Дело № 2–292/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 мая 2011 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В., при секретаре Сурниной А.М., с участием прокурора Марковой О.А., представителя ответчика Реуцкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «_» ... о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформлению разрешения на пользование водными объектами для сброса сточных вод, УСТАНОВИЛ: ... межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «_» о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформлению разрешения на пользование водными объектами для сброса сточных вод, В обоснование иска прокурор суду пояснил, что ответчик осуществляет деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе удалению сточных вод в ..., что связано со сбросом загрязняющих веществ при отсутствии очистных сооружений через выпуск # в реку .... В Дата предприятием без очистки сброшено в реку ... _ тыс. куб.м сточных вод. Прокурором в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие и использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. Предприятие не соблюдает требования федерального законодательства в части обеспечения охраны водных объектов и загрязняет поверхностные воды рек. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей, устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Законом также предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В нарушении закона ответчик сбрасывает сточные воды, не соответствующие нормативам предельно-допустимых концентраций вредных веществ. Незаконный сброс неочищенных вод представляет угрозу для качества поверхностных вод реки ..., безопасности окружающей среды и здоровью населения. Иск заявлен в связи с тем, что деятельность ответчика по сбросу сточных вод в реку ... противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и затрагивает экологические права. Представитель ответчика в судебном заседании исковыми требованиями прокурора признала, пояснив, что коллектор через который осуществлялась переброска сточных вод от ... до ... очистных сооружений в ... был разобран в Дата. Сброс сточных вод в реку ... осуществляется через технический водоем на территории .... Ответчик не может прекратить деятельность по сбросу сточных вод из-за угрозы нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – жителей многоэтажных домов поселка. Главой администрации ... утверждена инвестиционная программа, целью которой является строительство очистных сооружений для ... в течение Дата годов. Просила увеличить до Дата срок необходимый для разработки и утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, получения решение о предоставлении реки ... в пользование для сброса сточных вод, получения разрешения на сброс загрязняющих веществ. Заслушав прокурора, согласившегося в предоставлением ответчику срока для оформления разрешительной документации до Дата, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сточные воды – это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностных водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы) Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица, приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 3 Водного кодекса Российской Федерации. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование. На основании ч.3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать объем допустимых сбросов, а также требования к качеству воды и водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с ч.ч.1, 2, 4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующим требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. На основании п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Из анкеты предприятия-природопользователя видно, что ответчик оказывает жилищно-коммунальные услуги и относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д. 12). Согласно данным статистического наблюдения, в Дата ответчиком сброшено недостаточно очищенных сточных вод в реку ... – _ тыс. куб.м (л.д.13–16). Постановлением прокурора от Дата в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие и использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (л.д. 20–21). Постановлением от Дата государственного инспектора ... по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Н. ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере _ руб. Из пояснительной записки к отчету # за Дата, подписанной директором ответчика видно, что за Дата в реку ... сбрасывались сточные воды без очистки в связи с отсутствием очистных сооружений (л.д. 18) В ходе судебного разбирательства ответчиком представлено решение Главы ... от Дата за # «Об утверждении инвестиционных программ муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «_» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на Дата годы, а также положительное заключение государственной экспертизы от Дата # по проектной документации объекта капитального строительства «Очистные сооружения ... 1500 м 3/сут». В п.7 Заключения указано, что проектная документация по объекту капитального строительства соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, технических регламентов, нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий. Из представленного ответчиком организационного плана реализации Инвестиционной программы видно, что с целью предотвращения ущерба окружающей среде и внедрения современной технологии очистки сточных вод на Дата годы запланировано строительство очистных сооружений мощностью 2 тыс. куб.м /сутки в ... _ На основании ч.3 ст. 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать объем допустимых сбросов, а также требования к качеству воды и водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В соответствии с ч. ч.1, 2, 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующим требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. В судебном заседании представитель ответчика пояснила суду, что установление и соблюдение нормативов допустимого воздействия на водные объекты без строительства очистных сооружений в ... не представляется возможным. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик самовольно, в отсутствии разработанных и установленных нормативов использует поверхностные воды реки ... в целях сброса неочищенных сточных вод. Незаконный сброс неочищенных сточных вод представляет угрозу для качества поверхностных вод рек и безопасности окружающей среды и здоровья населения. Деятельность ответчика противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду, а также затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. Учитывая изложенное, суд считает исковые требования прокурора обоснованными подлежащими удовлетворению с установлением ответчику срока до Дата для разработки и установления нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформления разрешения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Руководствуясь ст. ст. 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Признать незаконной деятельность муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «_» ... по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Обязать муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «_» ... до Дата: разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; получить решение о предоставлении водных объектов – реки ... в пользование для сброса сточных вод; получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты. . В. Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «_» ... в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере _ рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме. Судья: подпись Копия верна. Судья Е.В. Мулькова Секретарь А.М. Сурнина