Дело №2-212/2011 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с.Октябрьское 10 июня 2011 г. Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе: председательствующего - судьи Байсангуровой Л.К., при секретаре Дзоблаеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба» Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - МОУ СОШ с. Нижняя Саниба), администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора военного комиссариата Республики Северная Осетия-Алания, Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, об обязании привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями п. 14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установил: Прокурор Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания обратился в Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в защиту интересов неопределенного круга лиц - учащихся МОУ СОШ с. Нижняя Саниба с вышеуказанным иском, в котором просит обязать МОУ СОШ с. Нижняя Саниба, учредителем которого является АМС МО - Пригородный район, привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями пункта 14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в целях обеспечения полного соблюдения права учащихся МОУ СОШ с. Нижняя Саниба на получение начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности, приобретение навыков в области гражданской обороны, предусмотренного пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. ДД.ММ.ГГГГ) «Об образовании», нарушенного ответчиком вследствие отсутствия у образовательного учреждения макетов оружия, убежища, приборов разведки; электронных обучающих изданий (ЭОИ) по устройству мин, автомата Калашникова модернизированного (АКМ), фортификационного сооружения, индивидуальных средств защиты (ИСЗ); общевойскового защитного комплекта; аппаратов, приборов и принадлежностей для травматологии и механотерапии, санитарно - хозяйственного инвентарного имущества; общевойсковой полосы препятствий; оборудованного стрелкового тира; компасов по количеству учащихся; манекена тренажера для реанимационных мероприятий; шины транспортной Дитерихса (модернизированная), предметного кабинета, обязательное наличие которых в общеобразовательном учреждении предусмотрено пунктами 13,14 приказа Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», выявленного в ходе прокурорской проверки. В судебном заседании старший помощник прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания ФИО3 заявленные требования поддержал, и просил их удовлетворить в объеме, признаваемым ответчиком. Представитель МОУ СОШ с. Нижняя Саниба Фидарова З.У., директор школы, действующая на основании Устава Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба» Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признала частично, пояснив, что в школе имеются частичные условия для обучения учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы. В частности, из рекомендуемого оснащения учебно-материальной базы, необходимых для получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, в школе отсутствуют такие технические средства обучения, как массогабаритный макет автомата Калашникова, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер), приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, визирная линейка, электронные образовательные изделия на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ), комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, шина транспортной Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная); общевойсковой защитный комплект, носилки санитарные, лямка медицинская носилочная, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, набор палаток по устройству или электронные изделия, макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ, аптечка АИ, пакеты перевязочные ППИ, пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11, сумка СМС, бинт марлевый медицинский нестерильный размер 7 м х 14 см, бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная, булавка безопасная, шина проволочная (лестничная) для ног, шина проволочная (лестничная) для рук, шина фанерная длиной 1 м, жгут кровоостанавливающим эластичный, знак нарукавный Красного Креста, флаг Красного Креста. Представитель администрации местного самоуправления муниципального образования Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания - ФИО9 уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания не признала, и пояснила, что МОУ СОШ с. Нижняя Саниба должно устранить проблемы, имеющиеся в материально-техническом оснащении по основам начальной военной подготовке. В соответствии с ч.4 ст. 4 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статьей 31 указанного Закона регламентировано, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Согласно п.9. Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министра образования и науки Российской Федерации от 24.02. 2010 г. №, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования: организуют обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; принимают участие в проведении конкурса среди субъектов Российской Федерации на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу. Пунктом 2 статьи 32 названного Закона предусмотрено, что к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Данная норма установлена и пунктом 11 Инструкции, где указано, что руководители образовательных учреждений: организуют обучение, обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан; оказывают содействие военному комиссариату в постановке граждан на воинский учет; участвуют в организации учебных сборов; взаимодействуют с военными комиссариатами и воинскими частями по вопросам организации и проведения учебных сборов. Кроме того, как установлено статьями 32, 43 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. Статьей 15 вышеуказанного Закона предусмотрено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы во всех учебных заведениях РСО-А осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и раздела «Основы военной службы» (далее - ОВС) - по примерным программам, согласованным с Минобразования и науки РФ и Генеральным штабом Вооруженных сил РФ в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Постановлением Правительства РСО - Алания от ДД.ММ.ГГГГ № «Об итогах обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Северная Осетия - Алания в 2009/10 учебном году и задачах на 20011 год» утвержден план основных мероприятий по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовке по ОВС в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования РСО-А. Утвержден также и состав Комиссии по контролю за качеством проведения занятий и состоянием учебно-материальной базы по курсу ОБЖ и разделу ОВС в учебных заведениях РСО-А на 20011г. и график её работы. В соответствии с республиканским базисным учебным планом для общеобразовательных школ, утвержденным Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, на изучение основ военной службы в 10-11 классах отводится всего 58 часов (теоретический курс), а также 40 часов на учебные сборы (практические занятия), которые в рамках действующего законодательства должны проводиться на базе закрепленных за общеобразовательными учреждениями воинских частей, учебных пунктов. Представитель военного комиссариата Республики Северная Осетия- Алания - ФИО10., уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что исковые требования прокурора являются обоснованными, в МОУ СОШ с. Нижняя Саниба имеется не весь рекомендуемый перечень учебно-материального оснащения, необходимый для изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности», в связи с чем, ответчик должен устранить указанные нарушения. Представитель Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания - ФИО11 уполномоченная на совершение процессуальных действий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном объяснении, адресованном в адрес суда указала, что вопросы материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений в соответствии с государственными нормами и требованиями, относятся к компетенции образовательного учреждения. Указанные мероприятия осуществляются в пределах собственных финансовых средств образовательного учреждения, как бюджетных, так и привлеченных (пп.1 п.1 ст.31 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Средства на организацию деятельности образовательного учреждения выделяются его собственником муниципальным образованием. При этом часть затрат финансируется в виде субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании» субвенции местным бюджетам предоставляются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в соответствии с установленными нормативами. Указанные нормативы не учитывают расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, обновление и содержание основных фондов (приобретение оборудования, мебели, капитальный, текущий ремонт), транспортные услуги, питание, приобретение мягкого инвентаря (п.2.3 Методики расчета нормативов подушевого финансирования для определения объема расходов по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Северная Осетия-Алания, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. №). Субвенции, предусмотренные пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», муниципальному образованию - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания были выделены в полном объеме, задолженности по ним нет. Так, из республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания муниципальному бюджету Пригородного района в январе, феврале и марте 2011 года было перечислено по 21233865 рублей, в апреле 2011 года - 21211516 рублей. Таким образом, обязательства по предоставлению Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания субвенций, предусмотренных пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании», выполнены полностью. Что касается требований прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания о приведении учебно-материальной базы средней общеобразовательной школы в соответствие с требованиями п. 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № обратила внимание суда на следующее. Государственный образовательный стандарт состоит из федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников. Федеральный компонент образовательных стандартов начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) общего образования (10-11 классы) установлен приказом Министерства образования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Исходя из содержания федерального компонента указанных образовательных стандартов, можно утверждать, что обучение элементам начальной военной подготовки предусматривается только в 10-11 классах тех общеобразовательных учреждений, в которых принято решение о преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) на профильном уровне (т.е. когда на предмет ОБЖ выделено не менее 2 часов в неделю, вместо 1). Только в этом случае обучающиеся 10-11 классов обязаны получить знания в следующих областях: основы тактической подготовки. Обязанности солдата в бою. Способы метания ручных осколочных и противотанковых гранат. Способы ориентирования на местности. Движение по азимуту; основы технической и прикладной физической подготовки. Занятия специальными упражнениями (упражнения на специальных снарядах, преодоление полос препятствий, плавание, марш- броски, спортивное ориентирование и др.); организация и подготовка к учебным сборам на базе воинской части. Ознакомление с примерным учебным планом по организации и проведению учебных сборов на базе воинской части, режимом дня, условиями пребывания в воинской части, правилами безопасности во время учебных сборов. И только в этом случае обучающиеся 9-10 классов должны будут уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения. Отсюда следует, что для образовательного учреждения, в котором преподавание ОБЖ не ведется на профильном уровне, оснащение образовательного процесса макетами оружия, приборами разведки, компасами и общевойсковой полосой препятствий является правом, а не обязанностью. Необходимо также отметить, что общевойсковая полоса препятствий, указанная в исковых требованиях прокурора, в Инструкции об организации обучения граждан не упоминается. Единая полоса препятствий, которая приводится в Наставлении по физической подготовке во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и на которую в исковом заявлении делается ссылка, состоит из 11 элементов. В этом же документе приводится состав полосы препятствий для личного состава воинских частей и подразделений, предназначенных для действий в горах (13 элементов). При этом ни в одном нормативном правовом акте не содержится указаний, какие именно элементы, и какой полосы препятствий должны использоваться образовательным учреждением и могут ли они использоваться вообще. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В силу части 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; военно- патриотическое воспитание. Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О воинской обязанности и "военной службе» предусмотрено, что до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных учреждений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В соответствии с пунктами 2-5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, где граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. Пунктом 7 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» определено, что в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Согласно пунктам 11-14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан. Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Установлено, что в МОУ СОШ с. Нижняя Саниба изучение основ безопасности жизнедеятельности происходит на базовом уровне среднего (полного) общего образования. Исковые требования прокурора основываются на рекомендуемых в приложении к № к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах нормативах материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Из представленных доказательств (письма начальника Управления образования от ДД.ММ.ГГГГ № и информации об учебно-материальной базе по подготовке учащихся по основам военной службы; общих сведений об учебно-материальной базе подготовки учащихся по основам военной службы образовательных учреждений Пригородного района от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что прокурором Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания была проведена проверка соблюдения МОУ СОШ с. Нижняя Саниба требований пункт 14 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам которой установлено, что материальная база не соответствует требованиям закона. Представителем МОУ СОШ с. Нижняя Саниба признано отсутствие оснащения учебно-материальной базы в части массогабаритного макета автомата Калашникова, стрелкового тира или места для стрельбы (электронного стрелкового тренажера), приборов радиационной и химической разведки, бытового дозиметра, визирной линейки, электронных образовательных изделий на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ), комплекта аппаратуры для демонстрации ЭОИ, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, шины транспортной Дитерихса для нижних конечностей (модернизированной); общевойскового защитного комплекта, носилок санитарных, лямки медицинской носилочной, макета простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, набора палаток по устройству или электронных изделий, макета убежища в разрезе или в формате ЭОИ, аптечки АИ, пакетов перевязочных ППИ, пакетов противохимических индивидуальных ИПП-11, сумки СМС, бинта марлевого медицинского нестерильного размером 7 м х 14 см, бинта марлевого медицинского нестерильного, размером 5 м х 10 см, ваты медицинской компрессной, косынки медицинской (перевязочной), повязки медицинской большой стерильной, повязки медицинской малой стерильной, булавки безопасной, шины проволочной (лестничной) для ног, шины проволочной (лестничной) для рук, шины фанерной длиной 1 м, жгута кровоостанавливающего эластичного, знака нарукавного Красного Креста, флага Красного Креста. В подтверждение представлена подписанная директором МОУ СОШ с. Нижняя Саниба сведений о материально-техническом оснащении МОУ СОШ с. Нижняя Саниба для обучения граждан ОБЖ от 08 июня 2011 года №49. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. Ответчик не представил доказательств устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры, состоящих в неисполнении требований действующего законодательства в области подготовки граждан к военной службе, получения начальных знаний в области обороны, военно-патриотического воспитания граждан. Из анализа приведенных правовых норм следует, что отсутствие у МОУ СОШ с. Нижняя Саниба всех рекомендуемых составляющих учебно-материальной базы нарушает конституционное право его учащихся на образование, в частности, на получение знаний об обороне государства, о воинской обязанности, приобретение навыков в области гражданской обороны. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено право прокурора на обращение в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, носит рекомендательный характер. Однако это обстоятельство не влияет на обоснованность исковых требований, поскольку указанная Инструкция утверждена приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации, из анализа содержания которого усматривается, что ее рекомендуемые требования об учебно - материальной базе обязательны для исполнения во всех образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах и обеспечивает реализацию базисного компонента государственного образовательного стандарта по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанная выше Инструкция обязательна для исполнения ответчиком. Таким образом, иск прокурора в части требования об обязании МОУ СОШ с. Нижняя Саниба привести учебно-материальную базу МОУ СОШ с. Нижняя Саниба в соответствие с требованиями пункта 14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности обеспечить школу материально-техническими средствами обучения: массогабаритным макетом автомата Калашникова, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером), приборами радиационной и химической разведки, бытовым дозиметром, визирной линейкой, электронными образовательными изделиями на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ), комплектом аппаратуры для демонстрации ЭОИ, манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий, шиной транспортной Дитерихса для нижних конечностей (модернизированной); общевойсковым защитным комплектом, носилками санитарными, лямкой медицинской носилочной, макетом простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, набором палаток по устройству или электронными изделиями, макетом убежища в разрезе или в формате ЭОИ, аптечкой АИ, пакетами перевязочными ППИ, пакетами противохимическими индивидуальными ИПП-11, сумкой СМС, бинтом марлевым медицинским нестерильным размер 7 м х 14 см, бинтом марлевым медицинским нестерильным, размер 5 м х 10 см, ватой медицинской компрессной, косынкой медицинской (перевязочной), повязкой медицинской большой стерильной, повязкой медицинской малой стерильной, булавкой безопасной, шиной проволочной (лестничной) для ног, шиной проволочной (лестничной) для рук, шиной фанерной длиной 1 м, жгутом кровоостанавливающим эластичным, знаком нарукавного Красного Креста, флагом Красного Креста является обоснованным и подлежит удовлетворению, а в удовлетворении остальной части иска следует отказать за необоснованностью, поскольку остальные перечисленные составляющие учебно-материальной базы у ответчика имеются. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: Исковые требования прокурора Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания удовлетворить частично. Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба» Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания привести учебно-материальную базу в соответствие с требованиями пункта 14 приказа Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности обеспечить школу материально-техническими средствами обучения: массогабаритным макетом автомата Калашникова, стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронным стрелковым тренажером), приборами радиационной и химической разведки, бытовым дозиметром, визирной линейкой, электронными образовательными изделиями на магнитных и оптических носителях по тематике программы (ЭОИ), комплектом аппаратуры для демонстрации ЭОИ, манекеном-тренажером для реанимационных мероприятий, шиной транспортной Дитерихса для нижних конечностей (модернизированной); общевойсковым защитным комплектом, носилками санитарными, лямкой медицинской носилочной, макетом простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, набором палаток по устройству или электронными изделиями, макетом убежища в разрезе или в формате ЭОИ, аптечкой АИ, пакетами перевязочными ППИ, пакетами противохимическими индивидуальными ИПП-11, сумкой СМС, бинтом марлевым медицинским нестерильным размер 7 м х 14 см, бинтом марлевым медицинским нестерильным, размер 5 м х 10 см, ватой медицинской компрессной, косынкой медицинской (перевязочной), повязкой медицинской большой стерильной, повязкой медицинской малой стерильной, булавкой безопасной, шиной проволочной (лестничной) для ног, шиной проволочной (лестничной) для рук, шиной фанерной длиной 1 м, жгутом кровоостанавливающим эластичным, знаком нарукавного Красного Креста, флагом Красного Креста. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания через Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья Л.К.Байсангурова