о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформления разрешения на пользование водными объектами для сбора сточных вод



Дело № 2–194/2011

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ ЗАОЧНОГО РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2011 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В.,

при секретаре Сурниной А.М.,

с участием прокурора Марковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «... Жилкомхоз» о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформлению разрешения на пользование водными объектами для сброса сточных вод.

Руководствуясь ст. ст. 196 – 198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность муниципального унитарного предприятия «... Жилкомхоз» по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «... Жилкомхоз» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу: разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; получить решение о предоставлении водных объектов – рек ... в пользование для сброса сточных вод; получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

. В. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «... Жилкомхоз» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере _ рублей.

Ответчик вправе подать в Пригородный районный суд ... заявление об отмене данного заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Пригородный районный суд в течение 10 дней по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья


Дело № 2–287/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В.,

при секретаре Сурниной А.М.,

с участием прокурора Марковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «... Жилкомхоз» о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформлению разрешения на пользование водными объектами для сброса сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «... ЖКХ» о понуждении совершить действия по разработке и установлению нормативов допустимого воздействия на водные объекты, оформлению разрешения на пользование водными объектами для сброса сточных вод.

В обоснование иска прокурор суду пояснил, что ответчик в соответствии осуществляет деятельность по оказанию жилищно-коммунальных услуг, удалению и обработке сточных вод в .... Данная деятельность связана со сбросом загрязняющих веществ в поверхностные водоемы. В эксплуатации ответчика находятся очистные сооружения, через которые недостаточно очищенные сточные воды сбрасываются в реку В (через выпуск #), в реку Р (через выпуск #) и в реку Н (через выпуск #). В Дата ответчиком самовольно, в отсутствии разработанных и установленных нормативов и предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, сброшено недостаточно очищенных сточных вод в реку В - 395,7 тыс. куб.м, в реку Р – 8,67 тыс. куб.м, в реку Н – 43,09 тыс. куб.м. Прокурором в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении по ст.7.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за самовольное занятие и использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом. Очистные сооружения технологически устарели и износились. Сброс недостаточно очищенных сточных вод нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку эта деятельность производится без решения компетентного государственного органа, определяющего в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности на ее компоненты допустимую антропогенную нагрузку на один из объектов охраны – поверхностные воды. Незаконный сброс недостаточно очищенных вод представляет угрозу для качества поверхностных вод рек Вилюй, Режик и Нейва, безопасности окружающей среды и здоровью населения. Требования заявлены в связи с тем, что деятельность ответчика противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из устава МУП «... ЖКХ» и свидетельства о государственной регистрации юридического лица ответчик создан на основании постановления главы администрации ... от Дата #, зарегистрирован в качестве юридического лица Дата в целях полного и качественного удовлетворения потребностей организаций и населения по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Одним из видов деятельности ответчика является удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (п. 13 устава) (л.д. 12–17, 20).

В п.19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации указано, что сточные воды – это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории. Водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностных водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы)

Статьей 9 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица, приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса Российской Федерации. Сброс сточных вод и (или) дренажных вод является видом пользования водным объектом.

Согласно п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации сброс сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В соответствии с ч.4 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

На основании п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса Российской Федерации запрещен сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Согласно данным статистического наблюдения и лабораторного контроля, осуществляемым ответчиком в 2010 году сброшено недостаточно очищенных сточных вод в реки В – 395,7 тыс. куб.м, Р – 8,67 тыс.куб.м и Н – 43,09 тыс. куб.м. Сброс сточных вод в реку В осуществлялся с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для водоемов рыбохозяйственного назначения по фосфору фосфатов, нефтепродуктам; в реку Р по нефтепродуктам, взвешенным веществам, магнию; в реку Н по магнию, взвешенным веществам, нефтепродуктам, фосфору фосфатов, азоту аммонийному, нитратам, СПАВ (л.д. 22, 25–27, 28–32).

На основании постановления от Дата прокурором в отношении ответчика возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом (л.д. 35).

Постановлением от Дата государственного инспектора ... по охране природы, контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Н. ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере _ руб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решений о предоставлении водного объекта в пользование» установлен порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование.

Согласно п.п. «б» п.2 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 (далее по тексту – Правила), водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса и (или) дренажных вод.

В соответствии с п.5, 8 Правил, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в п.2 Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений о водном объекте, которое содержится в государственном водном реестре.

На основании ч.3 ст.22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод дополнительно должно содержать объем допустимых сбросов, а также требования к качеству воды и водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

В соответствии с ч. ч.1, 2, 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующим требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Из письма прокурору МУП «... ЖКХ» от Дата # и справки начальника производственно-планового отдела ответчика видно, что у ответчика отсутствует нормативная документация на природопользование, в том числе разрешение на сброс сточных вод, не назначено лицо, ответственное за природоохранную деятельность.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик самовольно, в отсутствии разработанных и установленных нормативов использует поверхностные воды рек В, Р, Н в целях сброса недостаточно очищенных сточных вод. Незаконный сброс недостаточно очищенных сточных вод представляет угрозу для качества поверхностных вод рек и безопасности окружающей среды и здоровья населения. Деятельность ответчика противоречит требованиям природоохранного, водного и санитарно-эпидемиологического законодательства и нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду, а также затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Ответчик обязан соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ответчика разработать и установить нормативы допустимого воздействия на водные объекты и оформить разрешение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконной деятельность муниципального унитарного предприятия «... Жилкомхоз» по сбросу сточных вод в водные объекты в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «... Жилкомхоз» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу: разработать и утвердить нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты; получить решение о предоставлении водных объектов – рек В, Р и Н в пользование для сброса сточных вод; получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

. В. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «... Жилкомхоз» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере _ рублей.

Ответчик вправе подать в Пригородный районный суд Свердловской области заявление об отмене данного заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Пригородный районный суд в течение 10 дней по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение суда составлено Дата.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья

Е.В. Мулькова

Секретарь

А.М. Сурнина