гр. дело №119/11 решение от 17.03.11г. о предоставлении жилья детям сиротам



Дело №2-119/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Октябрьское                              17 марта 2011 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи Байсангуровой Л.К.,

при секретаре Дзоблаеве А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Казиева Алана Васильевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания обратился в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском в интересах Казиева А.В. к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Казиев А.В. согласно распоряжению начальника Управления социальной защиты населения по Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ являлся подопечным ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам при Администрации местного самоуправления муниципального образования-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Казиев А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно статье 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На момент обращения прокурора в суд, Казиев А.В. жильем не обеспечен, тем самым нарушено его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Казиев А.В. оказался в трудной жизненной ситуации, поскольку юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами квалифицированного юриста для защиты своих прав в суде не может, по причине материальной необеспеченности. Просит суд обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания предоставить Казиеву А.В. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.

В судебном заседании помощник прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания ФИО6, представивший служебное удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Казиев А.В. обратился к прокурору Пригородного района РСО-Алания с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в защите его права на внеочередное получение жилья, как оставшийся без попечения родителей, поставленный на жилищный учет в АМС Пригородного района, но не обеспеченный жильем по достижении совершеннолетия. На основании поступившего заявления прокуратурой Пригородного района РСО-Алания была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что у Казиева А.В., оставшегося без попечения родителей и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, достигшего совершеннолетия в марте 1998 года возникло право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления жилья после окончания пребывания в образовательном учреждении и достижении совершеннолетия, а также после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, однако жилье ему предоставлено не было. Мать Казиева А.В., лишенная родительских прав, а также бывший попечитель Казиева В.В. жилье не имеют. Обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Просит удовлетворить исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования-Пригородный район РСО-Алания предоставить Казиеву А.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Казиев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что родился ДД.ММ.ГГГГ году, матерью его является ФИО3, решением суда от 2000 года лишена родительских прав, отца своего не знает, в свидетельстве о рождении в графе «отец» прочерк. Его воспитанием занималась бабушка, являвшаяся его опекуномя, а после ее смерти опекуном назначена его старшая сестра-ФИО1 По заявлению опекуна ФИО2 в 2007 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье. Проживал в доме своего дяди ФИО3 по адресу: <адрес>, настоящее время проживает у родственников в <адрес>. В 2007 году окончил профессиональное училище . На военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации призван в 2009 году, в 2010 году уволен в запас по окончании срока службы. Жилого помещения не имеет. В настоящее время у него наступило право на получение жилого помещения по договору найма, однако жилье до настоящего времени ему не предоставлено. Просит обязать соответствующие структуры предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, так как ему негде жить.

Представитель Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания Калоев В.А., начальник юридического отдела Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования прокурора Пригородного района РСО-Алания не признал и пояснил, что у Казиева А.В. наступило право на получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями за счет средств Республики Северная Осетия-Алания, однако Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район денежные средства не выделялись. Считает, что должны быть выделены соответствующие средства Правительством Республики Северная Осетия-Алания, после чего АМС МО Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания обеспечит Казиева А.В. соответствующим жилым помещением. Без выделения средств, администрация не имеет возможности обеспечить Казиева А.В. жилым помещением, так как не имеет своего жилого фонда и средств на указанные цели. Просит отказать прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Казиеву А.К. в удовлетворении исковых требований о предоставлении Казиеву А.В. жилого помещения по договору социального найма.

Представитель Правительства Республики Северная Осетия - Алания ФИО9, начальник отдела по связям с судебной системой, прокуратурой и органами юстиции Государственного-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания не признал и пояснил, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления ежеквартально направляют в Межведомственную комиссию, созданную в Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания в установленной форме сведения о детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, имеющих право на внеочередное получение жилья и состоящих на учете в органах местного самоуправления, с указанием возможного варианта обеспечения их жильем на территории определенного населенного пункта республики за год до наступления права на предоставление жилого помещения. Вместе с тем указанная информация АМС Пригородного района не направлялась, предоставлялись сведения о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО-Пригородный район. Жилье указанной категории граждан предоставляется органами местного самоуправления за счет средств Республики Северная Осетия-Алания. У Казиева А.В. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами, определенными законодательством и оно должно быть предоставлено. В настоящее время бюджет Республики Северная Осетия-Алания не располагает достаточными финансовыми возможностями для выделения субвенций органам местно самоуправления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ежегодно в бюджет Республики Северная Осетия-Алания закладываются средства на указанные расходы. Просит отказать прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Казиеву А.К. в удовлетворении исковых требований о предоставлении Казиеву А.В. жилого помещения по договору социального найма.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57); гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Северная Осетия-Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет гарантируется право на жилье (часть 1 статьи 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Вне очереди обеспечивается жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Право на внеочередное получение предоставления жилого помещения по договорам социального найма детей сирот и детей, ставшихся без попечения родителей закреплено и в часть 2 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 года № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания». В силу указанного закона жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что Казиев А.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, находился под опекой старшей сестры Казиевой В.В., закрепленного жилого помещения не имеет. Доказательств того, что Казиев А.В. имеет закрепленное жилое помещение суду не представлено.

На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ, Казиев А.В. принят на учете, как нуждающийся в жилом помещении, его право на получение жилья не оспаривается. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, также не имел закрепленного жилого помещения. Правомерность постановки Казиева А.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиками сомнению не подвергалась. Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма у Казиева А.В. наступило, что в судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось. Так, в 2007 году по окончании обучения в профессиональном училище ему присвоена квалификация тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. В 2009 году Казиев А.В. был призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, а в апреле 2010 года уволен с военной службы. В отношении него окончено попечительство в связи с достижением совершеннолетия. По окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Казиеву А.В. жилое помещение не предоставлено. Право на предоставление жилья не реализовано по независящим от него причинам.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, данными в ходе судебного заседания, материалами дела и документами, которые суд обозрел в судебном заседании.

Свидетельством о рождении I-ИО , из которого усматривается, что Казиев Алан Васильевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его матерью является ФИО3, в графе «отец» прочерк.

Согласно распоряжению главы АМС Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним Казиевым Аланом Васильевичем до достижения им совершеннолетия;

Решением Пригородного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка-Алана, 1990 года рождения.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района усматривается, что решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района по заявлению опекуна ФИО1 Казиев А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно справке УФМС по Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ , на регистрационном учете в качестве беженцев или вынужденных переселенцев Казиев А.В. не состоит. Помощь в жилищном обустройстве по линии УФМС по Республики Северная Осетия-Алания ему не предоставлялась.

Согласно сведениям о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Казиев А.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из диплома <адрес>2, регистрационный номер усматривается, что Казиев А.В. в 2007 году окончил обучение в профессиональном училище с присвоением квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

Из военного билета АК 0645413 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Казиев А.В. в 2009 году призван на военную службу в Вооруженные Силу Российской Федерации и в 2010 году уволен с военной службы.

Согласно справкам филиала ГУП «Аланиятехинвентаризация» Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ № Г-2-О и от ДД.ММ.ГГГГ за Казиевым Аланом Васильевичем и ФИО3. на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся.

Согласно справки ГУП «Аланиятехинвентаризация» Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ домовладение по <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО4.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ней от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что право собственности за домовладением по <адрес> зарегистрировано за ФИО4.

Согласно уведомлениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ права на имеющиеся объекты недвижимого имущества за Казиевым Аланом Васильевичем и ФИО3 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Казиев А.В. в связи с юридической безграмотностью и отсутствием средств для оплаты услуг адвоката, обратился к Прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания за защитой своего права на внеочередное получение жилья.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительства), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.

Вместе с тем, при оформлении опекунства над Казиевым А.В. в соответствии с распоряжением главы АМС Пригородного района право собственности на жилое помещение, а также право пользования жилым помещением сохранено не было, что свидетельствует об отсутствии у Казиева А.В. жилого помещения на праве собственности, либо права пользования жилым помещением на момент назначения ему опекуна. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства ни по окончании обучения в учебном заведении, ни по окончании срока службы в Вооруженных силах Российской Федерации Казиеву А.В. жилое помещение предоставлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Казиева А.В. возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось, не представлены доказательства о наличии у Казиева А.В. жилого помещения на праве собственности, либо закрепленного за ним жилого помещения. Казиев А.В. ДД.ММ.ГГГГ году достиг совершеннолетия, в связи с чем, учрежденное над ним попечительство прекратилось в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Предоставление и обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РСО-Алания регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 69 -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, в данном случае детям-сиротам м детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования (часть 1 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года). Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (часть 2 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

По обращению Республиканской межведомственной комиссии за год до наступления на выделение жилого помещения у указанной категории лиц, главы администраций местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания предоставляют гарантийные письма о выделении жилых помещений по договорам социального найма (часть 4 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Таким образом, полномочия по непосредственному обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями возложены на органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания по месту жительства лица, которому должно быть предоставлено жилье, за счет средств Республики Северная Осетия-Алания, а по настоящему иску на Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания.

По смыслу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 статьи 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у данной категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в них факты, в частности прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, Казиев А.В. достиг совершеннолетия в марте 2008 года, в связи с чем учрежденное над ним попечительство прекращено в силу закона, в 2007 году окончил обучение в образовательном заведении, призван на службу в Вооруженные силу Российской Федерации в 2009 году, а в 2010 году - уволен в запас в связи с окончанием срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района от 17.12.2007 года принята на учет в качестве нуждающегося в жилье, следовательно у Казиева А.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникло в марте 2008 года, однако жилое помещение по договору социального найма в нарушение действующего законодательства Казиеву А.В. предоставлено не было.

Доводы представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания о том, что Казиев А.В. будет обеспечен жилым помещением по мере поступления средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и представителя Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания о том, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, т.е. в данном случае расходным обязательством Республики Северная Осетия-Алания и Правительством Республики Северная Осетия-Алания не выделяются субвенции, в связи с чем выделение Казиеву А.В. жилого помещения по договору социального найма не предоставляется возможным, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах Казиева Алана Васильевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах Казиева Алана Васильевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания предоставить Казиеву Алану Васильевичу, 18 марта 1990 года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с нормами действующего законодательства за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                               Л.К.Байсангуровой