Дело № 2–617/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2011 года, Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мульковой Е.В., при секретаре Базаровой А.М., с участием истца Старцевой Т.В., представителей ответчика Трапезниковой С.С. и Мироновой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старцево й Т. В. к Министерству общего профессионального образования Свердловской области, государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Висимский детский дом» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Старцева Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству общего профессионального образования Свердловской области, Висимскому детскому дому о взыскании невыплченной заработной платы в сумме 00 руб. за период с января Дата по сентябрь Дата. В обоснование заявленных исковых требований истец пояснила суду, что с Дата работает сторожем в Висимском детском доме, ранее называвшемся Детским домом # ..., с должностным окладом, размер которого менее минимального размера оплаты труда. Ответчик по указанию Министерства общего профессионального образования Свердловской области неправомерно производит начисление заработной платы в части исчисления районного коэффициента исходя из сумм должностного оклада с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, в то время как сумма районного коэффициента должны рассчитываться исходя из минимального размера оплаты труда, который с Дата был установлен законом в сумме 00 руб., а с Дата – 00 руб. Кроме того, она считает, что должна получать ежемесячно заработную плату в размере не менее минимальной оплаты труда после уплаты всех налогов и страховых взносов. Просила взыскать недоначисленную заработную плату в сумме 00 руб. за период с Дата по Дата. Требование о компенсации морального вреда заявлены, поскольку истец полагает, что по вине работодателя она был поставлена в сложное материальное положение, длительное время находится в стрессовой ситуации, поэтому испытывает нравственные и физические страдания, вынуждена обращаться за врачебной помощью из-за нестабильного артериального давления. Ответчики иск не признали. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, просило рассмотреть дело без участия представителя, направив в суд отзыв, в котором просило в иске отказать, полагая, что требования истца и её расчеты основаны на неверном толковании ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации и нормативных актов о системе оплаты труда в образовательных учреждениях Свердловской области. Истец обратилась в суд за пределами срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Представители Висимского детского дома в обоснование возражений по иску суду пояснили, что заработная плата истцу, работавшей сторожем с Дата выплачивается своевременно и в полном объеме. В соответствии с существующей системой оплаты труда к должностному окладу истца установлена надбавка за работу в детском доме, а также компенсационные выплаты за работу в ночное время, в выходные праздничные дни. Сумма районного коэффициента в размере 15 % рассчитывается, после начисления всех причитающихся истцу выплат, относящихся к заработной плате. Налоги из заработной платы истца удерживаются в соответствии с налоговым законодательством. Заслушав истца, представителей Висимского детского дома, допросив свидетеля, суд приходит к следующему. Дата муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом #» переименовано в государственное образовательное учреждение Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Висимский детский дом», который Дата переименован в государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Висимский детский дом», что подтверждается записями с трудовой книжке истца, уставом ответчика, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В пунктах 1, 7 и 9 устава Висимского детского дома предусмотрено, что данная некоммерческая организация являясь государственным казенным образовательным учреждением Свердловской области находится в ведомственном подчинении главного распорядителя средств областного бюджета Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, который осуществляет полномочия учредителя. На основании п. 114 устава Висимский детский дом отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недосточности у него указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Свердловская область в лице Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в порядке, определяемом действующим законодательством. Как видно из трудового договора от Дата с дополнительным соглашением от Дата, трудовой книжки, приказа о приеме на работу от Дата #, Старцева Т.В. с Дата работает сторожем ответчика. Дополнительным соглашением от Дата к трудовому договору от Дата истцу с Дата был установлен должностной оклад в 00 руб. Коллективным договором на Дата годы, заключенным Дата представителями работников и работодателем – Висимским детским домом, в разделе 6 предусматривается, что: тарифные ставки и должностные оклады для работников Висимского детского дома устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы; за работу в ночное время производится доплата сторожам (35 %) и другим работникам, перечисленным в коллективном договоре; доплаты и надбавки, не учтенные в разрядах ЕТС, выплачиваются в пределах фонда оплаты труда в соответствии с приложением # к коллективному договору. Дата в Висимском детском доме, с учетом мнения совета трудового коллектива, было утверждено положение об оплате труда работников (введено в действие с Дата), которое является неотъемлемой частью коллективного договора и определяет порядок формирования фонда оплаты труда работников за счет средств федерального бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, установления размеров окладов, ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. В п. 1.4 положения об оплате труда работников Висимского детского дома предусмотрено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с локальными нормативными актами, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных бюджетных учрежденийна Дата, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (п. 1.5. положения об оплате труда работников Висимского детского дома). Приказом директора Висимского детского дома от Дата # истцу установлен размер оплаты труда с минимальным должностным окладом в 00 руб. и компенсационной выплатой в 20 % от должностного оклада за работу в образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также с персональным повышающим коэффициентом (ППК) в 0,5 % от должностного оклада. Приказами директора Висимского детского дома истцу от Дата # и от Дата истцу на 2–3 кварталы Дата был установлен персональный повышающий коэффициент (ППК) в 0,7 % от должностного оклада. Допрошенная в качестве свидетеля бухгалтер Висимского детского дома – П. показала суду, что с Дата в её обязанности входит начисление заработной платы работникам детского дома. В своей работе она руководствуется законодательством о труде, нормативными актами об оплате труда бюджетников, коллективным договором и положением об оплате труда работников Висимского детского дома. В связи с оплатой труда работников пропорционально отработанного времени, она начисляет заработную плату исходя из размера установленного работнику оклада и сведений в табеле учета рабочего времени. Оклад подлежит увеличению на 20 % - надбавку за работу в детском доме и на персональный повышающий коэффициент. Заработок сторожей увеличивается в зависимости от часов, отработанных в ночное время и праздничные выходные дни. Сумма заработка с надбавками и доплатами увеличивается на районный коэффициент в 15 %. Если ежемесячная заработная плата работника полностью отработавшего норму рабочего времени составляет сумму меньшую минимального размера оплаты труда, производится доплата до минимального размера оплаты труда. Из месячного заработка удерживаются налог на доходы физических лиц, после чего заработная плата выдается работнику. Премии в Висимском детском доме имеют разовый характер и выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда. Из расчетных листков, полученных истцом от работодателя – Висимского детского дома, приказов по Висимскому детскому дому, реестров начисления заработной платы, представленных Висимским детским домом, следует, что за период с Дата по Дата ежемесячная заработная плата истца с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, а также районного коэффициента составила суммы: в Дата – в январе – 00 руб. 00 коп.; в феврале – 00 руб. 00 коп.; в марте– 00 руб. 00 коп.; в апреле – 00 руб. 00 коп., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда за февраль Дата, 00 руб. 00 коп. - доплата до минимального размера оплаты труда за март Дата, ; в мае – 00 руб. 00 коп., в том числе 00 руб. 00 коп. - доплата до минимального размера оплаты труда за апрель Дата ; в июне – 00 руб. 00 коп. (отработано 11 дней в связи с ежегодным отпуском); в июле – 00 руб. 00 коп.; в августе– 00 руб. 00 коп., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда за июль Дата, 00 руб. 00 коп. - доплата до минимального размера оплаты труда за август Дата; в сентябре – 00 руб. 00 коп.; в октябре – 00 руб. 00 коп., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда за сентябрь Дата, 00 руб. 00 коп. - доплата до минимального размера оплаты труда за октябрь Дата; в ноябре – 00 руб. в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в декабре – 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп.– доплата до минимального размера оплаты труда; в Дата – в январе – 00 руб. 00 коп.; в феврале – 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в марте - 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в апреле – 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в мае – 00 руб. 00 коп.; в июне – 00 руб. 00 коп.; в июле – 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в августе– 00 руб., в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в сентябре – 00 руб. в том числе 00 руб. 00 коп. – доплата до минимального размера оплаты труда; в октябре – 00 руб. 87 коп.,, 00 руб. 00 коп. - доплата до минимального размера оплаты труда за октябрь Дата, ; в ноябре – 00 руб. 00 коп.; в декабре – 00 руб. 00 коп; в Дата – в январе – 00 руб. 00 коп.; в феврале – 00 руб. 00 коп.; в марте – 00 руб. 00 коп., в апреле – 00 руб. 00 коп., в мае – 00 руб. 00 коп.; в июне – 00 руб. 00 коп.; в июле – 00 руб. 00 коп.; в августе– 00 руб. 00 коп.; в сентябре – 00 руб. 00 коп. До 1 сентября 2007 года в ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ минимальный размер оплаты труда определялся как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ). Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации). В то же время действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно данной статье тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. На основании ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «"О минимальном размере оплаты труда» был установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ), а с 1 июня 2011 года в сумме 4 611 рублей в месяц (в редакции Федерального закона от 1 июня 2011 года № 106-ФЗ). При указанных обстоятельства, принимая во внимание сведения, предоставленные сторонами, о начисленной истцу заработной плате, суд приходит к выводу, что за период с Дата по Дата размер месячной заработной платы истца с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат был не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, кроме заработной платы выплаченной истцу в июле, августе и сентябре Дата. В указанные месяцы Дата истцу была начислена ежемесячная заработная плата в сумме 00 руб. При этом истцу производилась доплата до минимального размера оплаты труда, но установленный законом минимальный размер оплаты труда в сумме 00 руб. не был достигнут, в результате истцом была недополучена заработная плата за июль, август, сентябрь Дата в общей сумме 00 руб. Доводы истца о том, что установленный постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» районный коэффициент в размере 15 %, подлежит начислению на размер тарифных ставок, окладов и т.п., который должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, указанного в ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм материального права. Исходя из действующего трудового законодательства, названный коэффициент нельзя считать коэффициентом, установленным в соответствии со ст. ст. 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации, так как он не является коэффициентом за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому правила, предусмотренные гл. 50 Трудового кодекса Российской Федерации, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, районного коэффициента к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие правоотношения не распространяются. Суд не принимает доводы истца о том, что Висимский детский дом должен выдавать заработную плату после удержания налогов в размере не меньшем минимального размера оплаты труда, поскольку ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает такого правила, согласно которому выдаваемая работнику заработная плата после уплаты налогов не должна быть ниже минимального размера оплаты труда. Учитывая изложенное, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части взыскания с Висимского детского дома невыплаченной истцу заработной платы за июль, август, сентябрь Дата в общей сумме 00 руб. Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В связи с тем, что ответчик – Висимский детский дом не выплатил истцу в полном объеме заработную плату за июль, август, сентябрь Дата, суд приходит к выводу, что истцу были причинены нравственные и физические страдания в связи с бездействием работодателя, поставившим работника в сложное материальное положение. С учетом объема и характера причиненных работнику нравственных и физических страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика – Висимского детского дома в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 00 рублей. В силу подп. 8 п. 1 ст. 333.20. Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы - по искам, вытекающим из трудовых правоотношений. С учетом принимаемого решения и размера государственной пошлины, установленной в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает, что с ответчика – Висимского детского дома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 00 руб. 00 коп. Руководствуясь ст. ст. 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Взыскать с государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Висимский детский дом» в пользу Старцевой Т. В., Дата года рождения, сумму 00 рублей, в том числе 00 рублей недополученной заработной платы за июль, август, сентябрь Дата, 00 рублей компенсации морального вреда, в остальной части иска отказать. Взыскать с государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Висимский детский дом» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 00 рубля 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение суда составлено Дата. Судья: подпись