о признании права собственности



                                                                                Дело № 2-279/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Кавказский, КЧР                                                                                     25 мая 2011 года

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего - судьи Дураева И.А.-А.,при секретаре судебного заседания Гандаевой З.Ю.,с участием истца Алиева С.Р.,

ответчика Алиева М.С.,

представителя ответчика Алиева М.С. - Левашовой Л.В., представляющей интересы ответчика              по доверенности от 30.04.2011 года, удостоверенной нотариусом Черкесского нотариального округа Т 30.04.2011 года, зарегистрированной в реестре № 2-1401,

представителей ответчика Алиева М.С. - Алиева М.С., и Алиевой Р.Х., представляющих интересы ответчика по доверенности от 27.04.2011 года, удостоверенной нотариусом Черкесского нотариального округа Т, 27.04.2011 года, зарегистрированной в реестре                       № 2-1672,

представителя ответчика - ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Богатырева У.Д., действующего на основании доверенности от 24.01.2011 года, удостоверенной нотариусом Черкесского нотариального округа Л 24.01.2011 года, зарегистрированной в реестре № 242,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиева С.Р. к ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиеву М.С. о признании договора на передачу домовладения в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным между ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиевым С.Р. и признании права собственности на 1/2 долю домовладения,

УСТАНОВИЛ:

Алиев С.Р. обратился в Прикубанский районный суд с исковым заявлением                                          к ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиеву М.С., в котором просит признать договор                          на передачу домовладения в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным между ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиевым С.Р.. Признать за ним, Алиевым С.Р. право собственности на 1/2 долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 57,51 кв., в том числе жилой площадью 35,95 кв.м., с 25 октября 1999 года.

В своем исковом заявлении Алиев С.Р. указал, что 15 февраля 1994 года он был принят на работу электромонтером подстанции «Береговая» Прикубанской группы подстанций Центральных электрических сетей АО «Карачаево-Черкесскэнерго». 05 апреля 2006 года был уволен                             из ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго». (правопреемника АО «Карачаево-Черкесскэнерго»). В 1994 году работал монтером электроподстанции «Береговая» Прикубанского РЭС АО «Карачаево-Черкесскэнерго», по роду своей деятельности во время рабочей смены (двое суток работал он, Алиев С.Р., двое суток напарник О) занимал половину дома на подстанции «Береговая» <адрес>, вторую половину занимал О В 1999 году дом, который числился на балансе ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» был передан в собственность ему и О по 1/2 доли домовладения каждому, о чем был составлен договор на передачу домовладения в собственность от 25.10.1999 года № 10. В договоре из-за технической ошибки                в качестве собственника указан сын Алиев М.С. Однако в договоре расписался в качестве стороны (собственника) сам Алиев С.Р. На период передачи жилья в собственность, жилье занимал сам Алиев С.Р., а не его сын Алиев М.С. Кроме того, на основании постановления главы Кавказского сельского муниципального образования от 04.04.2000 года № 24 и свидетельства о праве собственности на землю № 242 от 04.04.2000 года, он, Алиев С.Р. является собственником земельного участка, площадью 1632 кв.м., 11.03.2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С момента передачи жилья в собственность, он,                  Алиев С.Р. пользуется этим жильем, оплачивает коммунальные услуги. Таким образом, считает, что стороной договора на передачу домовладения в собственность граждан является он, и договор заключен с ним.

28 апреля 2011 года определением Прикубанского районного суда КЧР Алиев М.С.                     на основании его ходатайства, с учетом заявленных исковых требований исключен из числа третьих лиц без самостоятельных требований и привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

Алиев С.Р. в судебном заседании поддержал свои исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Богатырев У.Д.,                               в судебном заседании представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указанно, что жилое строение на подстанции «Береговая» было передано безвозмездно в собственность по 1/2 общей площади электромонтерам Алиеву С.Р. и О, как работникам предприятия, однако по договору от 25.10.1999 года 1/2 жилого строения передана в нарушение законодательства не Алиеву С.Р., а его сыну Алиеву М.С., просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме и признать договор от 25.10.1999 года № 10 незаключенным.

Представитель ответчика Алиева М.С. - Левашова Л.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Алиева С.Р. и просила отказать в полном объеме, в связи с истечением срока исковой давности.

Ответчик Алиев М.С. в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований Алиева С.Р. и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, при этом в судебном заседании 28 апреля 2011 года представил суду письменные возражения на исковое заявление Алиева С.Р., в которых указал, что с исковыми требованиями не согласен                    и считает иск Алиева С.Р. не подлежащим удовлетворению в связи с тем, что в 1999 году на момент приватизации 1/2 доли домовладения в <адрес>                      Алиевым С.Р. было принято решение о том, что приватизация жилья будет произведена им Алиевым М.С. В настоящее время родители не живут вместе, брак, между ними расторгнут в 2003 году, что повлияло на мнение отца - Алиева С.Р. о принадлежности домовладения и явилось одним из мотивов для обращения в суд.

24 декабря 1992 года Алиев С.Р. участвовал в приватизации квартиры расположенной по адресу: <адрес>. Таким образом, Алиев С.Р. не имел право на повторное бесплатное получение жилья в 1999 году.

Заключению договора между Алиевым М.С. и ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» предшествовало издание приказа ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» № 288 от 25.10.1999 года, в соответствии с которым 1/2 доля домовладения передается в собственность Алиеву М.С. безвозмездно. Более того, истец утверждает, что в договоре на передачу домовладения он расписался лично, что подтверждает доводы о намеренном, обдуманном заключении договора                       с Алиевым М.С. После заключения договора было зарегистрировано право собственности Алиева М.С. в КЧРГУП «Техинвентаризация», что подтверждается регистрационным удостоверением                № 488 от 26.11.1999 года.

Кроме того, в судебном заседании ответчик Алиев М.С. представил суду письменное заявление о применении срока исковой давности, в котором указал, что на протяжении 12 лет Алиев С.Р. знал, что собственником 1/2 доли жилого дома является он, его сын, Алиев М.С.                     На момент обращения с иском в суд истцом пропущен срок исковой давности для признания договора недействительным. Алиев С.Р. знал о заключении договора на передачу жилья в собственность Алиеву М.С. со дня заключения договора, т.е. с 25.10.1999 года, следовательно, срок исковой давности для защиты его прав пропущен, в связи, с чем ответчик Алиев М.С. просит суд применить срок исковой давности и отказать Алиеву С.Р.в удовлетворении исковых требований, в том числе по причине пропуска исковой давности.

Представители ответчика Алиева М.С. - Алиев М.С., и Алиева Р.Х., в судебном заседании дали аналогичные пояснения и просили суд применить срок исковой давности и отказать                         Алиеву С.Р.в удовлетворении исковых требований по причине пропуска исковой давности.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, ответчика Алиева М.С., исследовав материалы гражданского дела и материалы инвентарного дела, суд приходит               к следующим выводам.

Как указанно в постановлении главы Кавказского СМО Прикубанского района КЧР № 24                        от 04.04.2000 года за Алиевым С.Р. закреплен земельный участок, площадью 1632 кв.м.,                                   в постоянное пользование, расположенный по адресу: <адрес>

Согласно свидетельства о праве собственности на землю, выданного 04 апреля 2000 года заместителем главы Кавказского СМО М, Алиеву С.Р. постановлением главы Кавказского СМО Прикубанского района КЧР № 24 от 04.04.2000 года предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства в собственность.

В свидетельстве о государственной регистрации права, выданном 11.03.2011 года,                                на основании постановления главы Кавказского СМО Прикубанского района КЧР № 24 от 04.04.2000 года, указанно, что Алиеву С.Р. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1632 кв.м., расположенный по адресу: КЧР, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.03.2011 года сделана запись регистрации № 09-09-07/004/2011-240.

Несмотря на то, что представитель ответчика - ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Богатырев У.Д., в отзыве на исковое заявление Алиева С.Р. указал, что согласно договора от 25.10.1999 года, № 10 передача в собственность жилого строения осуществлена на основании приказа от 25.10.1999 года № 288, в соответствии с которым передача 1/2 жилого строения осуществлена О, и следовательно договор с Алиевым М.С. заключен на основании                                      не существующего приказа, доводы представителя ответчика - ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Богатырева У.Д., опровергаются имеющимся в инвентарном деле приказом Генерального директора АО «Карачаево-Черкесскэнерго» П от 25.10.1999 года № 288 «О передаче домовладения в собственность», согласно которому Алиеву М.С. безвозмездно передана                           в собственность 1/2 домовладения на подстанции <адрес>

В соответствии с договором на передачу домовладения в собственность гражданам                            от 25.10.1999 года, № 10, ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» передало в собственность                                   Алиеву М.С. 1/2 домовладения, общей площадью 57,51 кв.м., в том числе жилой площадью 35,95 кв.м. по адресу: <адрес>

Согласно регистрационного удостоверения, выданного 26.11.1999 года № 488 Республиканским бюро технической инвентаризации, домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано по праву собственности за Алиевым М.С., на основании приказа от 25.10.1999 года № 288. Записано в реестровую книгу                                под № 5-12-17, инвентарное дело № 133.

В справке, выданной ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» 09.03.2011 года № 28/02, указанно, что Алиев С.Р. работал электромонтером <данные изъяты> АО «Карачаево-Черкесскэнерго» с 15.02.1994 года по 17.02.1999 года. С 17.02.1999 года по 05.04.2006 года работал <данные изъяты> АО «Карачаево-Черкесскэнерго». На основании изменений и дополнений к Уставу, утвержденному правлением Российского общества энергетики и электрификации № 62                           от 12.11.1994 года АО «Карачаево-Черкесскэнерго» переименовано в ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго». Предприятие Центральные электрические сети АО «Карачаево-Черкесскэнерго» с 05.01.1999 года ликвидировано. ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» является правопреемником.

Хотя представитель ответчика - ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» - Богатырев У.Д.,                               в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме                    и признать договор от 25.10.1999 года № 10 незаключенным, ответчик Алиев М.С. и его представители в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований Алиева С.Р. и просили отказать в полном объеме, в связи с истечением срока исковой давности,                а истец Алиев С.Р. просил признать договор на передачу домовладения в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным между ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго»                               и Алиевым С.Р. и признать право собственности на 1/2 долю домовладения. Кроме того в судебном заседании Алиев С.Р. пояснил, что он считал договор на передачу домовладения в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным с ним, а не с Алиевым М.С., в связи с чем, полагает невозможным применение срока исковой давности.

В судебном заседании достоверно установлено, что Алиев С.Р. знал о заключении договора                            на передачу домовладения в собственность гражданам от 25.10.1999 года, № 10, в соответствии                  с которым ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» передало в собственность Алиеву М.С. 1/2 домовладения, общей площадью 57,51 кв.м., в том числе жилой площадью 35,95 кв.м. по адресу: <адрес> со дня заключения договора, т.е. с 25. 10.1999 года,                      как пояснил сам истец Алиев С.Р. в судебном заседании, в договоре расписался в качестве стороны (собственника) сам Алиев С.Р., таким образом, с этой даты следует исчислять срок исковой давности. Кроме того, представитель ответчика Алиева М.С. - Левашова Л.В. в судебном заседании представила суду копию решения Прикубанского районного суда КЧР от 07 декабря 2010 года по исковому заявлению Алиевой Р.Х. к Алиеву С.Р., Д о разделе общего имущества супругов и признании сделки недействительной, в котором имеются пояснения ответчика Алиева С.Р. о том, что после развода, по соглашению сторон, истица с детьми будет проживать в спорном доме, а он в доме по <адрес> в <адрес>, оформленном на имя младшего сына, оплачивать коммунальные услуги будет каждый в том доме, которым                              он пользуется. Также представитель ответчика пояснила, что оформлением права собственности Алиева М.С. на 1/2 долю домовладения, расположенного по адресу: <адрес> занимался сам Алиев С.Р. В судебном заседании приведенные представителем ответчика Алиева М.С. - Левашовой Л.В. факты истцом Алиевым С.Р. не отрицались, а напротив истец признался в судебном заседании, что он лично занимался оформлением права собственности на сына Алиева М.С.

Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске истцом Алиевым С.Р. срока исковой давности для предъявления требований о признании договора на передачу домовладения                              в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным между ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиевым Солтаном Рамазановичем и признании права собственности на 1/2 долю домовладения.

В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно ч. 1 ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

В ч. 2 ст. 199 ГК РФ, указанно, что исковая давность применяется судом только                                      по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Согласно ч. 1 ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать                в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Суд также вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о пропуске срока исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Алиева С.Р. к ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиеву М.С. о признании договора на передачу домовладения в собственность гражданам № 10 от 25.10.1999 года заключенным между ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго» и Алиевым С.Р. и признании права собственности на 1/2 долю домовладения, отказать полностью.

Запрет совершать какие-либо действия по регистрации права собственности на жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес> наложенный определением Прикубанского районного суда КЧР от 17 марта 2011 года о применении обеспечительных мер по исковому заявлению, отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР, в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Прикубанский районный суд КЧР.

Судья                                                                                                                      Дураев И.А-А.