гр. дело №2-123/11 решение от 18.03.11г. о предоставлении жилья



Дело №2-123/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Октябрьское                              18 марта 2011 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:

председательствующего судьи Байсангуровой Л.К.,

при секретаре Дзоблаеве А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания в интересах Царитова Аслана Георгиевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания обратился в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском в интересах Царитова А.Г. к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Царитов А.Г. согласно распоряжению начальника Управления социальной защиты населения по Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ являлся подопечным ФИО10, проживающей по адресу: <адрес>. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам при Администрации местного самоуправления муниципального образования-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Царитов А.Г. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилье. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно статье 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. На момент обращения прокурора в суд Царитов А.Г. жильем не обеспечен, тем самым нарушено его право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Царитов А.Г. оказался в трудной жизненной ситуации, поскольку юридического образования не имеет, а воспользоваться услугами квалифицированного юриста для защиты своих прав в суде не может, по причине материальной необеспеченности. Просит суд обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания предоставить Царитову А.Г. жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, за счет средств бюджета Республики Северная Осетия - Алания.

В судебном заседании помощник прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания ФИО9, представивший служебное удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что Царитов А.Г. обратился к прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания с заявлением, в котором просит оказать ему помощь в защите его права на внеочередное получение жилья, как оставшийся без попечения родителей, поставленный на жилищный учет в АМС Пригородного района, но не обеспеченный жильем по достижении совершеннолетия. На основании поступившего заявления прокуратурой Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания была проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проверки установлено, что у Царитова А.Г., оставшегося без попечения родителей и состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, достигшего совершеннолетия в июле 2007 года, возникло право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения не ниже установленной нормы предоставления жилья после достижении совершеннолетия, а также после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, однако жилье ему предоставлено не было. Обязанность по обеспечению жильем указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. Просит удовлетворить исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республике Северная Осетия-Алания предоставить Царитову А.Г. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Царитов А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что родился ДД.ММ.ГГГГ году. Отец ФИО2 погиб во время осетино-ингушского конфликта1992 году. До 2000 года проживал с младшим братом и матерью. В 2001 году его мать ФИО3 покончила жизнь самоубийством. Родители не имели своего жилого помещения. Распоряжением начальника УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном назначена его бабушка ФИО10, с которой он проживал в <адрес> в доме дяди. С 2006 г. по 2009 г. обучался в Северо-Кавказском военном институте, затем был отчислен по неуспеваемости и направлен на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в <адрес> в в/ч .. В апреле 2010 года был уволен в запас после окончания срока службы. В феврале 2011 года восстановился на учебу на 3 курс юридического факультета отделения заочного обучения во Владикавказский филиал Современной Гуманитарной Академии. В настоящее время проходит стажировку в <данные изъяты> после успешного прохождения стажировки будет принят на работу охранником. Закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем просит обязать соответствующие структуры предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.

Представитель Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания ФИО11, начальник юридического отдела Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Пригородного района РСО-Алания не признал и пояснил, что у Царитова А.Г. наступило право на получение жилого помещения, как ребенок, оставшийся без попечения родителей и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Вместе с тем, указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями за счет средств Республики Северная Осетия-Алания, однако Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район денежные средства не выделялись. Считает, что должны быть выделены соответствующие средства Правительством Республики Северная Осетия-Алания, после чего АМС МО Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания обеспечит Царитова А.Г. соответствующим жилым помещением. Без выделения средств администрация не имеет возможности обеспечить Царитова А.Г. жилым помещением, так как не имеет жилого фонда и средств на указанные цели. Просил отказать прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Царитову А.Г. в удовлетворении исковых требований о предоставлении Царитову А.Г. жилого помещения по договору социального найма.

Представитель Правительства Республики Северная Осетия - Алания ФИО12, начальник отдела по связям с судебной системой, прокуратурой и органами юстиции государственно-правового управления Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания не признал и пояснил, что обязанность по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в соответствии с действующим законодательством возложена на органы местного самоуправления. В соответствии с требованиями Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» органы местного самоуправления ежеквартально направляют в Межведомственную комиссию, созданную в Министерстве труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания в установленной форме сведения о детях-сиротах, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из их числа, нуждающихся в предоставлении жилья, имеющих право на внеочередное получение жилья и состоящих на учете в органах местного самоуправления, с указанием возможного варианта обеспечения их жильем на территории определенного населенного пункта республики за год до наступления права на предоставление жилого помещения. Вместе с тем указанная информация АМС Пригородного района не направлялась, предоставлялись сведения о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО-Пригородный район. Жилье указанной категории граждан предоставляется органами местного самоуправления за счет средств Республики Северная Осетия-Алания. У Царитова А.Г. возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами, определенными законодательством и оно должно быть предоставлено. В настоящее время бюджет Республики Северная Осетия-Алания не располагает достаточными финансовыми возможностями для выделения субвенций органам местно самоуправления для предоставления жилых помещений по договорам социального найма для всех нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако ежегодно в бюджет Республики Северная Осетия-Алания закладываются средства на указанные расходы. Просил отказать прокурору Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания и Царитову А.Г. в удовлетворении исковых требований о предоставлении Царитову А.Г. жилого помещения по договору социального найма.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57); гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Северная Осетия-Алания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет гарантируется право на жилье (часть 1 статьи 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления принимают необходимые меры к обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет путем закрепления и сохранения имеющегося у них жилья, предоставления освободившихся жилых помещений, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, а также предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования. (часть 3 статьи 1). Вне очереди обеспечивается жилым изолированным благоустроенным помещением лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имевшие жилья на момент лишения родительского попечения (часть 1 статьи 6). Жилое помещение по договору социального найма предоставляется на основе решения органа местного самоуправления при непосредственном взаимодействии с Республиканской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (часть 1 статьи 7). Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании личного заявления лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а при принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заявления их законного представителя. Заявление может подаваться как в указанный орган по месту жительства, так и в орган по месту пребывания (фактического проживания). Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются к моменту прекращения попечительства в связи с достижением совершеннолетия, а также по окончании пребывания в приемной семье, в других случаях приобретения полной дееспособности; окончания пребывания в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социального обслуживания населения; окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (статья 8).

Право на внеочередное получение предоставления жилого помещения по договорам социального найма детей сирот и детей, ставшихся без попечения родителей закреплено и в часть 2 статьи 28 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.10.2006 года № 51-РЗ «О жилищной политике в Республике Северная Осетия-Алания». В силу указанного закона жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что Царитов А.Г. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей, находился под опекой бабушки ФИО10, закрепленного жилого помещения не имеет. Доказательств того, что Царитов А.Г. имеет закрепленное жилое помещение суду не представлено. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района от 19.06.2008 года Царитов А.Г. принят на учет, как нуждающийся в жилом помещении, его право на получение жилья не оспаривается. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении также не имел закрепленного жилого помещения. Правомерность постановки Царитова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиками сомнению не подвергалось. Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма у Царитова А.Г. наступило, что в судебном заседании представителями ответчиков не оспаривалось. Так, в 2006 году поступил в Северо-Кавказский военный институт, в 2009 году был отчислен по неуспеваемости и призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации в в/ч . В апреле 2010 года был уволен в запас в связи с окончанием срока службы. В отношении него прекращено попечительство в связи с достижением совершеннолетия. По достижении совершеннолетия, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Царитову А.Г. жилое помещение не предоставлено. Право на предоставление жилья не реализовано по независящим от него причинам.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, данными в ходе судебного заседания, материалами дела и документами, которые суд обозрел в судебном заседании.

Из свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Царитов Аслан Георгиевич родился ДД.ММ.ГГГГ и его родителями являются: отец- ФИО2, мать- ФИО3.

Из свидетельства о смерти 1-ИО от ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Из свидетельства о смерти 1-ИО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжению главы АМС <адрес>-Алания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 назначена опекуном над несовершеннолетним Царитовым А.Г. до достижения им совершеннолетия.

Из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района усматривается, что решением жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района Царитов А.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно сведениям о детях сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий при АМС МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Царитов А.Г. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

Из военного билета от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Царитов Аслан Георгиевич в 2006 году призван на военную службу в Вооруженные Силу Российской Федерации и в 2010 году уволен с военной службы по окончании срока службы.

Согласно справкам филиала ГУП «Аланиятехинвентаризация» РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ за Царитовым Асланом Гергиевичем, ФИО2 и ФИО5 на праве собственности объекты недвижимого имущества не числятся.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ней от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что право собственности на домовладение по <адрес> зарегистрировано за ФИО6.

Согласно уведомлениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ права на имеющиеся объекты недвижимого имущества за Царитовым Асланом Георгиевичем, ФИО2, ФИО5 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрированы.

Из справки Владикавказского филиала Современной Гуманитарной Академии от ДД.ММ.ГГГГ -С усматривается, что Царитов Аслан Георгиевич является студентом 3 курса юридического факультета заочной формы обучения. Приказ от зачислении -е от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки Владикавказского филиала Современной Гуманитарной Академии от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Царитов Аслан Георгиевич обучается во Владикавказском филиале СГА на факультете «юриспруденция» заочного отделения. Студенту общежитие не предоставлено ввиду его отсутствия.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Царитов А.Г. в связи с юридической безграмотностью и отсутствием средств для оплаты услуг адвоката, обратился к Прокурору Пригородного района РСО-Алания за защитой своего права на внеочередное получение жилья.

Согласно справке генерального директора ООО ЧОО «Звезда» ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Царитоа Аслан Георгиевич по окончании курса подготовки охранников будет принят на работу в качестве охранника.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при направлении детей в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социального обеспечения населения, передаче под опеку (попечительства), в приемные семьи органами местного самоуправления оформляются документы о закреплении и порядке использования занимаемой несовершеннолетними жилой площади.

Между тем, при оформлении опекунства над Царитовым А.Г. в соответствии с распоряжением главы АМС Пригородного района право собственности на жилое помещение, а также право пользования жилым помещением сохранено не было, что свидетельствует об отсутствии у Царитова А.Г. жилого помещения на праве собственности, либо права пользования жилым помещением на момент назначения ему опекуна. Вместе с тем, в нарушение норм по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации Царитову А.Г. жилое помещение предоставлено не было.

Таким образом, суд приходит к выводу, что у Царитова А.Г. возникло право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Данное обстоятельство в судебном заседании ответчиками не оспаривалось, не представлены доказательства о наличии у Царитова А.Г. жилого помещения на праве собственности, либо закрепленного за ним жилого помещения. Царитов А.Г. ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия, в связи с чем учрежденное над ним попечительство прекратилось в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлены общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Предоставление и обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РСО-Алания регулируется Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 69 -РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Положения Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, в данном случае детям-сиротам м детям, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципальных образований в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Расходы на реализацию мер по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств республиканского бюджета в форме субвенций местным бюджетам для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также выделения средств соответствующему органу исполнительной власти на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования (часть 1 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года). Порядок предоставления и расчет субвенций местным бюджетам соответствующих муниципальных образований устанавливается Правительством Республики Северная Осетия-Алания. Объем средств, выделяемых на предоставление специализированных жилых помещений по договорам безвозмездного пользования, устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год (часть 2 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 4 статьи 9 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

По обращению Республиканской межведомственной комиссии за год до наступления на выделение жилого помещения у указанной категории лиц, главы администраций местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания предоставляют гарантийные письма о выделении жилых помещений по договорам социального найма (часть 4 статьи 10 Закона Республики Северная Осетия-Алания № 68-РЗ от 22.12.2005 года).

Таким образом, полномочия по непосредственному обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями возложены на органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания по месту жительства лица, которому должно быть предоставлено жилье, за счет средств Республики Северная Осетия-Алания, а по настоящему иску на Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания.

По смыслу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 статьи 8 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 22.12.2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у данной категории лиц, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в них факты, в частности прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончания обучения в образовательном учреждении начального профессионального, среднего специального профессионального и высшего профессионального обучения; окончания срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, Царитов А.Г. достиг совершеннолетия в июле 2007 года, в связи с чем учрежденное над ним попечительство прекращено в силу закона, с 2006-2009 г.г. обучался в высшем учебном заведении, призван на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации 2009 году, а в 2010 году - уволен в запас в связи с окончанием срока службы. На основании решения жилищной комиссии по жилищным вопросам и приватизации жилищного фонда при Администрации Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет в качестве нуждающегося в жилье, следовательно, у Царитова А.Г. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2005 года № 68-РЗ «Об обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникло в 2010 году, т.е. после окончания службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

однако жилое помещение по договору социального найма в нарушение действующего законодательства Царитову А.Г. предоставлено не было.

Доводы представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания о том, что Царитов А.Г. будет обеспечен жилым помещением по мере поступления средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и представителя Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания о том, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, т.е. в данном случае расходным обязательством Республики Северная Осетия-Алания и Правительством Республики Северная Осетия-Алания не выделяются субвенции, в связи с чем, выделение Царитову А.Г. жилого помещения по договору социального найма не предоставляется возможным, не основаны на законе.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания Алания в интересах Царитова А.Г. к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах Царитова Аслана Георгиевича к Администрации местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания и Правительству Республики Северная Осетия - Алания о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию местного самоуправления муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия - Алания предоставить Царитову Аслану Георгиевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии с нормами действующего законодательства за счет средств бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                                            Л.К. Байсангурова