Решение об удовлетворении иска прокурора в интересах Датиева Т.С. к АМС МО Пригородный район и Правительству РСО-А о предоставлении благоустроенного жилья



Дело № 2-94/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года с. Октябрьское

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия- Алания в составе:

председательствующего судьи Джанаевой С.Н.,

при секретаре Алборовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Датиева Темрболата Станиславовича к администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Республики Северная Осетия- Алания, Правительству Республики Северная Осетия- Алания о возложении обязанности предоставления вне очереди благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Пригородного района РСО-Алания обратился в суд с иском в интересах Датиева Т.С. к администрации местного самоуправления МО-Пригородный район РСО - Алания и Правительству РСО-Алания о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В судебном заседании помощник прокурора Габараев П.И. поддержал исковые требования и пояснил, что Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав (статья 46) и предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48). Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.1998 N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Датиев Т.С. объективно оказался в трудной жизненной ситуации, юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами адвоката для защиты своих прав в суде не может по причине материальной необеспеченности. Поэтому Датиев Т.С. обратился к прокурору с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в защите его права на внеочередное получение жилья как лица, оставшегося без попечения родителей. На основании поступившего заявления прокуратурой Пригородного района РСО-Алания была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что Датиев Т.С. согласно распоряжению начальника управления социальной защиты населения по Пригородному району от 2001 г. являлся подопечным Датиевой Ф.М., проживающей в с. Октябрьское, ул. Маяковского, 11. На основании протокола заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам при администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район от 15.05.2008 г. №2 и в соответствии со статьей 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Датиев Т.С. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма и п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов; в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 N 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания» в государственном жилищном фонде Республики Северная Осетия-Алания норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 03.08.2007г. №185 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа; согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами; в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005г. №68 - РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения. Согласно п. 1 ст. 7 Закона РСО-Алания жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; согласно пункту 2 статьи 7 Закона РСО-Алания предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта откуда выбыл несовершеннолетний в доме капитального типа, благоустроенном применительно к условиям данного населенного пункта; отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь размер не менее установленной нормы жилой площади. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона РСО-Алания в случае невозможности предоставления жилья в населенном пункте откуда выбыл несовершеннолетний жилая площадь может быть предоставлена ему органами местного самоуправления по согласованию с несовершеннолетним и соответствующими органами опеки и попечительства в другом населенном пункте района республики; согласно статье 8 Закона РСО-Алания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту: прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На момент обращения прокурора в суд Датиев Т.С. жильем не обеспечен, тем самым нарушено его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Просит обязать администрацию местного самоуправления муниципальное образование - Пригородный район предоставить Датиеву Т.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.

В судебном заседании Датиев Т.С. поддержал исковые требования и пояснил, что совершеннолетия достиг в 2004 году. В 2005 году поступил на учебу на заочное отделение Горского Государственного Аграрного Университета. Работает слесарем - ремонтником 5 разряда во Владикавказском муниципальном унитарном предприятии «Водоканал». Мама умерла в 1993 году. Опекуном была назначена бабушка. Отец умер в 2005 году, бабушка умерла в 2010 году. Встал на учет в качестве нуждающегося в жилье в мае 2008 года. Его родители не имели собственного жилья. Он также не имеет закрепленного за ним жилого помещения. Считает, что имеет право на получение жилья вне очереди, но до настоящего времени жильем не обеспечен.

Представитель АМС МО - Пригородный район Калоев В.А. в судебном заседании иск прокурора не признал, и пояснил, что Датиев Т.С. значится в списке лиц, которые должны быть обеспечены жильем вне очереди. В настоящее время Датиев Т. С. является студентом ВУЗа и, следовательно, его право на получение жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, возникнет по окончании обучения. Кроме того, субвенции на приобретение жилья Датиеву Т.С. администрации местного самоуправления Правительством Республики Северная Осетия- Алания не выделялись. Свободного жилья в администрации местного самоуправления не имеется.

Представитель Правительства Республики Северная Осетия- Алания Галуев А.Д. в судебном заседании иск прокурора не признал, пояснил, что право Датиева Т.С. на получение жилья вне очереди на основании Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оспаривает, Датиев Т.С. относится к категории лиц, которые должны быть обеспечены вне очереди жилым помещением. Однако, как было установлено в судебном заседании, Датиев Т.С. является студентом заочного отделения и, следовательно, право у него возникнет по завершении обучения в высшем учебном заведении. Кроме того считает, что удовлетворение иска прокурора может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц,

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского и учетного дел, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, определяются категории лиц, на которых распространяется действие этого Закона. Это дети-сироты, то есть лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей, то есть лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 1 статьи 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантирует на территории Республики Северная Осетия-Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, право на жилье. Вне очереди обеспечиваются жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Анализ вышеприведенных правовых норм показывает, что для предоставления жилья в порядке п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходима совокупность нескольких условий: 1. наличие у лица определенного статуса - ребенка-сироты или лица из их числа; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения, отсутствие жилья на момент лишения родительского попечения; 3. наступление юридического факта, а именно: прекращение попечительства в связи с достижением совершеннолетия, окончание пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончание пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончание обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончание срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Ответчиками не оспаривается, что Датиев Т.С. относится к категории лиц, имеющих право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На это указывают следующие доказательства: из свидетельства о рождении Датиева Т.С. I-ИО №627478 от 30 апреля 2008 года видно, что родителями Датиева Т.С. являются Датиев Станислав Алмахситович и Дулаева Белла Харитоновна; из свидетельства о смерти I-ИО №500974 от 8 февраля 2000 года усматривается, что Датиева Белла Харитоновна умерла 29 декабря 1993 года; из свидетельства о смерти I-ИО №561394 от 13 января 2006 года видно, что Датиев Станислав Алмахситович умер 7 октября 2005 г.; из выписки из протокола заседания жилищной комиссии АМС МО- Пригородный район №2 от 15 мая 2008 года видно, что Датиев Т.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота.; из сведений о детях-сиротах, нуждающихся в жилье, по состоянию на 1 декабря 2010 года усматривается, что Датиев Т.С. состоит в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации местного самоуправления МО-Пригородный район.

Таким образом, Датиев Т.С., 26.11.1986 года рождения, относится к категории лиц, установленных ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Судом установлено, что закрепленного за ним жилого помещения на момент лишения родительского попечения и на момент рассмотрения дела в суде Датиев Т.С. не имеет. Свой вывод об этом суд основывает на следующем.

В силу ч. 4 ст. 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005г. №68-РЗ "Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительство), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.

Доказательств, свидетельствующих о закреплении за Датиевым Т.С. занимаемого жилого помещения при установлении опеки, ответчики не представили. Отсутствие у Датиева Т.С. закрепленного жилого помещения подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Республике Северная Осетия-Алания №08/006/2011-158 от 24 февраля 2011 года; №08/006/2011-157 от 24 февраля 2011 года,№08/006/2011-156 от 24 февраля 2011 года; справкой ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания от 21.02.2001 №103, из которых видно, что Датиев Т.С., его родители Датиев С.А. и Датиева (Дулаева) Б.Х. не имеют на праве собственности объектов недвижимого имущества по Пригородному району. Принимая во внимание то обстоятельство, что Датиев Т.С. подал заявление о принятии его на учет для получения вне очереди жилого помещения как лица, лишенного родительского попечения, 28 апреля 2008 года, поставлен на учет 15 мая 2008 г., право на внеочередное получение жилого помещения возникло у Датиева Т.С. с указанного времени.

Довод представителей ответчиков о том, что право Датиева Т.С. на предоставление ему жилого помещения возникнет после окончания высшего учебного заведения, не основан на законе. Так, судом установлено, что Датиев Т.С. является студентом Горского государственного аграрного университета отделения заочного обучения, на что указывает справка администрации ГГАУ №18 от 12 марта 2011 г. Анализ ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации,ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» показывает, что законодатель, определяя событие, с момента наступления которого возникает право на получение вне очереди жилого помещения у лиц, названных в ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, окончание высшего профессионального обучения, предполагает обучение данного лица на очном отделении высшего учебного заведения, при котором студент должен быть обеспечен бесплатным общежитием. Иное толкование указанных норм будет противоречить принципам и целям закона, принятого для защиты интересов наименее защищенных слоев граждан. На это указывает и п.8 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающийполное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

Утверждения представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Калоева В.А. об отсутствии у них свободного жилья, о том, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, Правительство Республики Северная Осетия- Алания не выделило субвенции для предоставления жилья Датиеву Т.С., в связи с чем не имеется возможности предоставить ему жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, поэтому администрация местного самоуправления не имеет возможности предоставить Датиеву Т.С. жилое помещение не может повлиять на право Датиева Т.С. на получение благоустроенного жилого помещения вне очереди по месту жительства по договору социального найма на основании ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 8 Закона Республики Северная Осетия- Алания « Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Довод представителя Правительства Республики Северная Осетия- Алания Галуева А. Д. о том, что удовлетворение иска может привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц, не основан на законе, поскольку исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, можно сделать вывод о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

На основании изложенного, принимая также во внимание принцип единства судебной практики, суд считает, что обязанность предоставить Датиеву Т.С. в Пригородном районе Республики Северная Осетия- Алания жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, должна быть возложена на администрацию местного самоуправления МО-Пригородный район за счет субвенций, которые должны быть выделены администрации местного самоуправления из бюджета Республики Северная Осетия- Алания, поскольку предоставление Датиеву Т.С. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Свой вывод суд основывает на следующем.

Абзац 2 пункта 1 статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом конституционно-правового смысла указанной нормы, выявленного Конституционным Судом РФ в определении от 05.02.2009 N 250-О-П, предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Таковые полномочия органам местного самоуправления делегированы Законом Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в силу которого органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания).

Данные нормы Закона Республики Северная Осетия-Алания согласуются и с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

При этом обязанность финансирования мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъект Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такая же обязанность субъекта Российской Федерации установлена п. 1 ст.9 Закона Республики Северная Осетия- Алания от 22 декабря 2005 года №68-РЗ (в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 15.06.2007 N 26-РЗ), в соответствии с которым расходы на реализацию мер по предоставлению жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования.

Утверждение представителя администрации местного самоуправления МО-Пригородный район Калоева В. о том, что прокурор не имел полномочий на предъявление настоящего иска в суд, является необоснованным, поскольку противоречит ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случае, если основанием для заявления прокурора является обращение к нему граждан о защите права на обеспечение жильем в государственном или муниципальном жилищных фондах. Таковое обращение Датиева Т.С. имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Датиева Темрболата Станиславовича удовлетворить.

Обязать администрацию местного самоуправления муниципального округа - Пригородный район РСО - Алания предоставить Датиеву Темрболату Станиславовичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства за счет средств бюджета Республики Северная Осетия- Алания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Н. Джанаева