию спорного объекта по независящим от неё обстоятельствам, а именно при обращении в различные организации с заявлением о приватизации квартиры - администрация Кавказского СП, МУП ЖКХ «Кавказское» отказывает передать в собственность занимаемую ею квартиру. Отказы мотивирует тем, что данная квартира администрацией Кавказского СП принята ненадлежащим образом от РГУП ЖКХ Прикубанского района. Но, в результате незаконных действий и бездействий администрации Кавказского СП, получившей жилой фонд от КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района по акту приема-передачи, но не предпринявшей никаких действий для оформления надлежащим образом документации на принимаемые объекты, а также - КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района и его собственника - КЧР, передавших этот жилой фонд с нарушением законодательства, она фактически не имеет возможности во внесудебном порядке реализовать свое право на участие в приватизации жилого помещения. В связи с чем, просит удовлетворить её требование.

Представитель ответчика администрации Кавказского СП в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте проведения судебного заседания.

Представитель ответчика - КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте проведения судебного заседания. Ответчик направил в суд письменный отзыв на исковое заявление "И", в котором указал, что решением АС КЧР от 16.05.2008 КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района признано банкротом. Срок договора на право хозяйственного ведения жилым фондом, в том числе и спорным объектом, заключенный между собственником - Карачаево-Черкесской Республикой и КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района истек 15.11.2007 года. В связи с введением конкурсного производства продлить срок договора не представилось возможным. В соответствии со ст.132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования. Во исполнение указанной нормы жилищный фонд п.Кавказский по акту от 27.11.2008 года передан в собственность Кавказского СМО. При этом, передача жилищного фонда осуществляется без каких-либо дополнительных условий. В связи с вышеизложенным, ответчик считает, что приватизацию с 27.11.2008 года должна осуществлять администрация Кавказского СП. Так как, право хозяйственного ведения не зарегистрировано за КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района, а право муниципальной собственности не зарегистрировано за администрацией Кавказского СП, ответчик считает, что в настоящее время истец не имеет другой возможности подтвердить свое право, кроме как, в судебном порядке, также просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора - Управление Росрегистрации по КЧР - в судебное заседание своего представителя не направило. В суд от третьего лица поступило заявление, в котором Управление Росрегистрации по КЧР просит рассмотреть дело без участия представителя Управления Росрегистрации по КЧР, оставляет вопрос о разрешении требований истца на усмотрение суда.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - "Д"4, "Д"3, "Д"1, "Д"2, в судебное заседание не явились. В суд представили заявления, в которых они указали, что не возражают против удовлетворения исковых требований истца о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: КЧР, ..., ..., ... ..., отказываются от приватизации указанной квартиры на себя. "Д"4, "Д"3, "Д"1, "Д"2, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков: администрации Кавказского СП, КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района и третьих лиц: представителя Управления Росрегистрации по КЧР; "Д"4, "Д"3, "Д"1, "Д"2

Представитель соответчика Карачаево-Черкесской Республики в лице Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР "Б", в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований истца, при этом он пояснил, что полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР от имени КЧР в силу Закона КЧР от 22.07.2005 №71-РЗ осуществляет Министерство имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР. Учет государственной собственности КЧР осуществляется в реестре госсобственности КЧР. Спорная квартира была передана в хозяйственное ведение КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района, которое учтено в реестре государственной собственности КЧР. Указано, что согласно п.2 ст.126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. В отношении КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района с 16.05.2008 года открыто конкурсное производство.

В ордере Номер обезличен указано, что квартира Номер обезличен предоставлена для проживания семье, состоящей из истицы - "И", супруга - "Д"4, сыновей - "Д"3, "Д"1, "Д"2. В судебное заседание представлены заявления об отказе от приватизации спорной квартиры.

Из справки Прикубанского филиала КЧРГУП «Техинвентаризация» от Дата обезличена Номер обезличен следует, что общая площадь спорной квартиры составляет 61,2 кв.м., жилая - 40,9 кв.м.

Управление Росрегистрации по КЧР в своем письме сообщило, что право на квартиру, расположенную по адресу: КЧР, ..., ..., ... ... ... в ЕГРП не зарегистрировано.

В соответствии с решением АС КЧР от 16.05.2008 РГУП «Прикубанский ЖКХ» признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим назначен "А"; соответствующая запись в ЕГРЮЛ внесена 17.06.2008 года, о чем указано в свидетельстве серии 09 №000488445

В соответствии с определением АС КЧР от 08.12.2009 срок конкурсного производства в отношении КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района продлен на 6 месяцев.

В соответствии с письмом от 27.11.2008 и актом приема - передачи жилищного фонда, подписанного конкурсным управляющим "А", и Главой администрации Кавказского СП 27.11.2008 года жилищный фонд п.Кавказский, в том числе и спорный объект, передан РГУП ЖКХ Прикубанского района на баланс Администрации Кавказского СП.

Выслушав мнения присутствовавших участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Давая оценку исследованным в судебном заседании письменным доказательствам в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд признает их относящимися к делу, допустимыми и достоверными, поскольку в совокупности они подтверждают одни и те же факты, дополняют друг друга, в их взаимной связи сопоставляются друг с другом. В связи с чем, суд принимает их в качестве средств обоснования выводов суда. Кроме того, суд считает, что представленные доказательства достаточны для разрешения дела по существу.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Исходя из положений ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В преамбуле к Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 (в ред. от 11.06.2008 N 84-ФЗ) (далее - Закон от 04.07.1991 №1541-1) указано, что настоящий закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

В соответствии со ст.7 Закона от 04.07.1991 №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Согласно ст.8 Закона от 04.07.1991 №1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В ст.11 Закона от 04.07.1991 №1541-1 регламентировано право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ч.5 и ч.6 ст.162 ФЗ от 26.10.1992 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действовавшей на момент составления конкурсным управляющим КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района и главой администрации Кавказского СП акта приема-передачи жилищного фонда п.Кавказский (27.11.2008), жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, подлежали передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в п. 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий.

Аналогичное требование предусмотрено также в ст.18 Закона от 04.07.1991 №1541-1, в которой указано, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленными в судебном заседании следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения данного дела:

-истица проживает постоянно в спорной квартире с декабря 1982 года совместно со своим супругом "Д"4, сыновьями - "Д"3, "Д"1, "Д"2, что подтверждено ордером и паспортами указанных лиц;

-право на приобретение жилого помещения бесплатно в собственность единожды ею не реализовано, о чем свидетельствуют сообщение из регистрационной службы;

-члены семьи, проживающие совместно с истицей, отказались от права приватизации спорной квартиры, о чем свидетельствует их заявления;

-право на спорную квартиру в регистрационной службе не зарегистрировано;

-КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района объявлен банкротом и в отношении него с 16.05.2008 открыто конкурсное производство, срок которого решением АС КЧР от 08.12.2009 года продлен на шесть месяцев;

-акт приема-передачи жилищного фонда п.Кавказский между конкурсным управляющим КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района и главой администрации Кавказского СП составлен и имущество по нему передано 27 ноября 2008 года.

Судом также установлено, что Карачаево-Черкесская Республика является собственником и учредителем КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района; от имени собственника в соответствии со ст.9 Закона КЧР от 22.07.2005 года № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью КЧР», положением о Министерстве имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР, утвержденном постановлением Правительства КЧР от 22.10.2008 № 381, выступает Министерство имущественных и земельных отношений КЧР.

15 ноября 2002 года Министерство имущественных отношений КЧР, правопреемником которого является Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, заключило с КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения, предметом которого стали объекты недвижимости, в том числе и спорная квартира. При этом, право хозяйственного ведения унитарного предприятия не было зарегистрировано в регистрирующем органе.

Ст.131 ГК РФ регламентирует необходимость регистрации в установленном порядке возникновения права хозяйственного ведения на недвижимость. Часть. 2 ст.223 ГК РФ определяет, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. В соответствии со ст.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения права на недвижимое имущество.

С учетом указанных положений, суд приходит к выводу, что право хозяйственного ведения у КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района на переданное ему по договору хозяйственного ведения имущество не возникло.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что последующее распоряжение этим имуществом унитарным предприятием не могло осуществляться на законных основаниях. То есть, ненадлежащее оформление прав унитарного предприятия повлекло за собой ненадлежащую передачу жилищного фонда унитарным предприятием Администрации Кавказского СП, которая без надлежащих документов и оформления права собственности на себя также не имеет возможности передать это имущество гражданам в порядке приватизации.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в результате нарушения ответчиками основных принципов осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, незаконных действий и бездействий ответчиков, выраженных в ненадлежащем оформлении от одного ответчика к другому перехода прав на объекты недвижимости, в том числе и спорный объект, нарушено право истца на приватизацию занимаемого им на законных основаниях жилого помещения.

С учетом вышеизложенного, суд признает Карачаево-Черкесскую Республику, КЧРГУП ЖКХ Прикубанского района, администрацию Кавказского СП надлежащими ответчиками.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что истец, имея в силу закона право на приватизацию, лишен возможности во внесудебном порядке реализовать свои права путем заключения договора на передачу квартиры в собственность. В связи с чем, обращается в суд за защитой своих нарушенных прав в порядке ст.8 Закона от 04.07.1991 №1541-1, избрав один из способов защиты права, предусмотренных ст.12 ГК РФ и предъявив иск о признании права.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела и вышеуказанных правовых положений, суд признает исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из смысла абз.2 п.3 постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что по искам граждан в защиту права на приватизацию предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации. В связи с чем, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

С учетом вышеизложенного, суд признает правильным уплату истцом госпошлины при подаче иска в размере 100 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчиков - администрации Кавказского сельского поселения Прикубанского МР КЧР, Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР, Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства Прикубанского района» в равных долях в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им государственная пошлина. При этом, с администрации Кавказского сельского поселения Прикубанского МР КЧР государственная пошлина подлежит взысканию за счет средств бюджета Кавказского сельского поселения, с Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР - за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования "И" к администрации Кавказского сельского поселения Прикубанского района КЧР, Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства Прикубанского района», Карачаево-Черкесской Республике в лице Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР о признании права собственности на квартиру в связи с невозможностью осуществить свое право на приватизацию, удовлетворить.

Признать за "И", право собственности на квартиру, общей площадью 61,2 кв.м., жилой площадью 40,9 кв.м., расположенную по адресу: КЧР, ..., ..., ..., ..., квартира Номер обезличен.

Взыскать с ответчиков - администрации Кавказского сельского поселения Прикубанского МР КЧР за счет средств бюджета Кавказского сельского поселения, Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования КЧР за счет средств бюджета Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесского государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства Прикубанского района» в пользу истицы - "И" в равных долях уплаченную ею государственную пошлину в размере 100 (ста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Прикубанский районный суд КЧР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.

Федеральный судья подпись И.И.Гербеков