гр. дело №2-117/11 решение от 17.03.11г. о предоставлении жилого помещения



Дело №2-117/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Октябрьское                              17 марта 2011 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи Байсангуровой Л.К.,

при секретаре Дзоблаеве А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Казиева Алима Васильевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

<адрес> - Алания обратился в Пригородный районный суд <адрес> - Алания с иском в интересах ФИО2 к Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> - Алания и Правительству <адрес> - Алания о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что ФИО2 согласно распоряжению начальника Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ являлся подопечным ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>. На основании протокола заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам при Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) ФИО2 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно статье 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На момент обращения прокурора в суд, ФИО2 жильем не обеспечен, тем самым нарушено его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. ФИО2 оказался в трудной жизненной ситуации, поскольку юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами квалифицированного юриста для защиты своих прав в суде не может, по причине материальной необеспеченности. Просит суд обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования - <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6, представивший служебное удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что ФИО2 обратился к прокурору <адрес> с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в защите его права на внеочередное получение жилья, как оставшийся без попечения родителей, поставленный на жилищный учет в АМС <адрес>, но не обеспеченный жильем по достижении совершеннолетия. На основании поступившего заявления прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что у ФИО2, оставшегося без попечения родителей и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, достигшего совершеннолетия в феврале 2010 года возникло право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления жилья после окончания обучения в образовательном учреждениии достижении совершеннолетия, однако жилье ему предоставлено не было. Мать ФИО2, лишенная родительских прав, а также бывший попечитель ФИО1 жилья не имеют. Обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Просит удовлетворить исковые требования и обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета <адрес>.

ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Прокурора <адрес> поддерживает полностью.

Представитель ФИО2, ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ году, матерью его является ФИО3, которая решением суда от 2000 года лишена родительских прав. Отец не известен, в свидетельстве о рождении в графе «отец» прочерк. Его воспитанием занималась бабушка, а после ее смерти опекуном назначена его старшая сестра - ФИО1 По заявлению опекуна ФИО2 в 2007 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилье. Проживал в доме своего дяди ФИО3 по адресу: <адрес>. В настоящее время работает в <адрес>, проживает на съемной квартире со своей сестрой ФИО1 В 2008 году окончил профессиональное училище . Жилого помещения не имеет. В настоящее время у ФИО2 наступило право на получение жилого помещения по договору найма, однако жилье до настоящего времени ему не предоставлено. Просит обязать АМС МО <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма, так как ему негде жить.

Представитель Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> - <адрес> ФИО8, начальник юридического отдела Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес>, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора <адрес> не признал и пояснил, что у ФИО2 наступило право на получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями за счет средств <адрес>, однако Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> денежные средства не выделялись. Считает, что должны быть выделены соответствующие средства Правительством <адрес>, после чего АМС МО <адрес> обеспечит ФИО2 соответствующим жилым помещением. Без выделения средств, администрация не имеет возможности обеспечить ФИО2 жилым помещением, так как не имеет жилого фонда и средств на указанные цели. Просит отказать прокурору <адрес> и ФИО9 в удовлетворении исковых требований о предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору социального найма.

Представитель Правительства <адрес> ФИО10, начальник отдела по связям с судебной системой, прокуратурой и органами юстиции государственно-правового управления Администрации Главы <адрес> и Правительства <адрес>, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> не признал и пояснил, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями Постановления Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления ежеквартально направляют в Межведомственную комиссию, созданную в Министерстве труда и социального развития <адрес> и в Министерство финансов <адрес> в установленной форме сведения о детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, имеющих право на внеочередное получение жилья и состоящих на учете в органах местного самоуправления, с указанием возможного варианта обеспечения их жильем на территории определенного населенного пункта республики за год до наступления права на предоставление жилого помещения. Вместе с тем указанная информация АМС <адрес> не направлялась, предоставлялись сведения о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО - <адрес>. Жилье указанной категории граждан предоставляется органами местного самоуправления за счет средств <адрес>. У ФИО2 возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами, определенными законодательством и оно должно быть предоставлено. В настоящее время бюджет <адрес> не располагает достаточными финансовыми возможностями для выделения субвенций органам местно самоуправления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ежегодно в бюджет <адрес> закладываются средства на указанные расходы. Просит отказать прокурору <адрес> и ФИО2в удовлетворении исковых требований о предоставлении ФИО2 жилого помещения по договору социального найма.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57); гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет гарантируется право на жилье (часть 1 статьи 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Вне очереди обеспечивается жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Право на внеочередное получение предоставления жилого помещения по договорам социального найма детей сирот и детей, ставшихся без попечения родителей закреплено и в часть 2 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 года № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания». В силу указанного закона жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, находился под опекой у своей старшей сестры ФИО1, закрепленного жилого помещения не имеет. Доказательств того, что ФИО2 имеет закрепленное жилое помещение суду не представлено.

На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 принят на учете, как нуждающийся в жилом помещении, его право на получение жилья не оспаривается. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении также не имел закрепленного жилого помещения. Правомерность постановки ФИО2 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиками сомнению не подвергалось. Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма у ФИО2 наступило, что в судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось. Так, в 2008 году по окончании обучения в специальном профессиональном училище открытого типа ему присвоена квалификация «маляр 2-го разряда, штукатур 2-го разряда, плиточник 2-го разряда». В отношении него окончено попечительство в связи с достижением совершеннолетия в 2010 году. По окончании обучения в учебном заведении, на момент прекращения попечительства ФИО2 жилое помещение не предоставлено. Право на предоставление жилья не реализовано по независящим от него причинам.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, данными в ходе судебного заседания, материалами дела и документами, которые суд обозрел в судебном заседании.

Свидетельством о рождении I-ИО , из которого усматривается, что ФИО2, родился ДД.ММ.ГГГГ, его матерью является ФИО3, в графе «отец» прочерк.

Согласно распоряжению главы АМС <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО2 до достижения им совершеннолетия.

Из справки УФМС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2, 1992 года рождения на регистрационном учете в качестве беженца или вынужденного переселенца в УФМС по РСО-Алания не состоим. Помощь в жилищном обустройстве по линии УФМС по РСО-Алания ему не предоставлялась.

Решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка-Алима, 1992 года рождения.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации <адрес> района усматривается, что решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации <адрес> района по заявлению опекуна ФИО1 ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно сведениям о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО-<адрес> <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из диплома <адрес>6 регистрационный номер усматривается, что ФИО2 в 2008 году окончил обучение в специальном профессиональном училище открытого типа и ему присвоена квалификация «маляр 2-го разряда, штукатур 2-го разряда, плиточник 2-го разряда».

Согласно уведомлениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и усматривается, что в отношении ФИО2 и ФИО3 отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ней от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что право собственности за домовладением по <адрес> зарегистрировано за ФИО4.

Согласно справкам филиала ГУП «Аланиятехинвентаризация» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Г-3-О и от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 и ФИО3. на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО2 в связи с юридической безграмотностью и отсутствием средств для оплаты услуг адвоката обратился к Прокурору <адрес> за защитой своего права на внеочередное получение жилья.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительства), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.

Вместе с тем, при оформлении опекунства над ФИО2 в соответствии с распоряжением главы АМС <адрес> право собственности на жилое помещение, а также право пользования жилым помещением сохранено не было, что свидетельствует об отсутствии у ФИО2 жилого помещения на праве собственности, либо права пользования жилым помещением на момент назначения ему опекуна. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства по окончании обучения в учебном заведении и достижении совершеннолетия ФИО2 жилое помещение предоставлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у ФИО2 возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось, не представлены доказательства о наличии у ФИО2 закрепленного жилого помещения. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия, в связи с чем, учрежденное над ним попечительство прекратилось в соответствии с законом, окончил обучение в учебном заведении в 2008 году.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Предоставление и обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РСО-Алания регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, в данном случае детям-сиротам м детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования (часть 1 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года). Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (часть 2 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

По обращению Республиканской межведомственной комиссии за год до наступления на выделение жилого помещения у указанной категории лиц, главы администраций местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания предоставляют гарантийные письма о выделении жилых помещений по договорам социального найма (часть 4 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Таким образом, полномочия по непосредственному обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями возложены на органы местного самоуправления <адрес> по месту жительства лица, которому должно быть предоставлено жилье, за счет средств <адрес>, а по настоящему иску на Администрацию местного самоуправления муниципального образования - <адрес>.

По смыслу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 статьи 8 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у данной категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в них факты, в частности прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, ФИО2 достиг совершеннолетия в феврале 2010 года, в связи с чем, учрежденное над ним попечительство прекращено в силу закона, в 2008 году окончил обучение в образовательном заведении. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающегося в жилье, следовательно, у ФИО2 право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникло в феврале 2010 года, вместе с тем, жилое помещение по договору социального найма в нарушение действующего законодательства ФИО2 предоставлено не было.

Доводы представителя Правительства <адрес> о том, что ФИО2 будет обеспечен жилым помещением по мере поступления средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и представителя Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> - <адрес> о том, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, т.е. в данном случае расходным обязательством <адрес>-Алания и Правительством <адрес> не выделяются субвенции, в связи с чем выделение ФИО2 жилого помещения по договору социального найма не предоставляется возможным, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> и Правительству <адрес> <адрес> о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации местного самоуправления муниципального образования - <адрес> и Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - <адрес> - <адрес> предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с нормами действующего законодательства за счет средств бюджета <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес> через <адрес> районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                    Л.К.Байсангуровой