Дело № 2–674/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В., при секретаре Базаровой А.М., с участием прокурора Мазырина А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в сфере экологической безопасности к индивидуальному предпринимателю Маслюковой Л. В. о понуждении к совершению действий по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами, УСТАНОВИЛ: Прокурор ... обратился в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц в сфере экологической безопасности к индивидуальному предпринимателю Маслюковой Л. В. о понуждении к совершению действий по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами. В обоснование иска прокурор суду пояснил, что основным видом деятельности ответчика является торговля запасными частями к транспортным средствам, а также эксплуатация здания по ремонту сельскохозяйственной техники. В ходе проверки деятельности ответчика было установлено, что от деятельности ответчика образуются отходы: отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы, автомобильные масла, масляные фильтры, обтирочные материалы, загрязненные маслами, мусор бытовых помещений, отходы упаковочного картона, отходы синтетической пленки, лом черных металлов. В помещениях были выявлены промасленная ветошь, пластмассовая тара, загрязненная нефтепродуктами, размещенная вдоль стен здания, на полу имелись пятна от пролитых нефтепродуктов. На территории, прилегающей к ремонтной мастерской и магазину, размещаются топливные агрегаты, которые стоят на земле и из них вытекает моторное масло на грунтовую поверхность. Иск заявлен с целью пресечения действий, нарушающих право граждан на благоприятную окружающую среду, и возложения на ответчика обязанностей по совершению действий, обеспечивающих соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды. Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов ..., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело без своего участия, указав об обоснованности иска и поддержке требований прокурора. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Ответчик Маслюкова Л.В. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до Дата и выпиской из этого реестра, а также свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д.19, 21, 23-26). Из справки – письма Территориального органа Росстата ... отДата # и выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что ответчик осуществляет торговлю автотранспортными средствами, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, оптовую торговлю топливом, розничную торговлю моторным топливом (л.д. 20, 23–26). Из договора безвозмездного пользования от Дата и плана объекта недвижимости с техническими характеристиками от Дата # следует, что свою деятельность ответчик осуществляет в здании по адресу: ... (л.д. 39–41, 46). Из акта от Дата # обследования соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенного специалистами муниципального казенного учреждения «Экологический центр Горноуральского городского округа» при участии помощника прокурора ... Мазырина А.А. следует, что в ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований законодательства по охране окружающей среды: ответчик не зарегистрирован в природоохранных органах как природопользователь; не назначено лицо, отвечающее за деятельность в области охраны окружающей среды; не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; допускается захламление территории, несанкционированное размещение отходов (отработанные покрышки колес транспортных средств, бочки с маслами, использованная тара от нефтепродуктов, металлолом); отсутствуют паспорта на отходы I – IV класса опасности; неорганизован учет образования, движения отходов; отсутствует документальное подтверждение передачи твердых бытовых отходов, отработанных покрышек колес транспортных средств, масел, отработанных ртутьсодержащих ламп организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности; отсутствует специально оборудованная площадка временного складирования отходов производства и потребления, контейнер для сбора твердых отходов; отсутствует место для складирования ртутьсодержащих ламп; имеются локальные загрязнения почвы нефтепродуктами; не установлены поддоны под емкости хранения ГСМ (масел); отсутствует место для складирования промасленной ветоши, загрязненной нефтепродуктами (л.д. 13-18). В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает принципы осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе такая деятельность должна осуществляться с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду, с обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека, с научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, с обеспечением охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, при допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, с обеспечением снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. На основании п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора. В ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. На основании п. 6 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 государственному учету подлежат объекты негативного воздействия на окружающую среду, в отношении которых хозяйствующим субъектом, осуществляющим эксплуатацию объекта негативного воздействия (далее - хозяйствующий субъект), представлено в управление заявление о выдаче разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, об установлении лимитов на размещение отходов производства и потребления. В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом в п. 2 указанной статьи закона запрещается отходы производства и потребления сбрасывать на почву, а также размещать на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. На основании ст. 7 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, поэтому постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 10.02.2010 № 111 были приняты в новой редакции Правила сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Согласно п. 2 ст. 3 Правил сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа юридические лица для сбора отходов организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов. В ст. 4 Правил сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа определены основные требования безопасного обращения с отходами производства и потребления, согласно которым юридические лица должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды, транспортирование отходов только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований, захоронение отходов на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия. При этом запрещается: 1) накапливать отходы в несанкционированных местах; 2) сжигать отходы при отсутствии специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; 3) выбрасывать бытовой мусор и иные предметы вне мест для сбора таких отходов; 4) нарушать сроки вывоза отходов; 5) накапливать и сбрасывать отходы на почву, в водные объекты, а также закапывать отходы. Ртутьсодержащие отходы (отработанные люминесцентные лампы и ртутьсодержащие приборы), металлическая ртуть, представляющие угрозу стойкого загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью населения, подлежат сбору и переработке на специализированных объектах демеркуризации. Юридические лица, использующие люминесцентные лампы и приборы, содержащие ртуть, обязаны заключать договоры на утилизацию отработанных ламп со специализированной организацией. Ответчиком не представлено в суд доказательств о том, что им предприняты определенные действия по выполнению рекомендаций, изложенных в акте от Дата #, направленных на охрану окружающей среды. Учитывая нормы вышеприведенных законов и акта местного самоуправления, суд приходит к выводу, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на ответчика. При указанных обстоятельствах требования прокурора о понуждении ответчика к совершению действий, направленных на восстановление права граждан на благоприятную окружающую среду, подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании подп.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С учетом принимаемого решения суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 00 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать индивидуального предпринимателя Маслюкову Л. В. в срок до Дата: зарегистрировать объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном законодательством; назначить лицо, ответственное за деятельность в области охраны окружающей среды; организовать учет образования и движения отходов; организовать вывоз твердых отходов и отработанных ртутьсодержащих лам, путем заключения договоров со специализированными организациями; оборудовать площадку временного складирования отходов производства и потребления; оборудовать место для складирования отработанных ртутьсодержащих лам; установить контейнер для сбора бытовых отходов. Взыскать с индивидуального предпринимателя Маслюковой Л. В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 00 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного текста решения. Мотивированное решение составлено судьей Дата Судья: подпись