дело 2-259/11 решением заявление Абоевой М.Е. об оспаривании постановления главы местного самоуправления АМС МО о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворено 06 июля 2011 года



Дело №2-259/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>              06 июля 2011г.

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Гатеева С.Г.,

при секретаре Габуаевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абоевой Мадинат Еруслановны, об оспаривании постановления главы администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании восстановить на учет,

установил:

Абоева М.Е. обратилась в <адрес> районный суд <адрес> с указанным заявлением. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ Страдает тяжелой формой хронического заболевания, состоит на учете в кабинете врача-психиатра с диагнозом «сосудистое заболевание головного мозга, слабоумие с нарушением функций тазовых органов», с 2006г. является инвалидом первой группы. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ при наличии указанного заболевания совместное проживание в одной квартире с другими лицами невозможно, необходима дополнительная жилая площадь. Своего жилья не имеет, зарегистрирована и проживает в жилом доме, находящимся по адресу: <адрес>, <адрес>. Дом принадлежит сыну ФИО4, согласно справке выданной администрацией Михайловского сельского поселения о ДД.ММ.ГГГГ по указанному адресу зарегистрированы и проживают десять человек. При таких обстоятельствах Абоева М.Е. решила воспользоваться своим правом на получение мер социальной поддержки, в частности по обеспечению жильем, согласно Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и др. нормативных актов, и обратилась с заявлением о принятии на учет по улучшению жилищных условий в администрацию местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес>, к заявлению были приложены необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> было принято решение о принятии Абоевой М.Е., вдовы ветерана Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ст.27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам, было принято решение снять Абоеву М.Е. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Названное постановление считает незаконным, поскольку обстоятельств, являющихся основанием для снятия ее с учета установлено не было. Собственного жилья не имеет, проживает в доме на основании договора найма жилого помещения, заключенного с ее сыном, членом семьи которого она не является. С жилищного учета Абоева М.Е. была снята в связи с тем, что она якобы обеспечена нормой жилой площади жилого помещения, при этом, при постановки ее на учет и при снятии с учета, никаких изменений в ее жилищных вопросах не произошло, каких-либо доказательств законности принятого решения о снятии с очереди, ей представлено не было. Кроме того, на момент снятия ее с учета личные дела очередников в администрации муниципального образования отсутствовали. Указание об обеспеченности Абоевой М.Е. нормой жилой площади сделано произвольно, как и снятие ее с учета. Об этом свидетельствует письмо от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Абоева М.Е. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотиву, что в документах выявлены факты не подтверждающие ее право на меры социальной поддержки. Согласно выписки из протокола жилищная комиссия по жилищным вопросам решила снять ее с учета на заседании от ДД.ММ.ГГГГ, а главой администрации постановление о снятии граждан с учета принято ДД.ММ.ГГГГ Согласно справке территориального отделения социальной защиты населения по Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ Абоева М.Е., как вдова инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на льготы в соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах». С момента постановки ее на учет с ДД.ММ.ГГГГ жилищные условия не менялись. Это свидетельствует о том, что при разрешении вопроса о снятии ее с учета комиссия не исследовала все обстоятельства. В нарушение действующего законодательства решение комиссии о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении ей выдано не было. О решении администрации ей стало известно лишь в прокуратуре <адрес> района <адрес>, куда она обратилась с заявлением. Из письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, состоялось ли вообще заседание комиссии по рассмотрению ее вопроса или нет, было ли вынесено решение, не сообщена дата и конкретные причины принятия такого решения, и другие сведения. Таким образом, Абоева М.Е. была лишена возможности обжаловать решение о снятии ее с учета. Просила суд признать постановление главы муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, и обязать жилищную комиссию по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации муниципального образования Пригородный район восстановить ее в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также просила суд восстановить ей срок для обжалования постановления и решения.

В судебном заседании представитель Абоевой М.Е. - ФИО4, уполномоченный на совершение процессуальных действий на основании нотариально удостоверенной доверенности АВ025494 от ДД.ММ.ГГГГ, и её адвокат ФИО5, уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Пояснили, что о постановлении главы муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решении жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях стало известно лишь в апреле 2011г., после обращения в прокуратуру <адрес>.

Представитель администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> ФИО6, уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные требования не признала, и пояснила, что Абоева М.Е., согласно действующего законодательства, в частности ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, является членом семьи собственника дома, в котором она прописана и проживает - своего сына ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам и приватизации жилья рассмотрела представленные Абоевой М.Е. документы, в том числе справку администрации Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую состав семьи из 10 человек, акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, где указана площадь жилого помещения 100 кв.м., справку , подтверждающую инвалидность первой группы. Абоева М.Е. была признана нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации как являющаяся членом семьи собственника жилого помещения, проживающая в доме, занятом несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном доме невозможно при общей площади жилого помещения в 100 кв.м., при учетной норме 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего человека. Учетная норма установлена постановлением администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ . Указанная учетная норма распространяется на всех граждан, проживающих в жилых помещениях независимо от формы собственности. Однако после проверки достоверности сведений, содержащихся в деле заявителя, а также документальной проверки был выявлен факт неправомерного нахождения заявителя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В частности установлено, что заявитель является членом семьи сына - ФИО4, проживает в жилом доме по адресу <адрес> с 1986г. Состав семьи 5 человек, при общей площади домовладения 116,5 кв.м. Скрыв указанные обстоятельства Абоева М.Е. вместе с тем самостоятельно, преднамеренно, искусственно ухудшила свои жилищные условия, которые выразились в проживании в семье сына по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому заявительница снимала у сына комнату площадью 8 кв.м. Однако указанный договор нельзя считать заключенным. Все действия Абоевой М.Е. искусственно привели к состоянию, требующему участия со стороны администрации района и органов государственной власти в обеспечении ее другим жильем. Эти действия являются умышленными и недобросовестными со стороны заявителя. Из актов обследования жилищных условий Абоевой М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, справок администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь жилого дома 116,5 кв.м., состав семьи 5 человек, куда входит и заявительница. Следовательно, Абоева М.Е. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку семья составом 5 человек обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Абоева М.Е. была снята с жилищного учета. Указанное решение было утверждено постановлением главы администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ -а Абоева М.Е. была поставлена в известность о снятии ее с жилищного учета с приложением копии постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, Абоева М.Е. пропустила срок для обжалования решений и действий, предусмотренный ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Согласно разъяснениям, данным в п.25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как видно из материалов дела и установлено судом, в марте 2010г. Абоева М.Е. обратилась в администрацию местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова инвалида Великой Отечественной войны (л.д.36).

Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес>, принятом на заседании от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Абоева М.Е., 1922 года рождения, вдова ветерана Великой Отечественной войны, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.31).

Как усматривается из постановления главы администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, им утвержден список ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Абоева М.Е., 1922 года рождения, в указанном списке значится под №47 (имеется отметка о снятии с учета) (л.д.32).

Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес>-Алания, принятом на заседании от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) вдова ветерана Великой Отечественной войны Абоева М.Е., была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ст.27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>". При этом в качестве основания снятия с учета указано, что она проживает семьей с сыном, где нормой общей площади жилого помещения обеспечена (л.д.30).

Постановлением главы администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Абоева М.Е., снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ст.27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>" и согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес>.

Частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.6 ч.1 указанной статьи, ссылка на которую имеется в оспариваемых решении и постановлении, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>" предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании решения жилищной комиссии после его утверждения главой муниципального образования (администрации) в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Между тем, оспариваемые решение и постановление, в нарушение ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат суждения относительно наличия в представленных Абоевой М.Е. документах сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием для принятия на учет, а также наличия неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие Абоевой М.Е. на учет.

Таким образом, решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и постановление главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приняты по основанию, не предусмотренному законом (п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ч.1 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>").

Как следует из возражений представителя администрации местного самоуправления и видно из дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссия по жилищным вопросам и приватизации жилья рассмотрела представленные Абоевой М.Е. документы, в том числе справку администрации Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающую проживание в доме 10 человек, акт проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, где указана площадь жилого помещения 100 кв.м., справку , подтверждающую инвалидность первой группы, и Абоева М.Е. была признана нуждающейся в жилых помещениях.

Однако после проверки достоверности сведений, содержащихся в деле заявителя, а также документальной проверки был выявлен факт неправомерного нахождения заявителя на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В частности установлено, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения - сына ФИО4, площадь жилого дома составляет 116,5 кв.м., состав семьи 5 человек, куда входит и заявительница, таким образом, семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, более учетной нормы. Скрыв указанные обстоятельства Абоева М.Е. вместе с тем самостоятельно, преднамеренно, искусственно ухудшила свои жилищные условия, что послужило основанием для постановки на учет. Эти действия являются умышленными и недобросовестными со стороны заявителя.

Между тем указанные утверждения администрации не могут быть признаны состоятельными, поскольку не основаны на законе и противоречат установленным судом обстоятельствам.

Учетная норма, согласно постановлению администрации местного самоуправления <адрес> - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлена в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного проживающего, и распространяется на всех граждан.

Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из акта проверки жилищных условий ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что заявитель проживает в жилом доме собственника - сына ФИО4, по адресу: <адрес>, где указана площадь жилого помещения 100 кв.м. В доме проживает 10 человек (л.д. 13 - 14).

Из справки администрации местного самоуправления Михайловского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также усматривается, что Абоева М.Е. проживает с сыном ФИО4, состав семьи 10 человек (л.д.12).

Таким образом, те обстоятельства, что заявитель является членом семьи собственника жилого помещения - сына ФИО4, и обеспечена нормой жилой площади не менее учетной нормы, явствовали из представленных заявителем документов еще в апреле 2010г. при постановке на жилищный учет, в связи, с чем утверждения о том, что Абоева М.Е. умышленно и недобросовестно скрыла указанные обстоятельства, преднамеренно и искусственно ухудшила свои жилищные условия, что послужило основанием для постановки на учет, являются несостоятельными.

Кроме того, как усматривается из письма администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> - Алания от ДД.ММ.ГГГГ Абоевой М.Е. было сообщено о том, что она снята с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.6 ч.1 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>", поскольку в документах выявлены факты не подтверждающие ее право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.15).

Из указанного письма следует, что решение о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> было известно еще до рассмотрения указанного вопроса в установленном законом порядке жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес>, принятом на заседании от ДД.ММ.ГГГГ и его утверждения постановлением главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ

Так же следует указать, что ДД.ММ.ГГГГ, по ее письменному заявлению, Абоевой М.Е. были выданы представленные ей ранее для постановки на учет документы, о чем в представленном администрацией заявлении имеется подпись (л.д.35).

Как пояснил в судебном заседании представитель Абоевой М.Е., заявление было написано после сообщения письмом администрации о снятии с учета, при этом о решении жилищной комиссии и постановлении главы известно не было. Об их существовании заявителю удалось узнать лишь в апреле 2011г., после обращения в прокуратуру.

Таким образом, решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и постановление главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, были приняты в отсутствие представленных Абоевой М.Е. документов.

Суд находит указанные нарушения существенными, позволяющими сделать вывод о незаконности оспариваемых решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и постановление главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Абоева М.Е. в заявлении также ставила вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи жалобы.

В своих возражениях представитель администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> также указал, что заявителем пропущен предусмотренный законом срок для подачи жалобы.

Между тем, в соответствии со ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В силу ч.2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Статьей 27 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ "О жилищной политике в <адрес>" предусмотрено что не позднее чем через три рабочих дня со дня утверждения главой муниципального образования (администрации) решение комиссии (его копия) выдается или направляется гражданину, в отношение которого принято такое решение, с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные настоящей статьей, и может быть обжаловано гражданином в судебном порядке.

В подтверждение своих доводов о пропуске заявителем процессуального срока подачи жалобы, представитель администрации в своих возражениях указал, что помимо письма администрации от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было сообщено о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ей направлялось письмо от ДД.ММ.ГГГГ -а, которым она также была поставлена в известность о снятии ее с жилищного учета, с приложением копии постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).

Администрацией была представлена суду копия указанного письма. Однако, как пояснил представитель администрации, журнал учета направленных писем на бумажном носителе, представить невозможно, поскольку учет корреспонденции в администрации ведется только в электронном виде.

Также не было представлено суду каких-либо доказательств вручения Абоевой М.Е. письма от ДД.ММ.ГГГГ -а и копий оспариваемых решений, или ее осведомленности о их принятии.

При этом, как пояснил в судебном заседании представитель Абоевой М.Е., о существовании оспариваемых решения жилищной комиссии и постановления главы, заявителю удалось узнать лишь в апреле 2011г., после обращения в прокуратуру. Письма от ДД.ММ.ГГГГ -а, а также копий оспариваемых решений заявительница не получала.

Как усматривается из адресованного Абоевой М.Е. ответа прокурора <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ж/2011г., ее обращение, содержащее сведения о незаконном исключении администрацией <адрес> с учета по улучшению жилищных условий было рассмотрено. Абоевой М.Е. было разъяснено, что ей следует получить в администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> постановление главы администрации об исключении ее из состава нуждающихся, каковая документация, согласно объяснений начальника отдела по жилищным вопросам администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> Абоевой М.Е. не была выслана, и обжаловать его в судебном порядке (л.д.17).

Кроме того, судом обозревался протокол предварительного судебного заседания Пригородного районного суда <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Абоевой М.Е. к администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> об обязании предоставления мер социальной поддержки в обеспечении жильем. В данном судебном заседании обозревалось представленное представителем администрации учетное дело Абоевой М.Е. При этом в нем отсутствовали какие либо сведения о письме на имя Абоевой М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ -а, а также об оспариваемых решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и постановление главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.52 - 55).

Из дела видно, что с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) и постановление главы администрации местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета, Абоева М.Е. обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3 - 6).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Абоевой М.Е. предусмотренный ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок, для подачи жалобы пропущен не был.

В соответствии с ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, данным в п.28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Абоевой Мадинат Еруслановны удовлетворить.

Признать постановление главы администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации местного самоуправления муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) о снятии Абоевой М.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконными.

Обязать жилищную комиссию по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при администрации муниципального образования <адрес> восстановить Абоеву Мадинат Еруслановну в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> через Пригородный районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:       С.Г. Гатеев