Дело № 2–669/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 декабря 2011 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В., при секретаре Базаровой А.М., с участием прокурора Мазырина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «ДОКА» о понуждении оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, УСТАНОВИЛ: Прокурор обратился в суд в защиту интересов государства и неопределенного круга лиц к ООО «ДОКА» о понуждении оформить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В обоснование иска прокурор пояснил суду, что основным видом деятельности ответчика является распиловка и строгание древесины, связанная с негативным воздействием на окружающую среду. Прокурорской проверкой было установлено, что у ответчика: не назначено должностное лицо, ответственное за деятельность предприятия в сфере охраны окружающей среды; не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ) в атмосферный воздух; допускается сжигание отходов производства и потребления без специального разрешения; не проводятся мероприятия по благоустройству территории (территория захламлена отходами производства – опилками и горбылем); не организован учет образования и движения отходов; отсутствует документальное подтверждение передачи твердых отходов, ртутьсодержащих ламп лицензированным организациям; отсутствует специально оборудованная площадка временного складирования отходов производства и потребления; отсутствует контейнер для сбора твердых бытовых отходов и ртутьсодержащих ламп. Иск заявлен с целью пресечения действий, нарушающих право граждан на благоприятную окружающую среду, и возложения на ответчика обязанностей по совершению действий, обеспечивающих соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды. Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов ..., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело без своего участия, указав об обоснованности иска и поддержке требований прокурора. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации. Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает принципы осуществления хозяйственной деятельности юридических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, в том числе такая деятельность должна осуществляться с соблюдением права человека на благоприятную окружающую среду, с обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека, с научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, с обеспечением охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, при допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, с обеспечением снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. На основании п. 2 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора. В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности природопользователям установлен норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов на окружающую среду. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды. Выбросы химических веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений. В соответствии с п.3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч.5 ст. 14 и ч.7 ст.15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. В силу п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом в п. 2 указанной статьи закона запрещается отходы производства и потребления сбрасывать на почву, а также размещать на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных зонах и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. На основании ст. 7 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского округа, поэтому постановлением Администрации Горноуральского городского округа от 10.02.2010 № 111 были приняты в новой редакции Правила сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа. Согласно п. 2 ст. 3 Правил сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа юридические лица для сбора отходов организуют место накопления отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание сами или по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, осуществляющей вывоз и размещение отходов. В ст. 4 Правил сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов на территории Горноуральского городского округа определены основные требования безопасного обращения с отходами производства и потребления, согласно которым юридические лица должны обеспечить сбор отходов, предусматривающий их разделение на виды, транспортирование отходов только специально для этого предназначенным транспортом при соблюдении установленных законодательством требований, захоронение отходов на специально отведенных и оборудованных объектах, где обеспечивается надежная защита окружающей среды и населения от их отрицательного воздействия. При этом запрещается: 1) накапливать отходы в несанкционированных местах; 2) сжигать отходы при отсутствии специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; 3) выбрасывать бытовой мусор и иные предметы вне мест для сбора таких отходов; 4) нарушать сроки вывоза отходов; 5) накапливать и сбрасывать отходы на почву, в водные объекты, а также закапывать отходы. Ртутьсодержащие отходы (отработанные люминесцентные лампы и ртутьсодержащие приборы), металлическая ртуть, представляющие угрозу стойкого загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью населения, подлежат сбору и переработке на специализированных объектах демеркуризации. Юридические лица, использующие люминесцентные лампы и приборы, содержащие ртуть, обязаны заключать договоры на утилизацию отработанных ламп со специализированной организацией. Из акта от Дата # обследования соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, проведенного специалистами муниципального казенного учреждения «Экологический центр ...» при участии помощника прокурора ... Мазырина А.А. и специалиста ... территориальной администрации в присутствии директора ответчика, следует, что ответчик, осуществляя деятельность по распиловке и строганию древесины в ... допускает следующие нарушения в области охраны окружающей среды: не назначено лицо, отвечающее за деятельность в области охраны окружающей среды; не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; допускается сжигание отходов производства и потребления (ТБО) без специального разрешения; допускается захламление территории, несанкционированное размещение отходов (опилки, горбыль. Твердые бытовые отходы); отсутствуют паспорта на отходы I – IV класса опасности; неорганизован учет образования, движения отходов; отсутствует документальное подтверждение передачи твердых бытовых отходов, отработанных ртутьсодержащих ламп организациям, имеющим лицензию на данный вид деятельности; отсутствует специально оборудованная площадка временного складирования отходов производства и потребления, контейнер для сбора твердых отходов; отсутствует место для складирования ртутьсодержащих ламп; отсутствует государственный статистический отчет по обращению с отходами за Дата, а также технический отчет об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за Дата; отсутствует договор на вывоз жидких бытовых отходов. Учитывая нормы вышеприведенных законов и акта местного самоуправления, суд приходит к выводу, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на ответчика. При указанных обстоятельствах требования прокурора о понуждении ответчика к совершению действий, направленных на восстановление права граждан на благоприятную окружающую среду, подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании п.9, ч.1, ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера с организации взыскивается государственная пошлина в сумме 00 рублей. С учетом принимаемого решения суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОКА» в срок до Дата: назначить лицо, ответственное за деятельность общества в области охраны окружающей среды; ликвидировать захламление территории по адресу – ..., отходами производства – опилками, горбылем, твердыми бытовыми отходами; организовать учет образования и движения отходов; организовать передачу специализированным организациям отходов производства и потребления, образованных в ходе деятельности по адресу – ...; оборудовать площадку временного складирования отходов производства и потребления; оборудовать место для складирования отработанных ртутьсодержащих лам. Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДОКА» в срок до Дата: разработать и установить нормативы предельно – допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДОКА» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 00 рублей. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного текста решения. Мотивированное решение составлено судьей Дата Судья: подпись