Дело № 2-89/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 марта 2011 года с.Октябрьское
Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе:
председательствующего судьи Джанаевой С.Н.,
при секретаре Качмазове М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Варзиевой Оксаны Олеговны к администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания, Правительству Республики Северная Осетия- Алания о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пригородного района РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах Варзиевой Оксаны Олеговны к АМС МО Пригородный район РСО - Алания и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании помощник прокурора Габараев П.И. поддержал исковые требования и пояснил, что Варзиева О.О. согласно распоряжению начальника управления социальной защитой населения по Пригородному району от 24.09.1999г. №80 являлась подопечной Цараховой К.Х., проживающей в пос.Заводской, ул. Путейцев, 67. На основании протокола заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам при администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район от 28.12.2009г. №7 и в соответствии со статьей 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Варзиева О.О. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации; в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; в соответствии с пунктом 1 статьи 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и пунктом 2 статьи 50 норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов; в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 N 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» в государственном жилищном фонде Республики Северная Осетия-Алания норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека; в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 03.08.2007г. №185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем, имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа; согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РСО-Алания), вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения; согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСО-Алания, жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; согласно пункту 2 статьи 7 Закона РСО-Алания, предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, благоустроенном применительно к условиям данного населенного пункта; отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади; согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСО-Алания, в случае невозможности предоставления жилья в населенном пункте, откуда выбыл несовершеннолетний, жилая площадь может быть предоставлена ему органами местного самоуправления по согласованию с несовершеннолетним и соответствующими органами опеки и попечительства в другом населенном пункте района республики; согласно статье 8 Закона РСО-Алания, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту: прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Исходя из этого право Варзиевой О.О. на получение жилья возникло после прекращения опеки. Однако на момент обращения прокурора в суд Варзиева О.О. жильем не обеспечена, тем самым нарушено ее право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав (статья 46) и предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Варзиева О.О. объективно оказалась в трудной жизненной ситуации. Однако юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами адвоката для защиты своих прав в суде не может, по причине материальной необеспеченности. Кроме того, Конвенция о защите прав и основных свобод граждан от 4.11.1950 г. каждому, в случае нарушения его гражданских прав, дает право на справедливое и публичное судебное разбирательство (статья 6). Таким образом, единственным предусмотренным законодательством механизмом обеспечения прав лиц указанной категории на квалифицированную юридическую помощь и соответственно их свободного доступа к правосудию для защиты их прав, свобод и интересов, в соответствии со ст.45 ГПК РФ является обращение прокурора в суд. Просит обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район предоставить Варзиевой Оксане Олеговне, 03.05.1989 г.р., внеочередное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.
В судебном заседании Варзиева О.О. поддержала исковые требования и пояснила, что ее родители умерли: мать Данилова Л.Г.- 3 марта 1993 года, а отец Варзиев О.Х.- 20 июня 1999 года. Достигла совершеннолетия 3 мая 2007 года. Обучается в СОГПИ на 4 курсе факультета социальной и дошкольной педагогики очного отделения, куда поступила в 2007 г. С 28 декабря 2009 года принята на учет АМС МО Пригородный район РСО-Алания в качестве ребенка - сироты, нуждающейся в жилом помещении. Проживает с сыном на съемной квартире в с. Михайловское по ул.К.Либкнехта, 33. Собственного жилья не имеет. Считает, что имеет право на получение вне очереди жилого помещения с момента прекращения опеки.
Представитель АМС МО - Пригородный район Калоев В.А. в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что требования предъявлены преждевременно, поскольку Варзиева О.О. является студенткой 4 курса СОГПИ факультета социальной и дошкольной педагогики очного отделения, и реализовать право на получение внеочередного благоустроенного жилья она сможет лишь после окончания обучения в ВУЗе.
Представитель Правительства Республики Северная Осетия- Алания Галуев А.Д. в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что исковые требования предъявлены преждевременно, поскольку Варзиева О.О. является студенткой 4 курса СОГПИ факультета социальной и дошкольной педагогики очного отделения, и реализовать право на получение внеочередного благоустроенного жилья она сможет лишь после окончания обучения в ВУЗе.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчики в судебном заседании не оспаривали право Варзиевой О.О. на получение вне очереди жилого помещения на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вместе с тем, довод прокурора и Варзиевой О.О. о том, что право Камболовой Р.И. на получение вне очереди жилого помещения возникло с момента прекращения опеки в связи с достижением совершеннолетия с 3 мая 2007 года, не основано на законе.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с абз.2 ст.8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005г. №68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту: 1) прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; 2) окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; 3) окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; 4) окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; 5) по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 9 п.п.1 Постановления Правительства Республики Северная Осетия- Алания от 3 августа 2007 г. №185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, а также лиц из их числа» постановка на регистрационный учет на получение жилья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, а также лиц их числа в возрасте от 18 до 23 лет производится при предоставлении пакета документов, в том числе заявления гражданина о принятии на учет. Следовательно, постановка на учет на получение жилья указанной категории лиц носит заявительный характер.
В судебном заседании установлено, что заявление о постановке на учет на получение жилого помещения было подано Варзиевой О.О. 18 декабря 2009 г. Варзиева О.О. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенок-сирота 28 декабря 2009 года, о чем свидетельствует протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район от 28 декабря 2009; опека над Варзиевой О.О. была прекращена 3 мая 2007 года в связи с достижением ею совершеннолетия. На это указывает свидетельство о рождении № 343214 от 9 октября 1991 г. В настоящее время Варзиева О.О. является студенткой 4 курса СОГПИ факультета социальной и дошкольной педагогики дневного отделения, куда поступила в 2007 году. Указанное обстоятельство подтверждается справкой СОГПИ №91 от 6 ноября 2009 года, имеющейся в материалах учетного дела, объяснениями самой Варзиевой О.О.
Таким образом, на момент подачи заявления о постановке на учет на получение вне очереди жилого помещения Варзиева О.О. являлась студенткой дневного отделения высшего профессионального учебного заведения.
Следовательно, правоотношения по предоставлению Варзиевой О.О. вне очереди жилого помещения возникнут после окончания ею обучения в образовательном учреждении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в иске, заявленном в интересах Варзиевой Оксаны Олеговны, к администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания и Правительству Республики Северная Осетия- Алания о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия- Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Н. Джанаева