дело №2-205/11 решением от 06 июля 2011 года иск прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МОУ СОШ с. Чермен об обязании привести материально - техническую базу в соответствии с законом удовлетворено частично



Дело №2-205/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Октябрьское              06 июля 2011г.

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего - судьи Гатеева С.Г.,

при секретаре Габуаевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению средней общеобразовательной школе №2 с. Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - МОУ СОШ №2 с. Чермен), администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания, Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, об обязании привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями п.14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г. №96/134,

установил:

Прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания обратился в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания с указанным иском, в котором просил обязать МОУ СОШ №2 с. Чермен привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями п.14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В обоснование заявленных требований сослался на то, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи в деятельности МОУ СОШ <адрес>, учредителем которого является АМС МО - Пригородный район были выявлены нарушения законодательства, связанные с организацией работы, направленной на получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности, приобретение навыков в области гражданской обороны. Согласно ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, в образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание. В соответствии с п.1 ст. 13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов. Пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании» определено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В соответствии с п.п.2,3,4,5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, где граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. Согласно п.п.13,14 приказа Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными и образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Элементы полосы препятствий (Единая полоса препятствий) определены приложением к Наставлению, утвержденному Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Наставления по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Как показала проверка, учебно-материальная база в МОУ СОШ №2 с. Чермен не соответствует требованиям вышеуказанного законодательства, т.к. в ней отсутствует, в том числе: макеты оружия, убежище, приборы разведки; электронные обучающие издания (ЭОИ) по устройству мин, автомат Калашникова модернизированный (АКМ), фортификационное сооружение, индивидуальные средства защиты (ИСЗ); общевойсковой защитный комплект; аппараты, приборы и принадлежности для травматологии и механотерапии, санитарно - хозяйственное инвентарное имущество; общевойсковая полоса препятствий; оборудованный стрелковый тир; компасы по количеству учащихся; манекен тренажер для реанимационных мероприятий; шина транспортная Дитерихса (модернизированная); предметный кабинет. Вместе с тем, в соответствии с п.п.3.3 МОУ СОШ с. <адрес>, финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности школы осуществляется, в том числе и за счет учредителя. Согласно п.п. 6.1 п.6 ст.29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании», обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В нарушение выше перечисленных норм ответчиком не выполняются требования по оснащению МОУ СОШ №2 с. Чермен недостающими элементами учебно-материальной базы. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц. В данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц - учащихся МОУ СОШ №2 с. Чермен на получение начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, на приобретение навыков в области гражданской обороны, а также на подготовку обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания ФИО2 заявленные требования поддержал, и просил их удовлетворить в объеме, признаваемым ответчиком.

Представитель МОУ СОШ №2 с. Чермен - ФИО9 действующая на основании Устава, в судебном заседании иск признала частично, пояснив, что в школе имеются лишь частичные условия для обучения учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы. В частности, из рекомендуемого оснащения учебно-материальной базы, необходимых для получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, в школе отсутствуют такие технические средства обучения как массогабаритный макет автомата Калашникова, общевойсковой защитный комплект, респираторы, приборы радиационной и химической разведки, макеты простейшего укрытия и убежища в разрезе, индивидуальные средства медицинской защиты, носилки санитарные.

Представитель администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-ФИО4, уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания не признала, и пояснила, что школа должна устранить проблемы, имеющиеся в материально-техническом оснащении по основам начальной военной подготовке. В соответствии с ч.4 ст. 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статьей 31 указанного Закона регламентировано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Согласно п.9. Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24.02. Юг. , органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; принимают участие в проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу. Пунктом 2 статьи 32 названного Закона предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Данная норма установлена и пунктом 11 Инструкции, где указано, что Руководители образовательных учреждений: организуют обучение, обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. Кроме того, как установлено статьями 32, 43 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. Статьей 15 вышеуказанного Закона предусмотрено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы во всех учебных заведениях РСО-А осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и раздела «Основы военной службы» (далее - ОВС) - по примерным программам, согласованным с Минобразования и науки РФ и Генеральным штабом Вооруженных сил РФ в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Постановлением Правительства РСО - Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Северная Осетия - Алания в 2009/10 учебном году и задачах на 20011 год» утвержден план основных мероприятий по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования РСО-А. Утвержден также и состав Комиссии по контролю за качеством проведения занятий и состоянием учебно-материальной базы по курсу ОБЖ и разделу ОВС в учебных заведениях РСО-А на 20011г. и график её работы. В соответствии с Республиканским базисным учебным планом для общеобразовательных школ, утвержденным Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, на изучение основ военной службы в 10-11 классах отводится всего 58 часов (теоретический курс), а также 40 часов на учебные сборы (практические занятия), которые в рамках действующего законодательства должны проводиться на базе закрепленных за общеобразовательными учреждениями воинских частей, учебных пунктов.

Представитель военного комиссариата Республики Северная Осетия-ФИО5, уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В предыдущем судебном заседании пояснила, что исковые требования прокурора являются обоснованными, в МОУ СОШ №2 с. Чермен имеется не весь рекомендуемый перечень учебно-материального оснащения, необходимый для изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности», в связи с чем, ответчик должен устранить указанные нарушения.

Представитель Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания - ФИО10., уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном заявлении указала, что вопросы материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, относятся к компетенции образовательного учреждения. Указанные мероприятия осуществляются в пределах собственных финансовых средств образовательного учреждения, как бюджетных, так и привлеченных (пп.1 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Средства на организацию деятельности образовательного учреждения выделяются его собственником - муниципальным образованием. При этом часть затрат финансируется в виде субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» субвенции местным бюджетам предоставляются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с установленными нормативами. Указанные нормативы не учитывают расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный, текущий ремонт), транспортные услуги, питание, приобретение мягкого инвентаря (п.2.3 Методики расчета нормативов подушевого финансирования для определения объема расходов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Северная Осетия-Алания, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ ). Субвенции, предусмотренные пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», муниципальному образованию - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания были выделены в полном объеме, задолженности по ним нет. Так, из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания муниципальному бюджету Пригородного района в январе, феврале и марте 2011 года было перечислено по 21233865 рублей, в апреле 2011 года - 21211516 рублей. Таким образом, обязательства по предоставлению Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания субвенций, предусмотренных пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», выполнены полностью. Что касается требований прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания о приведении учебно-материальной базы средней общеобразовательной школы в соответствие с требованиями п.14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ обратила внимание суда на следующее. Государственный образовательный стандарт состоит из федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Федеральный компонент образовательных стандартов начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) общего образования (10-11 классы) установлен приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Исходя из содержания федерального компонента указанных образовательных стандартов, можно утверждать, что обучение элементам начальной военной подготовки предусматривается только в 10-11 классах тех общеобразовательных учреждений, в которых принято решение о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на профильном уровне (т.е. когда на предмет ОБЖ выделено не менее 2 часов в неделю, вместо 1). Только в этом случае обучающиеся 10-11 классов обязаны получить знания в следующих областях: основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту; основы технической и прикладной физической подготовки. Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш-броски, спортивное ориентирование и др.); организация и подготовка к учебным сборам на базе воинской части. Ознакомление с примерным учебным планом по организации и проведению учебных сборов на базе воинской части, режимом дня, условиями пребывания в воинской части, правилами безопасности во время учебных сборов. И только в этом случае обучающиеся 9-10 классов должны будут уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения. Отсюда следует, что для образовательного учреждения, в котором преподавание ОБЖ не ведется на профильном уровне, оснащение образовательного процесса макетами оружия, приборами разведки, компасами и общевойсковой полосой препятствий является правом, а не обязанностью. Необходимо также отметить, что общевойсковая полоса препятствий, указанная в исковых требованиях прокурора, в Инструкции об организации обучения граждан не упоминается. Единая полоса препятствий, которая приводится в Наставлении по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и на которую в исковом заявлении делается ссылка, состоит из 11 элементов. В этом же документе приводится состав полосы препятствий для личного состава воинских частей и подразделений, предназначенных для действий в горах (13 элементов). При этом ни в одном нормативном правовом акте не содержится указаний, какие именно элементы, и какой полосы препятствий должны использоваться образовательным учреждением и могут ли они использоваться вообще.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Согласно ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно.

В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание.

Пунктом 1 ст.13 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с пунктами 2-5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, где граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

Пунктом 7 ст.14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» определено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

Согласно пунктам 11-14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

Установлено, что в МОУ СОШ №2 с. Чермен изучение основ безопасности жизнедеятельности происходит на базовом уровне среднего (полного) общего образования.

Исковые требования прокурора основываются на рекомендуемых в приложении к к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах нормативах материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

Из представленных доказательств (письма начальника Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ ; информации об учебно-материальной базе по подготовке учащихся по основам военной службы; общих сведений об учебно-материальной базе подготовки учащихся по основам военной службы образовательных учреждений Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что прокурором Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания была проведена проверка соблюдения МОУ СОШ №2 с. Чермен требований п.14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам которой установлено, что материальная база не соответствует требованиям закона.

Представителем МОУ СОШ №2 с. Чермен признано отсутствие оснащения учебно-материальной базы в части массогабаритного макета автомата Калашникова, общевойскового защитного комплекта, приборов радиационной и химической разведки, бытового дозиметра, макеты простейшего укрытия и убежища в разрезе, индивидуальных средств медицинской защиты, носилок санитарных. В подтверждение представлены подписанные директором школы письменные сведения об учебно-материальной базе по подготовке учащихся по основам военной службы.

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Ответчик не представил доказательств устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры, состоящих в не неисполнении требований действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что отсутствие у МОУ СОШ №2 с. Чермен всех рекомендуемых составляющих учебно-материальной базы нарушает конституционное право его учащихся на образование, в частности, на получение знаний об обороне государства, о воинской обязанности, приобретение навыков в области гражданской обороны.

Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, носит рекомендательный характер. Однако это обстоятельство не влияет на обоснованность исковых требований, поскольку указанная Инструкция утверждена приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, из анализа содержания которого усматривается, что ее рекомендуемые требования об учебно-материальной базе обязательны для исполнения во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах и обеспечивает реализацию базисного компонента государственного образовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанная выше Инструкция обязательна для исполнения ответчиком.

Таким образом, иск прокурора в части требования об обязании привести учебно-материальную базу МОУ СОШ №2 с. Чермен в соответствие с требованиями п.14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в частности, обеспечить школу материально-техническими средствами обучения: массогабаритным макетом автомата Калашникова, общевойсковым защитным комплектом, приборами радиационной и химической разведки, бытовым дозиметром, респираторами, макетами простейшего укрытия и убежища в разрезе, индивидуальными средствами медицинской защиты, носилками санитарными, является обоснованным, а в остальной части подлежит отклонению, поскольку остальные перечисленные составляющие учебно-материальной базы у ответчика имеются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №2 с. Чермен Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями п.14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в частности обеспечить школу материально-техническими средствами обучения: массогабаритным макетом автомата Калашникова, респираторами, общевойсковым защитным комплектом, приборами радиационной и химической разведки, макетами простейшего укрытия и убежища в разрезе и индивидуальными средствами медицинской защиты, носилками санитарными.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:             С.Г. Гатее