о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления



                      Дело № 2- 349/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       

21 апреля 2011 года                                                          пос. Кавказский КЧР

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе

председательствующей -

судьи Боташевой А.Р.

при секретаре -

Зозуля А.М.

с участием:

заявителя -

Федюковой Т.Н.

представителей заинтересованных лиц:

от органа, чье решение оспаривается, - Администрации Прикубанского МР КЧР -

Турабаева М.Д.

от Управления Росимущества по КЧР -

Чомаевой Л.Л.

от Правительства КЧР -

Макаровой А.В.

от Министерства сельского хозяйства КЧР -

Эдиева А.Р.

от Управления Росреестра по КЧР -

Кемова А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Федюковой Т.Н. о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Федюкова Т.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления - Администрации Прикубанского МР КЧР, в котором просит признать недействительным постановление от 08.07.2010г. №458 «Об отмене постановлений Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. № 575 «О внесении изменений в постановление Главы администрации МР КЧР от 06.06.2007г. № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум».

В судебном заседании заявитель поддержала поданное ею заявление и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ из Администрации района на её обращение, из которого она узнала, что во исполнение протеста прокурора КЧР от ДД.ММ.ГГГГ , Администрацией района было издано оспариваемое постановление. Земля, отказ от которой ранее был принят Администрацией района, в последующем на основании постановления Главы Администрации Прикубанского МР КЧР от 30.07.2008г. № 472 (в ред. от 02.06.2009г. №307) была передана в общую долевую собственность пайщикам, в том числе её дедушке и бабушке - О.П.Е и О.В.Г.; она, будучи наследником бабушки, начала оформлять выдел земельных участков из состава этих земель. Однако, регистрационная служба отказала ей в регистрации права собственности на выделенные земельные участки, положив в обоснование отказа, что эти земли являются федеральной собственностью. В связи с чем, отмена постановления, которым принят отказ от земель техникума, нарушает её имущественное право - право на пай и создает препятствия к их осуществлению. Кроме того, она также считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку им отменены законные постановления Администрации о принятии отказа техникума от земель. Данные земли, по её мнению, не относятся к федеральной собственности, поскольку до регистрации права земля считается неразграниченной, а Российская Федерация не зарегистрировала свое право в регистрирующем органе. Следовательно, неразграниченными землями в силу ст. 3 ФЗ № 137 -ФЗ вправе распоряжаться Администрация Прикубанского МР КЧР. Просила удовлетворить её заявление.

Представитель органа местного самоуправления - Администрации Прикубанского МР КЧР - Турабаев М.Д. в судебном заседании поддержал заявление Федюковой Т.Н. и свой письменный отзыв. Также пояснил, что оспариваемое постановление было издано Администрацией Прикубанского МР КЧР исключительно в рамках исполнения протеста прокурора КЧР от ДД.ММ.ГГГГ , не будучи с ним согласной. Считает, что оспариваемое постановление незаконно и нарушает права пайщиков, которым эти земли после принятия Администрацией Прикубанского МР КЧР отказа техникума от них были переданы в общую долевую собственность в соответствии с постановлением Правительства КЧР от 30.04.2008 №171. Отмена оспариваемым постановлением постановлений Администрации Прикубанского МР КЧР от 06.06.2077 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. №575 «О внесении изменений в постановление Главы администрации МР КЧР от 06.06.2007г. №528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» фактически привело к отобранию ранее предоставленных пайщикам земель. Считает, что принятие Администрацией Прикубанского МР КЧР отказа техникума от земель, ранее предоставленных ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, законно и обоснованно, поскольку администрация Прикубанского МР КЧР действовала в рамках, предоставленных ей ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Данным законом предусмотрено, что неразграниченными землями распоряжаются органы местного самоуправления муниципальных районов. Земля, от которой отказался техникум, относится именно к таковым, поскольку разграниченной она становится после регистрации права собственности на неё. Российская Федерация не воспользовалась правом оформить в собственность эти земли, и поэтому они остались в статусе неразграниченных земель, которыми вправе распоряжаться Администрация Прикубанского МР КЧР. Следовательно, оспариваемое постановление подлежит признанию недействительным как не соответствующее закону и нарушающее права граждан.     

Представитель Управления Росимущества по КЧР Чомаева Л.Л. возражала против удовлетворения заявления Федюковой Т.Н., представила письменные возражения на заявление, которые поддержала в полном объеме. Также пояснила, что в 1992 года за совхозом-техникумом «Кавказский» (правопредшественником ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум»), учредителем которого являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования была закреплена земля мерою <данные изъяты> га., в 1997 г. её мера уменьшилась до <данные изъяты> га. Впоследствии данное учебное заведение было передано в ведение Федерального агентства по образованию. Данная земля является федеральной собственностью в силу закона; основанием возникновения права собственности на неё является абз. 3 ч. 1 ст. 3.1 ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» в ред. от 17.04.2006г. № 53-ФЗ, поскольку данный земельный участок предоставлен некоммерческой организации, созданной федеральным органом государственной власти. Следовательно, распоряжаться этим земельным участком вправе лишь Российская Федерация. Однако, руководитель техникума Ч.М.А. в 2007 г. одновременно подал от имени техникума заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на часть земель в администрацию Прикубанского МР КЧР и Управление Росимущества по КЧР. Пока данный вопрос решался и согласовывался в Росимуществе в <адрес>, администрация Прикубанского МР КЧР в нарушение требований законодательства, приняла постановление от 06.06.2007г. № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. №575 о внесении изменений в предыдущее постановление; затем и вовсе передала эти земли в собственность пайщикам. Таким образом, орган местного самоуправления, не имея соответствующих полномочий, распорядился федеральными землями. По этим основаниям ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой КЧР в Администрацию Прикубанского МР КЧР внесен протест с требованием отменить постановление о принятии отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В связи с чем, администрация Прикубанского МР КЧР издала оспариваемое постановление, отменяющее ранее изданные ею же незаконные постановления. Следовательно, требования Федюковой Т.Н. о признании недействительным данного постановления незаконны и необоснованны.

Представитель Правительства КЧР Макарова А.В. просила удовлетворить требование Федюковой Т.Н., считает, что оно обоснованно и законно. Приняв оспариваемое постановление, Администрация Прикубанского МР КЧР фактически исполнила протест прокурора КЧР, не задумываясь о последствиях, наступивших в результате его издания для более чем 300 пайщиков, которым данная земля уже была передана в собственность, и которую фактически у них отбирают. Оспариваемое постановление нарушает права пайщиков, в том числе и Федюковой Т.Н. и, следовательно, оно подлежит признанию недействительным.

Представитель Министерства сельского хозяйства КЧР Эдиев А.Р. поддержал заявление Федюковой Т.Н., просил его удовлетворить. В судебном заседании пояснил, что незаконно издав оспариваемое постановление Администрация Прикубанского МР КЧР отменила законные постановления, которыми был принят отказ техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Администрация Прикубанского МР КЧР именно тот орган, который вправе как принимать отказ от права, так и иным способом распоряжаться неразграниченными землями. Эти земли являются неразграниченными, поскольку анализ ст. 131 ГК РФ, ст. 3.1. ФЗ «О введение в действие ЗК РФ», ст. 53, 29, 9,10,11 ЗК РФ в совокупности позволяют сделать вывод о том, что право собственности Российской Федерации на эти земли могло возникнуть только в случае регистрации данного права в регистрирующем органе, а не в силу закона, как утверждает Управление Росимущества по КЧР. Этим своим правом Российская Федерация не воспользовалась и, следовательно, эти земли относятся к неразграниченным, правом распоряжения которыми обладает Администрация Прикубанского МР КЧР. В связи с чем, оспариваемое постановление как незаконное и нарушающее права пайщиков, подлежит признанию недействительным.

Представитель Управления Росимущества по КЧР Кемов А.С. просил отказать в удовлетворении требования Федюковой Т.Н., поскольку считает его незаконным и необоснованным. Пояснил, что земельный участок, предоставленный ранее совхозу-техникуму «Кавказский» является разграниченным в федеральную собственность и распоряжаться им вправе лишь Российская Федерация. В связи с чем, администрация Прикубанского МР КЧР, отменяя свои же незаконные постановления о принятии отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, привела все в соответствие с законом. Отказ в регистрации права собственности на выделенный Федюковой Т.Н. земельный участок мотивирован тем, что не соблюдена процедура передачи земли в собственность, а именно, что землей распорядился неуполномоченный орган. Регистрация прав ранее обратившихся 6 пайщиков (Ч.М.А., А.С.С., М.Д.И., П.Ф.А., П.Л.А., С.В.Н.) была ошибочной.

Заинтересованные лица - прокуратура КЧР и ГОУ ВПО «Северо - Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия» в судебное заседание своих представителей не направили, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте проведения судебного разбирательства, не ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, о причинах неявки суд не известили. В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей указанных лиц.     

Выслушав присутствовавших участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Как подчеркивается в ч. 5 ст. 67 ГПК, при оценке письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такое письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств

С учетом вышеизложенного, суд отвергает письмо Б.Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком» как недопустимое доказательство, поскольку оно не содержит необходимых реквизитов (бланк организации, подпись должностного лица).

Давая оценку другим представленным письменным доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, поскольку они имеют значение для разрешения настоящего дела, представлены суду в оригиналах или в надлежащим образом удостоверенных копиях. Представленные доказательства согласуются между собой, с объяснениями участников процесса, подтверждая в совокупности одни и те же события и факты. В связи с чем, суд принимает представленные доказательства в качестве средств обоснования выводов суда.

Совокупность всех доказательств суд признает достаточной для разрешения настоящего дела, поскольку она позволяет считать установленными обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ст. 256 ГПК РФ регламентирует, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данного дела, относятся: нарушение прав и интересов заявителя оспариваемым актом; законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта; соблюдение срока обращения с заявлением в суд.

Заявитель Федюкова Т.Н. оспаривает постановление Администрации Прикубанского МР КЧР от 08.07.2010г. №458 «Об отмене постановлений Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. №575 «О внесении изменений в постановление Главы администрации МР КЧР от 06.06.2007г. №528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум».

Из содержания постановления Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» следует, что Администрация Прикубанского МР КЧР на основании письма дирекции ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум»: во-первых, принимает отказ от права постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» на <данные изъяты> га земель сельскохозяйственного назначения и закрепляет их за МУП «Архитектурно-планировочным бюро» в постоянное (бессрочное) пользование; во-вторых, оставляет в постоянном (бессрочном) пользовании ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» <данные изъяты> га; в-третьих, постановляет в связи принятием настоящего постановления считать утратившим силу постановление Главы Прикубанского МР КЧР от 13.03.2007г «Об изъятии земель у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум».

Из содержания постановления Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 05.09.2008г. №575 следует, что в п. 1 постановления Главы Администрации МР КЧР от 06.06.2007г. №528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» слова «закрепить за МУП «Архитектурно-планировочным бюро» в постоянное (бессрочное) пользование» заменены словами «передать в районный фонд перераспределения земель».

Заявитель Федюкова Т.Н. является наследником О.В.Г., в наследство которой входят имущественные права на долю в общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ «Карачаево-Черкесский аграрный техникум».

Судом установлено, что земли совхоза-техникума, после принятия отказа от права постоянного (бессрочного) пользования которых, были переданы по поручению правительства КЧР (постановление от 30.04.2008г. № 171) Администрацией Прикубанского МР КЧР в общую долевую собственность пайщиков - работников совхоза-техникума, в том числе О.П.Е и О.В.Г. (постановления Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 30.07.2008г. № 472 и от 02.06.2009г. № 307).

Федюкова Т.Н. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права на выделенные ею из общей долевой собственности земельные участки, в которой ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что федеральными землями вправе распоряжаться лишь Российская Федерация.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании свидетельствами о праве на наследство по закону и по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (реестровые номера и ), постановлением правительства КЧР от 30.04.2008г. № 171, списком собственников долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», утвержденном постановлениями Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 30.07.2008г. № 472 и от 02.06.2009г. № 307, постановлениями Администрации Прикубанского МР КЧР от 13.03.2007г. №218, от 06.06.2007г. №528, от 05.09.2008г. № 575, распиской Управления Росреестра по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением об отказе в государственной регистрации права.

При таких обстоятельствах, суд признает, что оспариваемое постановление в части, касающейся отмены принятия отказа техникума от права постоянного бессрочного пользования земельным участком, создает препятствие к осуществлению имущественных прав заявительницы, поскольку именно принятие отказа от права на землю и включение данных земель в фонд перераспределения стало основанием для передачи этих земель в собственность пайщикам, в том числе и ей.

Однако, следует отметить, что оспариваемое постановление в части, касающейся отмены п. 3 постановления Администрации Прикубанского МР КЧР ДД.ММ.ГГГГ , которым постановлено считать утратившим силу постановление Главы Прикубанского МР КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земель у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», прав заявительницы не нарушают, поскольку возможность получения пая у неё возникло в результате принятия отказа от права и включения земель в фонд перераспределения, а не вследствие изъятия земель. По мнению суда, данный пункт и его отмена касаются прав собственника земельного участка и правопреемника техникума - ГОУ ВПО «Северо - Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия». Это обстоятельство подтверждено также объяснениями заявительницы, утверждающей в судебном заседании о том, что её права нарушает отмена органом местного самоуправления принятия Администрацией района отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

При обсуждении требования заявительницы суд исходит из того, что проверить оспариваемое постановление на его законность, в части касающейся нарушения прав заявительницы, можно лишь после дачи оценки отмененным им актам органа местного самоуправления.

Давая оценку вышеуказанным отменным ненормативным актам органа местного самоуправления, суд приходит к следующим выводам.

Процедура отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предусмотрена в п. 3 ст. 53 ЗК РФ, в соответствии с которой при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

В силу п. 4 и п. 5 ст. 53 ЗК РФ право на земельный участок, не зарегистрированное в ЕГРП, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с момента принятия этими органами решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

П. 1 ст. 20 ЗК РФ предусматривает, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются, в том числе, государственным и муниципальным учреждениям.

Ст. 29 ЗК РФ определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно п. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), утвержденном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в полномочия которого входит:

- осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;

- приобретение в установленном порядке имущества в федеральную собственность, передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность;

- принятие в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством РФ;

- осуществление от имени РФ юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае: предоставления земельных участков органу государственной власти РФ (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации; предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения; прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки.

На момент принятия Администрацией Прикубанского МР КЧР отказа техникума от права на землю аналогичные полномочия Росимущесва и его территориальных органов были регламентированы в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691, и постановлением Правительства РФ от 08.04.2004г. № 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом".

В соответствии с п. 10 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введение в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона (т.е. разграниченными), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

П. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ (ред. от 17.04.2006 N 53-ФЗ) «О введение в действие ЗК РФ» предусматривает, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Ст. 209 ГК РФ гласит, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Ст. 131 ГК РФ предусматривает регистрацию вещных прав на недвижимое имущество.

Согласно ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Однако, гражданское законодательство предусматривает исключения из общего правила о том, что вещное право возникает с момента его государственной регистрации. К таким исключениям относятся, в частности, случаи, когда речь идет о ранее возникшем праве в соответствии со ст. 6 Закона о регистрации, о праве собственности на недвижимость, возникающем с момента принятия наследства, реорганизации юридического лица, выплаты пая в кооперативе (ст. 218 ГК РФ), и в иных случаях возникновения права в силу закона, например, право собственности на лесные участки в соответствии с Лесным кодексом РФ и право собственности на разграниченные земельные участки в соответствии с ФЗ «О введение в действие ЗК РФ».

Анализ вышеуказанного земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что возникновение права собственности Российской Федерации на земельные участки предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, не связано с моментом его регистрации в соответствующих органах и возникает оно в силу прямого указания об этом в законе, т.е. эти земли относятся к разграниченным федеральным землям. Закон лишь ограничивает право Российской Федерации на распоряжение этими земельными участками, определив, что распоряжение ими возможно лишь после государственной регистрации права на них.

В судебном заседании установлено, что учредителем совхоза-техникума «Кавказский» являлось Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ; данный техникум относится к такому виду некоммерческих организаций, как учреждение; создан он учредителем для осуществления социально-культурных, учебных функций.

В 1992 году ему на праве бессрочного пользования администрацией Прикубанского района КЧССР на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок мерою <данные изъяты> га., который при перерегистрации или переименовании техникума неоднократно за ним перезакреплялся, но уже в меньшем количестве земли.

При этом, суд отмечает, что право постоянного (бессрочного) пользования было зарегистрировано за техникумом как в 1992г., так и в 1997 г. в районном комитете по землеустройству Администрации Прикубанского района и, следовательно, являясь ранее возникшим в силу ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ч. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», признается судом юридически действительным, поскольку оно возникло до создания на территории Прикубанского района КЧР регистрирующих органов (до ДД.ММ.ГГГГ).

В 2000 г. совхоз-техникум «Кавказский» был переименован в федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Карачаево-Черкесский аграрный техникум».

С 2005 года функции его учредителя осуществляет Федеральное агентство по образованию, поскольку все ФГОУ СПО, подведомственные ранее Федеральному агентству по сельскому хозяйству, были переданы в ведение Рособразования.

В 2006 г. он реорганизован в форме присоединения к ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» в качестве его структурного подразделения.

В 2010г. ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» переименована в ГОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия».

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением главы администрации Прикубанского района КЧССР от 28.02.1992г. № 32 «О схеме землеустройства Прикубанского района», свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 11.04.1997г. № 1644, Уставом совхоза-техникума «Кавказский», утвержденного постановлением главы Администрации Прикубанского района от 11.04.1997г. №114, постановлением Главы Прикубанской районной государственной администрации от 06.11.2003г. № 404, Уставом ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» 2001г., изменениями и дополнениями к нему 2005г., приказом Рособразования от 07.12.2005г. №1548 «О принятии ФГОУ СПО, подведомственных ранее федеральному агентству по сельскому хозяйству, в ведение Федерального агентства по образованию», приказом Минсельхоза России от 09.12.2000 № 1004 «О переименовании совхоза-техникума «Кавказский», распоряжением Правительства РФ от 25.10.2006 №1478-р, приказом Федерального агентства по образованию от 06.12.2006 № 1464 «О реорганизации ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» и ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум»; приказом ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» от 04.02.2008г. № 67/0 «О создании филиала ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» в пос. кавказский Прикубанского района КЧР», приказом Рособразования от 28.04.2010г. № 410 «О переименовании ГОУ ВПО «Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия» и его филиала в пос. Кавказский Прикубанского района КЧР, выписками из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ и , информацией об изменении площадей по Карачаево-Черкесскому аграрному техникуму за период с 1992г. по 2007г., предоставленной администрацией Прикубанского МР КЧР.

С учетом анализа действующего земельного законодательства, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, предоставленный в 1992 г. совхозу-техникуму «Кавказкий» на праве постоянного бессрочного пользования, является разграниченным в федеральную собственность в силу закона.

Следовательно, в силу ст. 53, 29 и 9 ЗК РФ, Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691, Постановления Правительства РФ от 08.04.2004г. № 200 уполномоченным органом по принятию отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, является не Администрация Прикубанского МР КЧР, а Росимущество либо его территориальный орган в субъекте.

В связи с чем, принятие Администрацией Прикубанского МР КЧР отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, выраженного в постановлениях от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. №575, противоречит действующему земельному законодательству.

По этим же основаниям суд признает доводы представителя Администрации Прикубанского МР КЧР о том, что отказ от права техникума принят в соответствии с действующим законодательством на основании заявления техникума об отказе от права с приложенным согласием его учредителя, несостоятельным.

Кроме того, письмо Б.Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ , на которое представитель Администрации ссылается как на согласие учредителя на отказ от права постоянного бессрочного пользования, судом признано недопустимым доказательством; письмо же Рособразования, в котором оно выражает согласие на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования за датировано лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после издания принятия решения о принятии отказа, т.е. издания постановления от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум».

В целях устранения допущенных нарушений в Администрацию Прикубанского МР КЧР был внесен протест прокурора КЧР от ДД.ММ.ГГГГ , обязывающий орган местного самоуправления отменить изданные им незаконные акты, что им было и сделано.       

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отменяя оспариваемый ненормативный акт, Администрация Прикубанского МР КЧР действовала в пределах своих полномочий, предусмотренных ст. 7 Устава Прикубанского МР КЧР и в соответствии с п. 1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающем возможность отмены муниципальных правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Переписка между Росимуществом, его территориальным органом в КЧР и руководителем техникума Ч.М.А. представленная представителем Росимущества по КЧР, подтверждает, что в целях надлежащего оформления отказа от права постоянного бессрочного пользования от земель руководитель техникума Ч.М.А. одновременно обращался также в Управление Росимущества по КЧР.

Однако, Администрация Прикубанского МР КЧР вынесла решение о принятии отказа техникума от права на землю, не будучи уполномоченной на совершение данного действия.

Далее, суд считает, что постановление Главы Прикубанского МР КЧР от 13.03.2007г «Об изъятии земель у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум» также издано в нарушение земельного законодательства.

Данный вывод суда основан на том, что изъятие земельных участков допускается по основаниям, прямо предусмотренным ЗК РФ. Однако, решение органа местного самоуправления об изъятии земельных участков не основано ни на одном из предусмотренных законом оснований.

В связи с чем, прекращение действия незаконного постановления путем указания в постановлении 06.06.2007 № 528 тезиса о том, что оно утрачивает силу с момента издания данного постановления, по сути своей является правомерным.

В связи с чем, обсуждая законность оспариваемого постановления (№458 от 08.07.2010г.) в части, касающейся отмены п. 3 постановления Администрации Прикубанского МР КЧР 06.06.2007 № 528, которым постановлено считать утратившим силу постановление Главы Прикубанского МР КЧР от 13.03.2007г «Об изъятии земель у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», признанного судом не нарушающим прав заявительницы, суд признает неправомерным.

Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 258 ГПК РФ для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение этим актом прав и законных интересов гражданина.

На основании исследованных в судебном заседании доказательств и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что:

- оспариваемый акт органа местного самоуправления в части отмены принятия отказа техникума от права на землю, создает заявителю Федюковой Т.Н. препятствия в осуществлении её имущественных прав, но издан в рамках действующего законодательства;

- оспариваемый акт органа местного самоуправления в части отмены п. 3 постановления Администрации Прикубанского МР КЧР 06.06.2007 № 528, которым постановлено считать утратившим силу постановление Главы Прикубанского МР КЧР от 13.03.2007г «Об изъятии земель у ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский аграрный техникум», прав заявителя не нарушает, но издан в нарушение действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, заявление Федюковой Т.Н. удовлетворению не подлежит.

Кроме того, к данному выводу суд пришел также и при обсуждении вопроса о своевременности обращения заявительницы за защитой своих прав в суд.

Исходя из положений ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

В судебном заседании Федюкова Т.Н. пояснила, что срок обращения в суд ею не пропущен, поскольку о существовании оспариваемого постановления и о нарушении им своего права она узнала ДД.ММ.ГГГГ из письма администрации Прикубанского МР КЧР от ДД.ММ.ГГГГ /а на её обращение от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, данный довод Федюковой Т.Н. опровергается представленным ею же ответом прокуратуры КЧР от ДД.ММ.ГГГГ на её жалобу, который она получила в <данные изъяты> 2010г. В нем указано, что на основании протеста прокурора КЧР администрацией Прикубанского МР КЧР издано оспариваемое постановление и отменены ранее изданные постановления о принятии отказа техникума от права постоянного (бессрочного) пользования.

При этом, заявление Федюковой Т.Н. об оспаривании акта органа местного самоуправления поступило в Прикубанский районный суд КЧР 07.04.2011 г.

Следовательно, срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, заявителем пропущен. Более того, заявительница не ходатайствовала о восстановлении пропущенного ею срока, утверждая, что о нарушении своих прав она узнала 14.01.2011г.

Таким образом, на основании установленных в судебном заседании обстоятельств дела и вышеуказанных правовых положений суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований Федюковой Т.Н. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 - 199 ГПК РФ, ст. 256, ст. 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Федюковой Т.Н. о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления - постановления Администрации Прикубанского МР КЧР от 08.07.2010г. №458 «Об отмене постановлений Главы администрации Прикубанского МР КЧР от 06.06.2007 № 528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум» и от 05.09.2008г. №575 «О внесении изменений в постановление Главы администрации МР КЧР от 06.06.2007г. №528 «Об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ФГОУ СПО «Карачаево-Черкесский техникум».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Прикубанский районный суд КЧР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательном виде.

Председательствующая                                                             А.Р. Боташева

Решение в окончательном виде изготовлено 26 апреля 2011 года.