Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года с. Октябрьское
Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе:
председательствующего судьи Джанаевой С.Н.,
при секретаре Алборовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Чемисовой Марины Николаевны к администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания, Правительству Республики Северная Осетия- Алания о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах Чемисовой М.Н. к АМС МО Пригородный район РСО - Алания и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник прокурора Габараев П.И. поддержал исковые требования и пояснил, что Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав (статья 46) и предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Чемисова М.Н. объективно оказалась в трудной жизненной ситуации. Однако юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами адвоката для защиты своих прав в суде не может по причине материальной необеспеченности. Поэтому она обратился к прокурору с заявлением, в котором просит оказать ей помощь в защите её права на внеочередное получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей. На основании поступившего заявления прокуратурой Пригородного района РСО-Алания была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, чтоЧемисова Марина Николаевна на основании распоряжения начальника Управления социальной защиты населения по Пригородному району от 01.01.08г. №1 являлась подопечной Чемисовой Анжелы Тузбековны, проживающей в с.Ир, ул. Калинина, 67. На основании Протокола заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам при Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район от 19.06.2008 г. №3 и в соответствии со статьей 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Чемисова М.Н. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации; в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в соответствии с пунктом 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и пунктом 2 статьи 50 норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов; в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 N 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» в государственном жилищном фонде Республики Северная Осетия-Алания норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 03.08.2007г. №185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РСО-Алания), вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения; согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСО-Алания, жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; согласно пункту 2 статьи 7 Закона РСО-Алания, предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, благоустроенном применительно к условиям данного населенного пункта; отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади; согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСО-Алания, в случае невозможности предоставления жилья в населенном пункте, откуда выбыл несовершеннолетний, жилая площадь может быть предоставлена ему органами местного самоуправления по согласованию с несовершеннолетним и соответствующими органами опеки и попечительства в другом населенном пункте района республики; согласно статье 8 Закона РСО-Алания, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту:
1) прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности;
2) окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения;
3) окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения;
4) окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
5) по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На момент обращения прокурора в суд Чемисова Марина Николаевна жильем не обеспечена, тем самым нарушено ее право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав (статья 46) и предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На основании изложенного просит обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район предоставить Чемисовой М.Н. внеочередное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.
В судебном заседании представитель Чемисовой М.Н. - Чемисова А.Т. поддержала исковые требования и пояснила, что родители ее доверительницы умерли: мать Чемисова Ф.Х. - 6 декабря 2002 года, а отец Чемисов Н.Н. - 7 апреля 2005 года. Чемисова М.Н. родилась 2 января 1991 года. Поставлена на учет как ребенок-сирота, нуждающаяся в жилье, в администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район 19.06.2008 г. Достигла совершеннолетия 2 января 2009 года. Окончила торговый техникум в 2009 году. Родители Чемисовой М.Н. жилого помещения не имели. Чемисова М.Н. собственного или закрепленного жилья также не имеет.
Представитель АМС МО - Пригородный район Калоев В.А. в судебном заседании иск прокурора не признал, и пояснил, что не оспаривает право Чемисовой М.Н. на получение жилья вне очереди, однако, обращаясь с исковым заявлением, прокурор не выполнил требования ст.45 ГПК РФ, а именно: отсутствует как устное, так и письменное доказательство обращения с заявлением гр. Чемисовой М.Н. к прокурору, отсутствует обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином с приложением копии соответствующих документов, либо указание на обращении гражданки Чемисовой М. Субвенции на приобретение жилого помещения администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район не были выделены Правительством Республики Северная Осетия- Алания, поэтому администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район не имела возможности приобрести жилье для Чемисовой М.Н. Администрация не выполняла никаких действий по исправлению данной ситуации и никуда по вопросу выделения субвенций для обеспечения детей жильем не обращались. Считает, что администрация выполнила требования, которые к ней предъявляются, право Чемисовой М.Н. на предоставление жилья не было ими нарушено. На администрацию возложена обязанность ежеквартально направлять сведения о детях - сиротах в межведомственную комиссию и Министерство финансов РСО - Алания, однако не может представить доказательства того, что подобные сведения были направлены в отношении Чемисовой М.Н. за один год до прекращения опеки или окончания ею учебного заведения.
Представитель Правительства Республики Северная Осетия- Алания Галуев А.Д. в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что не оспаривает право Чемисовой М.Н., являвшейся ребенком-сиротой, на внеочередное получение жилья. В соответствии с законом от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта РФ, в данном случае - Республики Северная Осетия - Алания. В целях реализации Федерального закона был принят Республиканский закон «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.12.2005г. №68 - РЗ. Статьей 9 указанного Закона установлено, что расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям - сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Администрация местного самоуправления вправе за счет своих средств приобрести жилье Чемисовой М.Н., после чего их расходы будут возмещены Правительством Республики Северная Осетия- Алания. Средства администрации местного самоуправления не выделялись в связи с тем, что администрация не представляла своевременно в Межведомственную комиссию и Минфин соответствующие списки детей - сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время бюджет Республики Северная Осетия-Алания не располагает достаточными финансовыми возможностями для выделения субвенций органам местного самоуправления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ежегодно в бюджет Республики Северная Осетия-Алания закладываются средства на указанные расходы. С 2007 года ни одной бюджетной заявки от АМС Пригородного района в Минфин РСО - Алания с просьбой выделить субвенции на реализацию закона №68 - РЗ не поступило. Если администрация местного самоуправления будет своевременно, за год до наступления события, влекущего обязанность предоставления жилья детям-сиротам и иным лицам этой категории, представлять сведения в Межведомственную комиссию, то субвенции будут закладываться в бюджет следующего года и выделяться администрации местного самоуправления для реализации этих целей. Считает также, что удовлетворение иска прокурора может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия-Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).
Анализ вышеприведенных правовых норм показывает, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3. наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что Чемисова М.Н. относится к категории лиц, имеющих право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На это указывают следующие доказательства: свидетельство о рождении I-ИО №257916 от 26 апреля 1995 года, из которого видно, что Чемисова М.Н. родилась 2 января 1991 г. Её родителями являются Чемисов Н.Н., Чемисова Ф.Х.; свидетельство о смерти I-ИО № 533321 от 30.12.2002 года, из которого усматривается, что Чемисова Ф.Х. умерла 6 декабря 2002 года; свидетельство о смерти I-ИО №557223 от 29 апреля 2005 года, из которого видно, что Чемисов Н.Н. умер 7 апреля 2005 года; выписка из протокола заседания жилищной комиссии АМС МО Пригородный район №3 от 19 июня 2008 года, из которой видно, что Чемисова М.Н. зарегистрирована как лицо, нуждающееся в жилом помещении; сведения о детях-сиротах, нуждающихся в жилье, по состоянию на 1 декабря 2010 года, в которых значится Чемисова М.Н.
Таким образом, Чемисова М.Н., 2 января 1991 года рождения, относится к категории лиц, установленных ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом установлено, что закрепленного за ней жилого помещения на момент лишения родительского попечения и на момент рассмотрения дела в суде Чемисова М.Н. не имеет. Свой вывод об этом суд основывает на следующем.
В силу ч. 4 ст. 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005г. №68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительство), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.
Из распоряжения администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район №198 от 24.04.2006 г. об учреждении опеки над несовершеннолетней Чемисовой М.Н. видно, что при установлении опеки имущества и жилья у несовершеннолетней Чемисовой М.Н. нет. Аналогичные сведения содержатся и в распоряжении администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район №186 от 24.09.2007 г. Изложенное указывает на отсутствие у Чемисовой М.Н. закрепленного жилого помещения на момент лишения родительского попечения. Это обстоятельство объективно подтверждается и отсутствием доказательств, свидетельствующих об обратном, которые должны быть представлены ответчиками в силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Отсутствие у Чемисовой М.Н. закрепленного жилого помещения косвенно подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания №08/006/2011-153, №08/006/2011-152, №08/006/2011-151 от 24 февраля 2011 г., из которых видно, что за Чемисовой М.Н. и её родителями Чемисовым Н.Н., Чемисовой Ф.Х. объекты недвижимого имущества на праве собственности по Пригородному району не числятся.
При этом следует критически оценить сведения, содержащиеся в распоряжении УСЗН по Пригородному району № 1 от 1 января 2008 г. «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Чемисовой М.Н.», о наличии у Чемисовой М.Н. права наследования доли домовладения умерших родителей в с. Ир по ул. Калинина, 67, поскольку данные сведения являются недостоверными и опровергаются объяснениями представителя Чемисовой М.Н. Чемисовой А.Т., являвшейся опекуном Чемисовой М.Н., о том, что дом №67 по ул. Калинина с. Ир никогда не принадлежал родителям Чемисовой М.Н. Указанный дом являлся её, Чемисовой А.Т., собственностью. Этот дом она купила в 2006 году, после смерти родителей Чемисовой М.Н., у и в 2008 г. продала его. У родителей Чемисовой М.Н. своего жилья не было. У Чемисовой М.Н. также нет жилья; договором купли-продажи от 17.07 2008 г., из которого видно что Чемисова А.Т. продала жилой дом № 67 по ул. Калинина с. Ир, принадлежащий ей на основании договора купли-продажи от 17.01.2006 г.; показаниями свидетеля Плиевой З.М., старшего специалиста органа опеки и попечительства УСЗН по Пригородному району, о том, что запись в распоряжении об учреждении попечительства над несовершеннолетней Чемисовой М. Н. о праве ее наследования доли домовладения умерших родителей в с.Ир, ул.Калинина, 67, была сделана со слов и письменными доказательствами не была подтверждена.
Из диплома № 90 БА 0414183 видно, что Чемисова М.Н. поступила в 2006 году в ГОУ среднего профессионального образования «Владикавказский торгово-экономический техникум» и завершила обучение 20 июня 2009 году.
Таким образом, правоотношения по предоставлению вне очереди жилого помещения Чемисовой М.Н. возникли после окончания ею учебного заведения, то есть с 20 июня 2009 г.
Утверждения представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Калоева В.А. об отсутствии в администрации местного самоуправления денежных средств на приобретение жилых помещений, о том, что Правительство Республики Северная Осетия- Алания не выделило субвенции для приобретения жилья Плиевой Ф.О., в связи с чем не имеется возможности предоставить ей жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, не может повлиять на право Чемисовой М.Н. на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди по месту жительства по договору социального найма на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Довод представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Калоева В. А. о том, что администрация местного самоуправления не нарушила право Чемисовой М.Н. на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, является надуманным, поскольку о нарушении права Чемисовой М.Н. на внеочередное получение жилья свидетельствует не только совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, приведенных в решении суда, но и фактические обстоятельства, указывающие на то, что до настоящего времени Чемисова М.Н., имеющая право на получение жилого помещения вне очереди со 2 января 2009 года, в нарушение требований закона не обеспечена жильем. Кроме того, на нарушение администрацией местного самоуправления МО-Пригородный район права Чемисовой М.Н. на своевременное обеспечение жилым помещением вне очереди указывает и факт невыполнения администрацией местного самоуправления п.6 Постановления Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 3 августа 2007 г. N 185 « О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», в соответствии с которыморганы местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики ежеквартально направляют в Межведомственную комиссию и в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, имеющих право на внеочередное получение жилья и состоящих на учете в органах местного самоуправления, с указанием возможного варианта обеспечения их жильем на территории определенного населенного пункта республики. Сведения должны содержать информацию о лицах, нуждающихся в обеспечении жильем, за один год до наступления следующих обстоятельств:
прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончанием пребывания в приемной семье или в иных случаях приобретения полной дееспособности;
окончание пребывания в воспитательном (образовательном), лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения;
завершение обучения в образовательном учреждении начального, среднего специального и высшего профессионального образования;
окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Доказательств, подтверждающих факт направления администрацией местного самоуправления в межведомственную комиссию сведений в отношении Чемисовой М.Н. за один год до прекращения опеки, то есть в декабре 2007 года, представителем администрации местного самоуправления Калоевым В.А. не представлено.
Довод представителя Правительства Республики Северная Осетия- Алания Галуева А. Д. о том, что удовлетворение иска может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, не основан на законе, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, можно сделать вывод о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
На основании изложенного, принимая также во внимание принцип единства судебной практики по данной категории дел, суд считает, что обязанность предоставить Чемисовой М.Н. в Пригородном районе Республики Северная Осетия- Алания жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, должна быть возложена на администрацию местного самоуправления МО-Пригородный район за счет субвенций, которые должны быть выделены администрации местного самоуправления из бюджета Республики Северная Осетия- Алания, поскольку предоставление Чемисовой М.Н. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Свой вывод суд основывает на следующем.
Абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом конституционно-правового смысла указанной нормы, выявленного Конституционным Судом РФ в определении от 05.02.2009 N 250-О-П, предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Таковые полномочия органам местного самоуправления делегированы Законом Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания).
Данные нормы Закона Республики Северная Осетия-Алания согласуются и с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
При этом обязанность финансирования мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъект Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такая же обязанность субъекта Российской Федерации установлена п. 1 ст.9 Закона Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ (в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2007 N 26-РЗ), в соответствии с которым расходы на реализацию мер по предоставлению жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.
Утверждение представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Калоева В.А. о том, что прокурор не имел полномочий на предъявление настоящего иска в суд, является необоснованным, поскольку противоречит ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для заявления прокурора является обращение к нему граждан о защите права на обеспечение жильем в государственном или муниципальном жилищных фондах. Таковое обращение Чемисовой М.Н. имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Чемисовой Марины Николаевны удовлетворить.
Обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания предоставить Чемисовой Марине Николаевне жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ С.Н. ДЖАНАЕВА